Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СЛАВИНА, ЗИНАИДА АНАТОЛЬЕВНА

СЛАВИНА, ЗИНАИДА АНАТОЛЬЕВНА (р. 1941), драматическая актриса. Народная артистка РСФСР (1986).

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

Родилась 6 апреля 1941 в Риге. Закончила театральное училище имени Б.В.Щукина в 1964. Первая роль, которая принесла ей известность – роль еще из студенческого спектакля Добрый человек из Сезуана Б.Брехта в постановке ЮЛюбимова. С 1964 – актриса театра на Таганке, в котором Любимов последовательно осуществлял синтез эстетических принципов театральной концепции Брехта с традициями русской исполнительской школы. Она была идеальной актрисой любимовского театра, сочетающей огромный драматический темперамент в рамках весьма жесткой рационалистической режиссерской системы. Именно она исполнила роли Шен Те и Шуи Та в программном спектакле театра Добрый человек из Сезуана. В этих ролях сочетались два противоположных начала – обреченной на расправу доброты и рассудочной жесткости, призванной эту доброту спасти. Играя в одном спектакле двух диаметрально противоположных людей – добрую, человечную Шен Те и безжалостно –холодного ее «брата», придуманного во спасение, Славина по замыслу режиссера и автора не стремилась к неузнаваемому перевоплощению. Она лишь штрихами обозначала «брата», надев черный костюм, котелок и очки. Актриса была необыкновенно органичной и искренней в обоих образах-схемах, наполняя их подлинными чувствами, горячей эмоциональностью заведомо рациональные брехтовские построения. Это было наиболее полное воплощение эстетики театра на Таганке, сознательно синтезирующей методику К.С.Станиславского, Е.Б.Вахтангова и Б.Брехта.

Ее стиль определился с первой роли, отличаясь особой экспрессией, не чуждой и гротеска, и сарказма, и комической эксцентрики. В течение многих лет в театре шли три поэтических композиции, в которых роль Славиной, с ее обнаженным, а моментами яростным темпераментом, была одной из главных. Это сценические композиции Антимиры (по стихам А.Вознесенского, 1965), Павшие и живые (по стихам поэтов военных лет, 1965), Послушайте! (по произведениям В.Маяковского, 1967). Играя роль ленинградской поэтессы О.Берггольц и исполняя ее стихи, Славина наполняла их мощным чувством протеста против войны. В Послушайте ей удается совместить приподнято-торжественную декламацию с нервной и отчаянной взвинченной интонацией стиха В.Маяковского, отчеканенного актрисой со всей вдохновенностью.

Несмотря на очевидный трагический темперамент в ее репертуаре есть и комические роли, как например, служанка Дорина из пьесы Тартюф Ж.Б.Мольера (1968). Именно Дорина в ее исполнении является центром спектакля. Она здесь и остроумный резонер, и стремительный двигатель интриги, и ироничный комментатор происходящего.

Во всех ролях она необыкновенно пластична. Ее таланту противопоказана статика и полутона. Зато исступление, или то, что называется воплем души, часто сопутствует ее героиням. Поэтому в ее репертуаре такие мощные женские партии, как Катерина (Бенефис по пьесам А.Н.Островского), Ниловна (Мать М.Горького 1969) и многие другие. Из ролей современных авторов это – Пелагея (Деревянные кони Ф.Абрамова, 1974), образ по сути отталкивающий. Но в финале Пелагея испытывает невыносимую муку прозрения, за вспышкой которой следует смерть. Сыграла и несколько мужских ролей, что при ее графически мужественном внешнем облике, лаконизме пластики, неудивительно. В 1966 в спектакле Жизнь Галилея Б.Брехта исполнила роль юного флорентийского герцога Козимо Медичи, а в спектакле Мастер и Маргарита по роману М.Булгакова играла Азазелло – особо эксцентричную фигуру из свиты Воланда.

С 1993 – в театральном коллективе «Содружество актеров Таганки», где сыграла Авдотью Назаровну (Иванов А.П.Чехов), Доктора (Белые столбы по произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина), Мать солдата (Афган Н.Губенко) и др.

Фильмография: Дорога к морю (1965); Происшествие, которого никто не заметил (1967); Сергей Лазо (1967); Новенькая (1968); Салют, Мария! (1970); Егор Булычев и другие (1971); О друзьях-товарищах (1971); Четвертый (1972); Каждый вечер после работы (1973); Товарищ Генерал (1973); Иван да Марья (1975); Нос (1977); Полоска нескошенных диких цветов (1979); Детский мир (1982); Найди на счастье подкову (1983); Я свободен, я ничей (1994).

Екатерина Юдина

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Гершкович А.Театр на Таганке (1964 –1984). М., 1986
Гаевский В. Флейта Гамлета. М., 1990

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Здоровье и медицина

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет