ШЭФФЕР, ПИТЕР (ЛЕВИН)
ШЭФФЕР, ПИТЕР (ЛЕВИН) (Shaffer, Peter (Levin)) (р. 1926), английский драматург. Наиболее популярны его психологические пьесы, часто затрагивающие отношения между людьми, внешне противоположными по характеру, но связанными чем-то общим. Творчество Шэффера имело огромное значение для развития английского театра в 20 веке. Английский театральный критик Бенедикт Найтингейл так писал об этом в «Нью-Йорк Таймс»: «Его пьесы охватывают все века, весь мир, они ставят вопросы, тревожившие умы от Иова до Сэмюэля Беккета».
Питер Шэффер родился 15 мая 1926 в Ливерпуле (Англия). В 1944 окончил школу Святого Павла в Лондоне. С 1944 по 1947 работал шахтером, потом посещал лекции в колледже Святой Троицы Кембриджского университета и в 1950 получил степень бакалавра. После этого некоторое время жил в Нью-Йорке, сменил несколько профессий, а в 1954 вернулся в Лондон. С 1954 по 1957 работал в журнале Трут в качестве литературного критика, а с 1961 по 1962 в качестве музыкального критика в журнале Тайм энд тайд.
Шэффер начал писать мистические романы в соавторстве со своим братом-близнецом Энтони под псевдонимом Питер Энтони, когда им было около двадцать пяти. Как и его брат, Энтони Шэффер – драматург, известный своей пьесой для двух актеров Сыщик (Sleuth, 1970). После успешной театральной постановки по ней в 1972 был снят блистательный фильм с Лоуренсом Оливье и Майклом Кейном.
Признание критиков и зрителей Питеру Шэфферу принесла пьеса Упражнение для пяти пальцев (Five Finger Exercise, 1958). Она получила премию «Ивнинг Стандард» (ежегодно вручаемую этой газетой) и премию театральных критиков Нью-Йорка за 1960 как лучшая иностранная пьеса.
За ней последовали несколько коротких пьес, по-разному принятых публикой: диптих Частное ухо (The Private Ear) и Общественное око (The Public Eye), в 1962 поставленный в Лондоне, а годом позже в Нью-Йорке. Следом вышла Черная комедия (Black Comedy), ее премьера состоялась в Чичестере в 1965 с Мэгги Смит и Альбертом Финни. В 1966 она была поставлена в Нью-Йорке вместе с пьесой, написанной специально для американской постановки и озаглавленной Невинная ложь (White Lies). Черная комедия была с восторгом принята публикой, Невинную ложь приняли холодно.
Королевская охота (The Royal Hunt of the Sun), пьеса о разрушении испанцами цивилизации инков в Перу, была поставлена в Лондоне на сцене Национального театра Великобритании в 1964. Зрелищность перевесила в ней драматургию. В 1964 эта пьеса была показана в Нью-Йорке, а в 1969 по ней был снят фильм.
Эквус (Equus, 1973) – пьеса о попытках психоаналитика разобраться в странном поведении мальчика-конюха, ослепившего шесть лошадей, постичь его загадочную веру. Когда, после постановки в Англии, пьеса была показана в Нью-Йорке в 1975, она сразу получила премию Нью-йоркского объединения театральных критиков, премию «Тони» (премию Антуанетты Пери) и премию Независимых критиков. В 1977 пьеса была экранизирована, сценарий к фильму написал сам Шэффер.
Вскоре новый успех у критики принес Шэфферу Амадей (Amadeus, 1979). Эта пьеса выдвинула Шэффера в разряд писателей мирового значения и принесла ему всеобщую известность. Действие Амадея развивается в Австрии 18 века. Это история дружеского соперничества австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и итальянского композитора Антонио Сальери. В 1984 по сценарию, написанному Шэффером совместно с режиссером Милошем Форманом, был снят фильм Амадей, завоевавший премию «Золотой глобус» и восемь «Оскаров», включая премию «Оскар» за лучший фильм.
Среди других работ Шэффера, отмеченных критикой, Леттис и Ловидж (Lettice and Lovage, 1987), премия газеты «Ивнинг Стандард» 1988 за лучшую комедию, и Дар Гордона (The Gift of Gordon, 1992).
Шэффер писал также пьесы для телевидения и радио. Среди них: Соленая земля (The Salt Land, 1955), Равновесие террора (Balance of Terror), С кем имею честь? (Whom Do I Have the Honor of Addressing?). В 1987 Шэффер был награжден Орденом Британской империи.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»