Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР МАСТЕРСКАЯ П.Н.ФОМЕНКО

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ П.Н.ФОМЕНКО» был создан в 1993 на основе актерско-режиссерского курса Российской Академии театрального искусства (РАТИ), набранного режиссером, педагогом, заслуженным деятелем искусств и народным артистом РФ Петром Наумовичем Фоменко в 1988. Для режиссерской манеры Фоменко были характерны сочетание бережного чуткого прочтения произведения с парадоксальностью, построение спектакля по принципу ироничного сопоставления контрастных эпизодов, яркая театральность и музыкальность, воспитание слаженного актерского ансамбля. В «Мастерской» поставил спектакли Таня-Таня О.Мухиной, 1996, современную, грустную историю любви, наполненную ностальгическими иллюзиями 1950-х (специальные призы за лучшие женские роли Галине Тюниной, Ксении и Полине Кутеповым на театральном фестивале «Контакт-96»), Чичиков. Мертвые души. Том второй. Н.Гоголь, 1998 – драматическую композицию на тему позднего предсмертного Гоголя, главным мотивом которой становится таинственная связь творца и творения, Одна абсолютно счастливая деревня, передающая мир поэтичной прозы ленинградского писателя Б.Б.Вахтина, 2000 (премия им.Станиславского, первая в жизни Мастерской «Золотая маска»), Семейное счастие, Война и мир. Начало романа. Сцены по Л.Н.Толстому («Золотые маски» – 2002 за лучший спектакль малой формы и за режиссуру), Безумная из Шайо Ж.Жироду, 2001, Египетские ночи А.Пушкина – В.Брюсова, 2003. Основой труппы театра «Мастерской» стало второе поколение «фоменок» – это десять актеров и четыре режиссера: помимо П.Н.Фоменко это Евгений Каменькович, Сергей Женовач и Иван Поповски (Македония).

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

Театр начинался еще в годы учебы будущих актеров в ГИТИСе, когда режиссер Е.Б.Каменькович удачно поставил Двенадцатую ночь У.Шекспира (1990) – веселую рождественскую сказку. Тогда и возникла идея о своем театре, которая укрепилась после успеха спектакля Владимир III степени (1991, инсценировка и постановка С.В.Женовача, одно из лучших воплощений гоголевского духа). Иван Поповски стал известен, поставив на третьем курсе в узком коридоре ГИТИСа спектакль Приключение по пьесе М.Цветаевой, отмеченный театральной критикой премией «Гвоздь сезона – 1992». Впоследствии, где бы спектакль не ставился, воссоздавалось пространство пьесы – тот узкий гитисовский коридор.

«Мастерская Петра Фоменко» была задумана как экспериментальный театр, с маленькой труппой которого разные режиссеры могут осуществлять свои замыслы, максимально «раскрывать» актеров, осваивать сложные сценические пространства, работать в разнообразной стилистике. Разные творческие индивидуальности (спокойная внешняя простота Женовача и оригинальность формы, изощренность фантазии Каменьковича, метафоричность, использование различных новаций, видеоарта, у Поповски составляют мощное режиссерское ядро театра, стиль работы которого отличает соединение традиций психологического реализма с яркой сценической формой. Если коротко охарактеризовать Мастерскую Фоменко, то это экспериментальный театр-лаборатория, где, тем не менее, успешно и неординарно ставят большую сложную драматургию и инсценировки интеллектуальной прозы (предпочтение отдается отечественной классике). Каждый спектакль театра становится событием в московской театральной жизни.

Также по теме:
ФОМЕНКО, ПЕТР НАУМОВИЧ
ФОМЕНКО, ПЕТР НАУМОВИЧ

С.Женовач поставил Шум и ярость по роману У.Фолкнера, 1993 – самый трагический спектакль Мастерской (получивший за режиссуру вторую премию на фестивале им. В.Высоцкого в 1993, как и актеры К.Кутепова и Ю.Степанов за лучшие роли) и Месяц в деревне И.Тургенева, 1996, Е.Каменькович – Как важно быть серьезным О.Уайльда, 1994, Ю О.Мухиной, 1996, Варваров М.Горького, 1999. И.Поповски – Балаганчик по пьесам А.Блока – 1994, Отравленную тунику по трагедии Н.Гумилева из истории Византийской империи, 2002.

Самым дорогостоящим и технически сложным спектаклем театра стала сценическая композиция Александр Блок. Лирический театр. «Балаганчик» и Незнакомка в постановке Ивана Поповски, которая финансировалась театром «Одеон» и участвовала в «Русском сезоне» в Париже в мае 1994. Репетиции и выпуск проходили в Париже, на сцене Национального театра «Одеон – Театр Европы». В России Балаганчик показали всего четыре раза, т.к. он был рассчитан на огромную и технически оснащенную сцену, что сделало его спектакли в России почти невозможными. Тем не менее, «Мастерская П.Фоменко» не оставляет надежд на его возобновление.

1997–1998 в театре работала Студия стажеров-выпускников актерско-режиссерского курса Фоменко, создавшая спектакли с участием третьего поколения «фоменок»: Зимняя сказка У.Шекспира, режиссер С.Женовач, Школа для дураков С.Соколова, режиссер Е.Каменькович, Холодно-горячо, или Идея господина Дома Ф.Кроммелинка, режиссер Е.Невежина (все 1995), Гарпагониада – спектакль-эксперимент по обэриутской прозе К.К.Вагинова, где сложному и парадоксальному языку литературы режиссером В.Скальниковым было найдено адекватное сценическое воплощение (1996). Сам Фоменко поставил по чеховской Свадьбе апокалиптическую фантазию В сегодняшний, так сказать, как бы, день... Представление в 13 истериках без антракта на музыку Д.Шостаковича (1996). Спектакль был показан в рамках программы Третьего чеховского театрального фестиваля.

К «основоположникам» присоединились выпускники двух следующих выпусков курса Фоменко, закончившие ГИТИС в 1998 и 2001, актеры: К.К.Бадалов, М.Р.Джабраилова, А.И.Казаков, К.П. и П.П.Кутеповы, К.А.Пирогов, Т.Т.Рахимов, Ю.К.Степанов, Г.Б.Тюнина, Р.М.Юскаев, Л.М. Аринина. С.М.Тарамаев, О.П. и И.П.Любимовы, П.В.Агуреева, О.М.Левитина, А.А.Щенников, Т.Моцкус, а также режиссеры Олег Любимов, Андрей Приходько, Сергей Якубенко.

В 1997 театр участвовал в традиционном Авиньонском театральном фестивале, где показал четыре спектакля. В том же году театру было передано помещение, ранее принадлежавшее кинотеатру «Киев» на Кутузовском проспекте, а 13 января 2000, на Старый Новый год, состоялось его торжественное открытие. Первой постановкой театра на собственной площадке стал спектакль Варвары М.Горького, режиссер Е.Каменькович. В 2005 началось строительство нового здания театра на набережной Т.Шевченко, которое было окончено через два года.

Театр известен в Европе, много гастролирует, участвует в ежегодном Осеннем Парижском театральном фестивале. Осенью 2002 парижане смогли посмотреть спектакль Фоменко Война и мир. Начало романа. Сцены по Л.Толстому. В 2003 на сцене театра Les Gemaux (Sceaux) представлена еще одна постановка Фоменко – композиция по произведениям А.Пушкина и В.Брюсова Египетские ночи.

Среди премьер 2001–2003 сезона – Танцы на празднике урожая классика ирландской драматургии Б.Фрила, 2001, Мотыльки по комической утопии П.Гладилина, 2000, режиссер Е.Каменькович и Белые ночи по Ф.М.Достоевскому, режиссер Н.Дручек, 2003. В 2003 руководитель Мастерской ставит в «Комеди Франсез» Лес А.Н. Островского.

Мастерская Фоменко – один из лучших театров Москвы. Это театр режиссерский, где тем не менее к авторскому тексту относятся бесконечно бережно. На его спектаклях зрителя не ждут провокации. Благородство, изящество, душевная теплота, этюдная камерная атмосфера остается основным стилевым принципом Мастерской. Спектакли Мастерской находят отзвук в сердце каждого зрителя.

За создание театра в 1998 П.Фоменко получил Государственную премию Российской Федерации.

Елена Ярошевич

Московский театр «Мастерская П.Н.Фоменко» (Старое здание). Москва, Кутузовский проспект, д.30Московский театр «Мастерская П.Н.Фоменко» (Новое здание). Москва, Набережная Тараса Шевченко, д.29

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Левитин М. О Петре Фоменко. – Театральная жизнь, 1990, № 19
Островский А. Фоменки: сентиментальный очерк в двух попытках. – Театр, 1991, № 12
Соколинский Е. Амадей Наумович. – Театральная жизнь, 1991, № 16
Максимова В. Странник Петр Фоменко и его актеры. – Московский наблюдатель, 1993, № 7

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Путешественники

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Математика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет