Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

МИРЗОЕВ, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

МИРЗОЕВ, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1957), российский режиссер театра и кино.

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

Родился 21 октября 1957 в Москве. Впервые вышел на сцену в детском театре в Текстильщиках. После окончания школы учился в педагогическом институте, работал на заводе. Поступил в ГИТИС (сегодня – РАТИ) в 1976 на факультет режиссуры цирка (мастерская М.Местечкина). После окончания института в 1981 несколько лет занимался театральной журналистикой.

Режиссерская биография Мирзоева ведет свое начало с 1987, когда он принял участие в работе молодежного творческого объединения «Дебют» при театре «Ленком» (руководитель М.Шатров). В этом же году, в ноябре, он стал руководителем театра-студии «Домино» при Союзе театральных деятелей РСФСР. За полтора года в театре-студии поставил спектакли Тлеющие угли С.Беккета, Возможности А Г.Баркера, Полуденный раздел П.Клоделя, Эскориал М. де Гельдерода, Праздничный день О.Михайловой, Мадам Маргарита Р.Атайяда, Фрекен Жюли А.Стриндберга.

Также по теме:
КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО)
КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО)

В 1989 эмигрировал в Канаду, в Торонто – город, который в англоязычном мире считается третьим театральным центром после Нью-Йорка и Лондона. Первые полгода он занимался неквалифицированным трудом и учил язык, а в декабре 1990 основал в Торонто театральную компанию «Horizontal Eight» («Горизонтальная восьмерка»), став одновременно и художественным руководителем труппы. В этом театре за четыре года он выпустил двенадцать спектаклей. Среди них Предложение и Медведь А.Чехова, Саломея О.Уайльда, Игроки в пинг-понг У.Сарояна, Коллекция Г.Пинтера, Сильнейший А.Стриндберга, Калигула А.Камю, Русский сон О.Михайловой и др. Ко многим спектаклям он сам разрабатывал сценографию и костюмы (в соавторстве с Д.Белопольским). Вскоре имя Мирзоева получило известность – его спектакли пользовались популярностью, его приглашали на проведение мастер-классов в университетах Торонто, Мичигана и др. Со студентами факультета театра и драмы Мичиганского университета поставил спектакль День рождения по пьесе Г.Пинтера.

В 1993 вернулся в Москву. Первый спектакль после возвращения, Женитьба Н.Гоголя, он поставил в Московском драматическом театре им. К.Станиславского (1994). Этот спектакль вывел Мирзоева в число интересных и спорных театральных режиссеров. Его приглашали на постановки, каждая из которых вызывала зрительский интерес и неоднозначную реакцию театральной критики – от восхищения до полного неприятия.

В конце 1990-х – начале 2000-х в театре им.Станиславского Мирзоев поставил спектакли Хлестаков Н.Гоголя, Голуби М.Угарова, Тот этот свет А.Казанцева, Укрощение строптивой и Двенадцатая ночь У.Шекспира, Пария и Кто сильнее А.Стриндберга, В поисках чудесного – современный балет-оперу по кругу идей Г.Гурджиева, философа и мистика начала 20 в. (спектакль сделан в сотрудничестве с балетмейстером из Торонто К.Франк и композитором А.Шелыгиным). В этот же период работал и в других театрах: Сирано де Бержерак Э.Ростана и Амфитрион Ж.-Б.Мольера в театре им.Вахтангова, Две женщины (сценическая версия Месяца в деревне И.Тургенева) в Ленкоме, Коллекция Пинтера по Г.Пинтеру в антрепризе Арт-Мост; Миллионерша Б.Шоу в театре Эстрады; Тартюф Ж.-Б.Мольера в Русском драматическом театре Вильнюса.

Простое перечисление названий очерчивает широкий круг театральных интересов и пристрастий режиссера – классика и авангард, в том числе – т.н. «новая драма» России: М.Угаров, О.Михайлова. Вскоре сформировался и круг «мирзоевских» актеров, которые работают с ним в рамках его метода. Сам Мирзоев определяет этот метод как своего рода сократический диалог – разговор «на равных», полноправное соавторство, заставляющее актера мыслить, искать ответы на поставленные режиссером вопросы. Такими актерами стали С.Маковецкий, Е.Шанина, О.Лапшина, молодые И.Гринева и В.Колганов. Но наиболее успешным стало сотрудничество Мирзоева с М.Сухановым, интересным и востребованным артистом сегодняшней Москвы. Суханов – участник почти всех театральных проектов режиссера, в 2002 он стал обладателем театральной премии «Золотая маска» за актерскую работу в спектакле Мирзоева Сирано де Бержерак. Работа Суханова 2003 в главной роли спектакля Мирзоева Лир (по Королю Лиру Шекспира) вызвала рекордное число статей и театральных рецензий. В то же время в большинстве их них работа режиссера и актера расценивается негативно, иногда – чуть ли не как провал.

В 2002 Мирзоев был приглашен в Мариинский театр Санкт-Петербурга на постановку опер Р.Вагнера Зигфрид и Гибель богов.

Осенью 2003 Мирзоев, ранее отвергавший предложения долгосрочной работы, стал художественным руководителем театра им.Станиславского. Начало своей деятельности в новом качестве он ознаменовал постановкой спектакля Семеро святых из деревни Брюхо по пьесе Л.Улицкой. Сложную трагикомическую эстетику спектакля-мифа, определенную режиссером как «медитация о русском юродстве», критики встретили широком разбросом мнений. На этом посту Мирзоев оставался всего один сезон. В настоящее время он вернулся к удобной для себя форме работы в качестве приглашенного на спектакль режиссера. Так, в 2006 им был поставлен спектакль Дракон по сказке Е.Шварца в Театриуме на Серпуховке; в  в театре им.Вахтангова – Принцесса Ивонна (по пьесе Ивонна, принцесса Бургундская Витольда Гомбровича), в 2011 — Предательство (по одноименной пьесе Гарольда Пинтера).

Среди работ Мирзоева в смежных видах искусства – телевизионные постановки Русская народная почта (2002, пьеса О.Богаева, выпущена к 75-летию М.Ульянова), Страстное и сочувственное созерцание (2002, пьеса М.Курочкина), Любовь по Л.Петрушевской (1997), фильмы Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски (1997) и Четыре Любови (2004), Знаки любви (2006), Борис Годунов (2011).

Татьяна Шабалина

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Кутловская Е. Театр лечит неврозы. «Независимая газета», 2000, 30 марта
Аксенова Г. Антология русского уродства. «Независимая газета», 2003, 16 декабря
Алпатова И. В тридевятом царстве, в никаком году. «Культура», 2003, 18 декабря
Ванденко А. Демократия им.Станиславского. «Итоги», 2003, 21 октября
Шимадина М. У семи святых театр без кассы. «Коммерсант», 2003, 16 декабря
Мирзоев В. В России люди живут иллюзией, что деньги дадут им счастье. «Огонек», 2004, 21 декабря
Уход конем. Интервью с Владимиром Мирзоевым. «Московский комсомолец», 2004, 28 сентября
Владимир Мирзоев: У зрителя есть миф, и с ним нужно работать. «Ведомости», 2005, 6 февраля
Давыдова М. Лиру – Лир. «Известия», 2005, 9 марта

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест

Мифология

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет