Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

МИРАКЛЬ

МИРАКЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculum – чудо), жанр средневековой религиозной драмы, разновидность мистерии (либо составная часть грандиозного, длящегося много часов, а то и несколько дней подряд, мистериального представления). Основу сюжета миракля составляет чудо, совершенное Девой Марией или святыми. Миракль непременно носит назидательный характер, его текст изложен в стихотворной форме.

Также по теме:
МИСТЕРИЯ
МИСТЕРИЯ

Миракль возник во Франции самом начале 13 в. как идеологическое орудие церкви, пропагандирующее идеи христианства и христианскую мораль. Не случайно первый известный миракль, Игра о святом Николае (Ж.Бодель, 1200), сюжетно связан с главными событиями христианского мира 12–13 вв. – крестовыми походами. В силу его специфических особенностей, основной акцент в миракле приходился не на актера, но на специальные эффекты, техническое оснащение, позволяющее зримо воплотить чудо. Однако интересно, что уже в первый миракль, наряду с основными сюжетными сценами, включены и бытовые эпизоды.

В 14 в. в миракле, получившем распространение во всех странах Европы, укрепляется тенденция усиления реалистических элементов. Миракль того времени отражает обострение феодальных противоречий, кровавой борьбы за власть и междоусобной Столетней войны (Миракль о Роберте-дьяволе, Миракль о Берте с большими ногами, Спасенная аббатиса и др.). К тому же времени возникает традиция создания мираклей на сюжеты латинских повестей, городских фаблио и эпических поэм (франц. Миракль о Гризельде, итал. Представление о Стеле и Представление о святой Уливе, испанск. auto sacramental – «священные действа» – Житие святой Орозии и др.).

В 15–16 вв. миракль существовал в европейском театре примерно на равных правах с моралите. Однако к концу популярность миракля идет на спад; хотя в католической Испании отголоски этого жанра отчетливо слышны в драматургии Ренессанса (Л. де Вега, Т. де Молина, П.Кальдерон).

К концу 17–18 вв. миракль в своем каноническом виде сохраняется только в репертуаре иезуитских школьных театров.

На рубеже 19–20 вв. миракль переживает краткий период возрождения в драматургии символистов (М.Метерлинк Сестра Беатриса, Чудо святого Антония; Л.Андреев Жизнь человека; и др.).

Татьяна Шабалина

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Спорт

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет