Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    РЯЗАНОВ, ЭЛЬДАР АЛЕКСАНДРОВИЧ

    РЯЗАНОВ, ЭЛЬДАР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1927-2015), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1984). Родился 18 ноября 1927 в Куйбышеве. В 1950 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г.Козинцева). В 1950–1955 работал режиссером на ЦСДФ, снимал сюжеты для киножурналов («Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня»), поставил несколько документальных картин. С 1955 – режиссер «Мосфильма». Свой первый полнометражный художественный фильм (Карнавальная ночь) Рязанов поставил в жанре музыкальной комедии-ревю, однако настоящим открытием картины стали ее сатирические образы (заведующий клубом Огурцов в исполнении И.Ильинского, лектор – актер С.Филиппов). Фильм не только возглавил список самых кассовых картин 1956 года, но и вошел в «золотой фонд» отечественной комедии.

    Также по теме:
    КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО)
    КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО)

    Следующая постановка Рязанова – на этот раз в жанре лирической комедии (Девушка без адреса) – также имела завидный успех в прокате. Попытка ввести в комедийный сюжет элементы фантастики и откровенную эксцентрику (Человек ниоткуда) вызвала недовольство кинематографических начальников: в похождениях фантастического дикаря (С.Юрский) в современной Москве увидели элемент «бессмысленного трюкачества» и «пошлости», из-за чего фильм фактически не дошел до зрителя. Принципиально иную экранную судьбу имела музыкально-историческая комедия Гусарская баллада. Далеко не выигрышный в плане режиссерского самовыражения «юбилейный» проект (экранизация пьесы А.Гладкова, посвященной героине войны 1812 Надежде Дуровой) неожиданно обернулся крупной удачей – и как музыкальная комедия, и как историко-патриотическая лента.

    Период творческой зрелости Рязанова отмечен его творческим содружеством со сценаристом Э.Брагинским (1966). Первым плодом союза двух талантливых комедиографов стал комедийный детектив Берегись автомобиля. Анекдотическая история о бескорыстном похитителе автомобилей была поднята до уровня злободневной комедии с сатирическими и лирическими мотивами, ее герои (прежде всего, Юрий Деточкин в исполнении И.Смоктуновского) и репризы приобрели «культовое» значение.

    Также по теме:
    КОМЕДИЯ
    КОМЕДИЯ

    В отличие от Л.Гайдая, оставшегося королем отечественной киноэксцентрики, Рязанов стал утверждаться в качестве непревзойденного мастера комедии характеров, иронической насмешки, комического диалога – убедительным свидетельством чему стали такие его фильмы, как Старики-разбойники, Ирония судьбы, или С легким паром!, Служебный роман, Гараж. Редкие исключения с «игрой на чужом поле» (малоудачный эксцентрический фарс Невероятные приключения итальянцев в России) лишь подтверждали это правило. Лиризм рязановских комедий, их мягкий, иногда с оттенком философичности, юмор, как правило, находил выражение и в музыкальном ряду – мелодиях и песнях, слова к которым стал писать и сам режиссер.

    Начиная с фильма Вокзал для двоих в стилистике рязановских картин усиливаются интонации трагикомедии, в образах главных героев начинает доминировать лирическое или даже трагическое начало (пианист Платон Громов в Вокзале для двоих, Карандышев в Жестоком романсе, писатель в Предсказании). В комедиях на тему «перестройки» (Забытая мелодия для флейты, Небеса обетованные) и постсоветской действительности (Старые клячи) Рязанов усиленно акцентирует тему социальных аутсайдеров – добрых, порядочных и по-своему одаренных людей, оставшихся на «обочине» современной жизни.

    Также по теме:
    КИНО ИСТОРИЯ
    КИНО ИСТОРИЯ

    В 1993 режиссер сделал в целом успешную попытку поставить фильм в жанре социальной драмы с элементом притчи и фантастики (Предсказание), однако в конце 1990-х вернулся к своему излюбленному комедийному жанру в фильмах Привет, дуралеи!, Старые клячи, Тихие омуты. По своей популярности Рязанов не уступает героям своих фильмов, чему во многом способствовал его многолетний опыт ведущего популярной передачи «Кинопанорама» и ряда других телевизионных рубрик.

    Умер Эльдар Рязанов в Москве 30 ноября 2015 года.

    ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ

    Также по теме:
    Театр и Кино
    
    Литература:

    Громов Е. Комедия и не только комедия: кинорежиссер Э.Рязанов. М., 1989
    Рязанов Э. Неподведенные итоги. М., 1997
    Необъятный Рязанов (сб. под. ред. Т.Исканцевой). М., 1997

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
    В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Наше кино

    Пройти тест

    Неизвестные подробности

    Пройти тест

    Псевдонимы...

    Пройти тест

    Страны мира

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет