Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

НАУМОВ, ВЛАДИМИР НАУМОВИЧ

НАУМОВ, ВЛАДИМИР НАУМОВИЧ (р. 1927), русский режиссер. Народный артист СССР (1983). Родился 6 декабря 1927 в Ленинграде. В 1951 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко). Как практикант-ассистент режиссера участвовал в работе над военно-исторической картиной Савченко Третий удар. Ассистентом режиссера начал работу и над другим его фильмом – Тарас Шевченко. После смерти Савченко вместе с А.Аловым заканчивал этот фильм, после чего образовалось содружество двух молодых режиссеров, не менее успешно работавших и как сценаристы. Их дебютом стала снятая на Киевской киностудии лента о Гражданской войне Тревожная молодость (по роману В.Беляева Старая крепость). Тема была продолжена фильмами Павел Корчагин (экранизация романа Н.Островского Как закалялась сталь) и Ветер. В фильме Мир входящему (специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции, 1962) Алов и Наумов рассказали об одном из эпизодов конца Великой Отечественной войны, когда солдатская доблесть принимает форму заботы и милосердия.

Также по теме:
КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО)
КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО)

В 1966 режиссеры обратились к творчеству Ф.М.Достоевского (Скверный анекдот), результатом чего стала искрометная сатирическая фантасмагория, полная гротескных образов и политических аллюзий (именно из-за них фильм не вышел в прокат). В эпическом киноромане Бег (по мотивам произведений М.Булгакова) Алову и Наумову удалось проследить драматическую судьбу различных представителей русского общества, попавших в водоворот Гражданской войны и эмиграции. Серьезное отношение к историческому и литературному материалу в процессе авторской работы над сценарием и постановки фильма способствовало заметному смягчению неизбежных в то время идеологических акцентов и углублению характеров героев фильма, ярко сыгранных В.Дворжецким, М.Ульяновым, А.Баталовым и другими актерами.

Интерес к эпохе Гражданской войны и опыт экранизации романа Как закалялась сталь побудили Наумова и Алова к повторному обращению к роману Н.Островского – на этот раз в форме сценария для телесериала, поставленного режиссером Н.Мащенко. Пристрастие к эпическим сюжетам и масштабным историческим реконструкциям нашло свое продолжение в двухсерийной картине Легенда о Тиле (по Ш. де Костеру; главная премия МКФ в Брюсселе, 1980), где проявились особенности поздней режиссерской стилистики Наумова и Алова – «барочная» насыщенность, даже чрезмерная тяжеловесность изобразительных решений, многофигурные композиции и красочные массовки, совмещение реалистически-бытового и иллюзорного ряда. В реальную историческую канву (встреча лидеров стран-участниц антигитлеровской коалиции) был вписан сюжет Тегерана-43 (главная премия МКФ в Москве, 1981), одного из лучших советских фильмов в жанре политического триллера, поставленного в копродукции с рядом зарубежных кинокомпаний и при участии Алена Делона. Последней совместной режиссерской работой Наумова и Алова была экранизация романа Ю.Бондарева Берег, где события современности переплетались с воспоминаниями о прошедшей войне. После смерти Алова (1983) Наумовым был экранизирован еще один роман Бондарева – Выбор. В фильмах конца 1980-х годов (Закон, Десять лет без права переписки) режиссер обратился к теме сталинских репрессий. Жанровые координаты его следующего фильма – Белый праздник, поставленного в 1994 по мотивам повести итальянского писателя Т.Гуэрра Сто птиц, – пересечение притчи, мистической истории, психологической драмы. В фильме Нардо, или сон белой собаки режиссер сделал попытку усложнить типичную структуру криминального триллера (героиня мстит за убитого мужа, крупного финансиста и политика) характерными для своего творчества поэтико-философскими образами.

Также по теме:
КИНЕМАТОГРАФ
КИНЕМАТОГРАФ

Возглавляя режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1980, с Аловым до 1983), В.Наумов постоянно выступает художественным руководителем дипломных и дебютных работ молодых режиссеров. Женат на актрисе Н.Белохвостиковой, игравшей во всех его фильмах, начиная с Легенды о Тиле.

ВЛАДИМИР НАУМОВ

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Городецкий А. Владимир Наумов. М., 1987
Алов А., Наумов В. Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1989
Манцов И. Угрюмая поступь истории. – Искусство кино, 1992, № 4

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

История в фактах

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Африка

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет