Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

РЕЦЕНЗИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ

РЕЦЕНЗИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ (от лат. recensio – рассмотрение, обследование), отзыв, критический анализ драматургического или сценического произведения.

Также по теме:
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Рецензия – произведение, относящееся к жанру театральной критики. В свою очередь, театральная критика, наряду с историей и теорией театра, является составной частью научной дисциплины театроведение. Пожалуй, театр – вид искусства, особенно нуждающийся не только в теоретическом осмыслении, но и в мобильном отклике на спектакли. Большинство видов искусства (живопись, скульптура, литература, кино, композиторское искусство и т.д.) обладают способностью фиксировать свои произведения в том виде, как их создал автор. Театральный спектакль существует только «здесь и сейчас» – в тот момент, когда спектакль идет, и с его окончанием исчезает безвозвратно. Каждый спектакль, – даже с одним и тем же составом исполнителей, – это иной спектакль, отличный от предыдущего, меняющий акценты, эмоциональное напряжение, а порой и смысл. Эта особенность относится к видовым признакам театрального искусства, обладающего огромным коллективом равноправных соавторов – актеры, режиссер и драматург; композитор и балетмейстер (а в музыкальных спектаклях – и дирижер); представители технических цехов – осветители, гримеры, костюмеры, монтировщики; и т.д. и т.п. И, наконец, одним из основных коллективных соавторов театрального спектакля, во многом определяющим его смысловую и эмоциональную направленность, является зрительный зал. Живые реакции публики во многом управляют течением спектакля, рождая сложнейшее взаимодействие с происходящим на сцене. Понятно, что это бесконечное множество составляющих спектакля никогда не может оставаться неизменным (см. также ДЕЙСТВИЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ)

Казалось бы, что развитие технических средств – телевидения и кино – может помочь фиксации и театрального спектакля. Однако это не так. Спектакль, записанный на пленку, является лишь бледной тенью спектакля театрального, – или автоматически становится произведением иного вида искусства, кинематографического или телевизионного. Камера способна фиксировать спектакль с определенной точки, в ракурсе, заданном режиссером и оператором. Это, несомненно, существенно искажает (или меняет) смысловые и эмоциональные оттенки, общую атмосферу, детали мизансцен, и т.д.

В этой ситуации наиболее весомым свидетельством течения конкретного спектакля становится рецензия. Конечно, вряд ли и здесь можно говорить о полностью объективной и всеобъемлющей картине спектакля: восприятие рецензента, как и каждого другого зрителя, субъективно. И все же именно здесь, в рецензиях и критических статьях, воспроизводится картина живого театрального процесса, сохраняется история театра – спектакли, роли, актерские и режиссерские работы.

Рецензия – наиболее мобильный и злободневный жанр театральной критики (в отличие от проблемных и обобщающих статей, творческих портретов и т.п.). Этой мобильностью определяются и каналы публикаций рецензий – газеты, журналы, Интернет. Развернутая рецензия, рассматривающая ряд театральных произведений, объединенных по какому-либо принципу (тематическому, хронологическому, принципу персонализации актера или режиссера и т.д.) называется критическим обзором.

Татьяна Шабалина

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Очерки истории театральной критики. Сб. в 3 тт. Л., 1975–1979

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Литературная викторина

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет