Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СИМОНОВ, НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

СИМОНОВ, НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1901–1973), русский актер. Родился 21 ноября (4 декабря) в Самаре в семье управляющего мучной фирмы. Окончив шесть классов гимназии, Симонов поступил в 1918 на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, а в 1921 – на факультет живописи петроградской Академии художеств (учился у О.Э.Браза, А.А.Рылова, К.С.Петрова-Водкина). Однако успехи в академии не давали забыть о постоянной тяге к театру, возникшей еще в школьные годы. Осенью 1922 Симонов поступил в петроградский Институт сценических искусств (сразу на второй курс Л.С.Вивьена), недолгое время состоял студентом двух учебных заведений, но в 1923 был отчислен из академии по собственному желанию. В 1924, по окончании ИСИ, был приглашен в труппу Александринского театра (тогда – Акдрама), но служба в рядах Красной Армии отодвинула начало работы в театре на год. Проработав в Акдраме 7 лет, Симонов, сыгравший уже несколько ведущих ролей, в 1931 покинул Ленинград и возглавил в Самаре Краевой драматический театр. В 1934 вернулся в Александринский театр, чтобы остаться в нем до конца жизни (всю творческую жизнь Симонов был предан и своему призванию художника; его наследие составляет множество живописных работ).

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

Закончив класс у Вивьена, застав на знаменитых подмостках корифеев старого театра – Ю.М.Юрьева, В.Н.Давыдова, Е.П.Корчагину-Александровскую, И.Н.Певцова, Симонов получил настоящую школу русского реалистического сценического искусства. Однако в первое десятилетие пребывания в театре Симонову пришлось переиграть множество ролей в советских пьесах, сделанных зачастую наспех, на злобу дня: после революции академические театры стремились соответствовать требованиям новой власти. В 1920-е годы в репертуаре актера: Суслов (Виринея Л.Сейфуллиной и В.Правдухина), Мехоношев (Конец Криворыльска Б.Ромашова), Вершинин (Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова) и др. В дальнейшем Симонов также часто выступал – и с успехом – в пьесах советских драматургов: Платон Кречет А.Корнейчука (Павел Берест, 1935), Петр Крымов К.Финна (Крымов, 1942), Победители Б.Чирскова (Муравьев, 1946; Государственная премия 1947), Персональное дело А.Штейна (Хлебников, 1955), Сонет Петрарки Н.Погодина (Суходолов, 1957). Одна из последних ролей – капитан Йынь в пьесе Ю.Смуула Дикий капитан (1965).

Сыгранный в 1934 Борис Годунов (несмотря на некоторую социологичность прочтения режиссером Б.Сушкевичем пушкинской трагедии) открыл Симонова как трагического актера. Впрочем, шекспировский Макбет в 1940 (как и грибоедовский Чацкий в 1928) не стал удачей актера. Среди прославивших Симонова в 1930–1940-е годы ролей: Граф де Ризоор (Фландрия В.Сарду, 1937), Лаврецкий (Дворянское гнездо И.С.Тургенева, 1941), Астров в чеховском Дяде Ване (1946). В 1950 создание образа Феди Протасова (Живой труп Л.Н.Толстого) положило начало ряду ролей, ставших вершинами симоновского творчества: горьковский Сатин (На дне, 1956), Сальери (Маленькие трагедии А.С.Пушкина, 1962), Маттиас Клаузен (Перед заходом солнца Г.Гауптмана, 1963). Две последние роли принесли Симонову звание лауреата Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского (1966).

Также по теме:
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Оставаясь актером прежде всего театральным, Симонов много снимался в кино. В годы расцвета немого кинематографа молодой актер играл роли бесшабашных парней или романтических бунтарей – Сергея в Леди Макбет Мценского уезда, молодого Ломоносова в картине Сын рыбака, белорусского национального героя Кастуся Калиновского в одноименном фильме, Артема в экранизации рассказа М.Горького Каин и Артем. В 1934 Симонов был приглашен братьями Васильевыми на эпизодическую, но существенную для фильма роль командира Жихарева в Чапаеве (первая значительная роль актера в звуковом кино). А в 1937–1938 на экраны вышел Петр I режиссера В.Петрова с Симоновым в главной роли, сумевшим с необычайной глубиной и силой передать всю мощь личности русского царя-преобразователя (орден Ленина, 1938; Государственная премия, 1941). Наряду с Петром среди лучших киноролей актера: Чуйков (Сталинградская битва, 1948, Государственная премия 1950), Монтанелли (Овод, 1955), Флягин (телефильм Очарованный странник, 1962). В 1967 Симонов был вторично награжден орденом Ленина – за заслуги в развитии советского искусства.

Умер Симонов в Ленинграде 20 апреля 1973.

 actors.khv.ru     НИКОЛАЙ СИМОНОВНИКОЛАЙ СИМОНОВ в роли Петра в фильме ПЕТР I

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Николай Константинович Симонов. Актер, художник, человек. СПб, 1998

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Ирак

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет