Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПЬЕРО

ПЬЕРО (франц. Pierot, уменьшенная форма имени Пьер), один из персонажей французского ярмарочного театра, возникший в середине 17 в., крестьянин-мукомол, отсюда – набеленное лицо персонажа. Прототип – маска Педролино из итальянской комедии дель арте, изначально ловкий, изворотливый, как все дзанни, но часто попадающий впросак персонаж. Актер играл его без маски, в широкой крестьянской рубахе из мешковины, а лицо обсыпал мукой. На сцене парижского театра «Комеди Итальенн» превратился в печального несчастного возлюбленного, соперника более удачливого Арлекина. Таким он предстает на знаменитом полотне А.Ватто Жиль.

Также по теме:
УЛИЧНЫЙ ТЕАТР
УЛИЧНЫЙ ТЕАТР

В 1819 на сцене парижского театра «Фонамбюль» мим Ж.Г.Б.Дебюро стилизовал маску народного театра в образ отвергнутого несчастного влюбленного, одетого в белый балахон с жабо с длинными рукавами, широкие панталоны, остроконечную шапку. Дебюро первым переосмыслил популярную маску и ввел ее в авторский театр. Нового героя он играл с помощью традиционных приемов театра ярмарки-буффонады, гротеска и эксцентрики, но главным в его образе остались лиризм и жизненная правдивость переживаний, чем он и завоевал симпатии публики. Маска Пьеро стала классическим персонажем пантомимы, а Дебюро – основоположником жанра поэтической пантомимы.

Во второй половине 19 в. маска Пьеро участвовала в становлении амплуа цирковой клоунады и стала прототипом Белого клоуна. Дуэт напыщенного Белого (господина) и хитрого Рыжего (слуги) сыграли большую роль в развитии клоунады.

Также по теме:
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Двум маскам итальянской комедии была суждена долгая жизнь в искусстве. Вечное противостояние Пьеро и Арлекина каждая эпоха трактовала по-своему.

На рубеже 19–20 вв. маски итальянской комедии вновь подверглись стилизации мастерами модерна. Маска Пьеро зажила новой жизнью (полотно П.Сезанна Пьеро и Арлекин, портрет Мейерхольда в роли Пьеро в Балаганчике А.Блока работы Н.Ульянова), постановки В.Мейерхольда Шарф Коломбины, Маскарад, А.Таирова Покрывало Пьеретты, Ящик с игрушками, ностальгический образ, созданный А.Вертинским в его песнях). Персонаж французского ярмарочного театра вернулся к истокам – в эстетически переосмысленную в 20 в. итальянскую комедию дель арте и одновременно, эволюционировав в авторский театр, стал самодостаточным персонажем, театральным феноменом.

Во второй половине 20 в. образ Пьеро-Ж.Г.Б.Дебюро ожил и на экране в знаменитом фильме М.Карне Дети райка (1944). Роль Дебюро исполнил мим Ж.Л.Барро.

Елена Ярошевич

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962
История западноевропейского театра, т. 1. М., 1981
Иллюстрированная история мирового театра. М., 1999
Маска и маскарад в русской культуре 18–20 вв. М., 2000

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Псевдонимы...

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет