Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПАШЕННАЯ, ВЕРА НИКОЛАЕВНА

ПАШЕННАЯ, ВЕРА НИКОЛАЕВНА (1887–1962), русская актриса. Народная артистка СССР (1937), лауреат Государственной (1943) и Ленинской (1961) премий. Родилась 7 (19) сентября 1887 в Москве, в семье известного актера Н.П.Рощина-Инсарова, с успехом выступавшего в Москве (Театр Корша), Киеве и др. городах. Ведущие роли во многих театрах России (в том числе в Малом и Александринском) играла и сестра Пашенной, актриса Е.Н.Рощина-Инсарова, эмигрировавшая после революции.

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

В 1907, окончив Московское театральное училище по классу знаменитого актера, режиссера, театрального педагога А.П.Ленского, Пашенная была зачислена в труппу Малого театра. Играла роли М.Н.Ермоловой: шиллеровская Мария Стюарт (1910), Катерина в Грозе (1911), Лариса в Бесприданнице (1911) А.Н.Островского. В первые годы на сцене эти роли, несмотря на пророчество Ленского («артистка на сильные драматические роли»), не принесли Пашенной успеха (позже Мария Стюарт, к которой она вернулась в 1920-е годы, стала удачей актрисы). Однако великолепные внешние данные, мощный темперамент, несомненная глубина натуры, поразительный грудной голос, наделенный множеством оттенков, – все это сулило яркую сценическую судьбу. По-настоящему Пашенная нашла себя в ролях Марии Андреевны, Анны Павловны (Бедная невеста и Шутники Островского, 1909 и 1917), Лизы в Горе от ума (1917), которую она – вопреки существовавшей традиции – сыграла не служаночкой, а сообразительной девушкой из крепостных. Серьезной удачей стало исполнение актрисой роли Евгении (На бойком месте Островского, 1915), которую она играла впоследствии на протяжении многих лет. Умная и хищная, лукавая и эгоистичная, по-женски необычайно притягательная, Евгения, по замечанию известного театрального критика П.А.Маркова, «возглавляла список ролей, в которых Пашенная обнаружила себя как подлинно национальная, русская актриса». Скрытая мощь характера проявилась и в Девице из пьесы Горького Старик (1919). Исконно русская природа таланта актрисы не мешала ей успешно выступать в ролях западного репертуара. В 1919 удачей была признана ее Электра в одноименной пьесе Г.Гофмансталя, много позже, в 1935, Пашенная совершенно по-своему сыграла в Отелло служанку Дездемоны Эмилию – не приспешницу Яго, а преданную госпоже простую женщину из народа. И трагические, и комические, и острохарактерные роли равно привлекали актрису. Не всегда удовлетворенная своей занятостью в репертуаре Малого, она успевала играть и в других театрах (в Театре бывш. Корша в 1921 вернулась к Бесприданнице, в Музыкальной студии МХАТ сыграла в 1924 заглавную роль в комедии Аристофана Лисистрата в постановке В.И.Немировича-Данченко), а в сезоне 1922–1923 по приглашению К.С.Станиславского приняла участие (будучи к этому времени женой актера МХАТа В.Ф.Грибунина) в турне МХАТа по Америке. В гастрольных спектаклях МХАТа Пашенная выступила в ролях Ирины (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого), чеховской Ольги (Три сестры), Василисы (На дне Горького).

Пашенная создала целую галерею женских образов в советских пьесах 1920–1940-х годов. Иногда ей удавалось вдохнуть в них жизнь, а роль Любови Яровой (Любовь Яровая К.Тренева, 1926) стала одним из ее крупнейших достижений. Одновременно появлялись новые работы в классической драматургии: Мурзавецкая, Гурмыжская, Кукушкина Островского (Волки и овцы, Лес, Доходное место 1935, 1937, 1948); Анна Андреевна (Ревизор, 1938); Хлестова в Горе от ума (1949–1950).

Искусство Пашенной, выступавшей на сцене с Ленским, Южиным, Садовской, Ермоловой, Остужевым, – ярчайшее проявление верности традициям Малого театра. Роли последнего десятилетия жизни стали ее высшими творческими достижениями: Васса Железнова (1952), Хозяйка Нискавуори (Каменное гнездо Х.Вуолийоки 1957), Кабаниха в Грозе, поставленной ею самой совместно с М.Гладковым (1962).

Почти полвека Пашенная вела педагогическую работу: в начале 1920-х годов принимала активное участие в организации Студии Малого театра, с 1918 преподавала в Училище им. М.С.Щепкина (с 1941 – профессор), где в 1945–1960 руководила кафедрой мастерства актера.

Умерла Пашенная в Москве 28 октября 1962.

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Дурылин В. В.Н.Пашенная. М. – Л., 1946
Пашенная В. Искусство актрисы. М., 1954
Пашенная В. Ступени творчества. М., 1964
В.Н.Пашенная. Статьи. Воспоминания. М., 1971

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Животные

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Спорт

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет