Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПАШЕННАЯ, ВЕРА НИКОЛАЕВНА

ПАШЕННАЯ, ВЕРА НИКОЛАЕВНА (1887–1962), русская актриса. Народная артистка СССР (1937), лауреат Государственной (1943) и Ленинской (1961) премий. Родилась 7 (19) сентября 1887 в Москве, в семье известного актера Н.П.Рощина-Инсарова, с успехом выступавшего в Москве (Театр Корша), Киеве и др. городах. Ведущие роли во многих театрах России (в том числе в Малом и Александринском) играла и сестра Пашенной, актриса Е.Н.Рощина-Инсарова, эмигрировавшая после революции.

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

В 1907, окончив Московское театральное училище по классу знаменитого актера, режиссера, театрального педагога А.П.Ленского, Пашенная была зачислена в труппу Малого театра. Играла роли М.Н.Ермоловой: шиллеровская Мария Стюарт (1910), Катерина в Грозе (1911), Лариса в Бесприданнице (1911) А.Н.Островского. В первые годы на сцене эти роли, несмотря на пророчество Ленского («артистка на сильные драматические роли»), не принесли Пашенной успеха (позже Мария Стюарт, к которой она вернулась в 1920-е годы, стала удачей актрисы). Однако великолепные внешние данные, мощный темперамент, несомненная глубина натуры, поразительный грудной голос, наделенный множеством оттенков, – все это сулило яркую сценическую судьбу. По-настоящему Пашенная нашла себя в ролях Марии Андреевны, Анны Павловны (Бедная невеста и Шутники Островского, 1909 и 1917), Лизы в Горе от ума (1917), которую она – вопреки существовавшей традиции – сыграла не служаночкой, а сообразительной девушкой из крепостных. Серьезной удачей стало исполнение актрисой роли Евгении (На бойком месте Островского, 1915), которую она играла впоследствии на протяжении многих лет. Умная и хищная, лукавая и эгоистичная, по-женски необычайно притягательная, Евгения, по замечанию известного театрального критика П.А.Маркова, «возглавляла список ролей, в которых Пашенная обнаружила себя как подлинно национальная, русская актриса». Скрытая мощь характера проявилась и в Девице из пьесы Горького Старик (1919). Исконно русская природа таланта актрисы не мешала ей успешно выступать в ролях западного репертуара. В 1919 удачей была признана ее Электра в одноименной пьесе Г.Гофмансталя, много позже, в 1935, Пашенная совершенно по-своему сыграла в Отелло служанку Дездемоны Эмилию – не приспешницу Яго, а преданную госпоже простую женщину из народа. И трагические, и комические, и острохарактерные роли равно привлекали актрису. Не всегда удовлетворенная своей занятостью в репертуаре Малого, она успевала играть и в других театрах (в Театре бывш. Корша в 1921 вернулась к Бесприданнице, в Музыкальной студии МХАТ сыграла в 1924 заглавную роль в комедии Аристофана Лисистрата в постановке В.И.Немировича-Данченко), а в сезоне 1922–1923 по приглашению К.С.Станиславского приняла участие (будучи к этому времени женой актера МХАТа В.Ф.Грибунина) в турне МХАТа по Америке. В гастрольных спектаклях МХАТа Пашенная выступила в ролях Ирины (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого), чеховской Ольги (Три сестры), Василисы (На дне Горького).

Пашенная создала целую галерею женских образов в советских пьесах 1920–1940-х годов. Иногда ей удавалось вдохнуть в них жизнь, а роль Любови Яровой (Любовь Яровая К.Тренева, 1926) стала одним из ее крупнейших достижений. Одновременно появлялись новые работы в классической драматургии: Мурзавецкая, Гурмыжская, Кукушкина Островского (Волки и овцы, Лес, Доходное место 1935, 1937, 1948); Анна Андреевна (Ревизор, 1938); Хлестова в Горе от ума (1949–1950).

Искусство Пашенной, выступавшей на сцене с Ленским, Южиным, Садовской, Ермоловой, Остужевым, – ярчайшее проявление верности традициям Малого театра. Роли последнего десятилетия жизни стали ее высшими творческими достижениями: Васса Железнова (1952), Хозяйка Нискавуори (Каменное гнездо Х.Вуолийоки 1957), Кабаниха в Грозе, поставленной ею самой совместно с М.Гладковым (1962).

Почти полвека Пашенная вела педагогическую работу: в начале 1920-х годов принимала активное участие в организации Студии Малого театра, с 1918 преподавала в Училище им. М.С.Щепкина (с 1941 – профессор), где в 1945–1960 руководила кафедрой мастерства актера.

Умерла Пашенная в Москве 28 октября 1962.

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Дурылин В. В.Н.Пашенная. М. – Л., 1946
Пашенная В. Искусство актрисы. М., 1954
Пашенная В. Ступени творчества. М., 1964
В.Н.Пашенная. Статьи. Воспоминания. М., 1971

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Американское кино»
На каком инструменте играет Вуди Аллен в ночных клубах Нью-Йорка?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Страны мира

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2021 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет