МИРАКЛЬ
МИРАКЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculum – чудо), жанр средневековой религиозной драмы, разновидность мистерии (либо составная часть грандиозного, длящегося много часов, а то и несколько дней подряд, мистериального представления). Основу сюжета миракля составляет чудо, совершенное Девой Марией или святыми. Миракль непременно носит назидательный характер, его текст изложен в стихотворной форме.
Миракль возник во Франции самом начале 13 в. как идеологическое орудие церкви, пропагандирующее идеи христианства и христианскую мораль. Не случайно первый известный миракль, Игра о святом Николае (Ж.Бодель, 1200), сюжетно связан с главными событиями христианского мира 12–13 вв. – крестовыми походами. В силу его специфических особенностей, основной акцент в миракле приходился не на актера, но на специальные эффекты, техническое оснащение, позволяющее зримо воплотить чудо. Однако интересно, что уже в первый миракль, наряду с основными сюжетными сценами, включены и бытовые эпизоды.
В 14 в. в миракле, получившем распространение во всех странах Европы, укрепляется тенденция усиления реалистических элементов. Миракль того времени отражает обострение феодальных противоречий, кровавой борьбы за власть и междоусобной Столетней войны (Миракль о Роберте-дьяволе, Миракль о Берте с большими ногами, Спасенная аббатиса и др.). К тому же времени возникает традиция создания мираклей на сюжеты латинских повестей, городских фаблио и эпических поэм (франц. Миракль о Гризельде, итал. Представление о Стеле и Представление о святой Уливе, испанск. auto sacramental – «священные действа» – Житие святой Орозии и др.).
В 15–16 вв. миракль существовал в европейском театре примерно на равных правах с моралите. Однако к концу популярность миракля идет на спад; хотя в католической Испании отголоски этого жанра отчетливо слышны в драматургии Ренессанса (Л. де Вега, Т. де Молина, П.Кальдерон).
К концу 17–18 вв. миракль в своем каноническом виде сохраняется только в репертуаре иезуитских школьных театров.
На рубеже 19–20 вв. миракль переживает краткий период возрождения в драматургии символистов (М.Метерлинк Сестра Беатриса, Чудо святого Антония; Л.Андреев Жизнь человека; и др.).
Татьяна Шабалина
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»