Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СЛУГА

СЛУГА, сценическое мужское амплуа (парное женское – субретка) в комедиях и фарсах; исполнитель ролей этого плана.

Также по теме:
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО

Как персонаж-маска существовал в античной комедии (буффон), в комедии дель арте (дзанни), в испанском театре (грациозо).

В европейском театре 17–18 вв. функция этого амплуа двойственна: в драматургии, восходящей к итальянской традиции комедии дель арте (использование и развитие маски Арлекина), ему свойственны гротескные формы сценического существования, фарсовые приемы; в комедии интриги слуга изобретателен, остроумен, способен вести действие по своему усмотрению. Амплуа слуги было разработано в комедиях К.Гольдони, Ж-Б.Мольера, П.-К. де Ш.Мариво, А.-Р.Лесажа, П.-О. К.Бомарше и др.

В еще большей степени, чем субретка, слуга не ограничивается ролью послушного исполнителя плана хозяина, он способен на самостоятельность действий, на отдельную интригу. Степень его приближенности к главному герою (господину) различна: слуга может быть советчиком (Дюбуа в Ложных признаниях Мариво), наблюдателем, центром интриги и в то же время резонером (Фигаро в Безумном дне, или Женитьбе Фигаро Бомарше), сообщником и другом (Сганарель в Дон Жуане Мольера). В русской комедиографии вослед за традициями Бомарше в этом амплуа было сильно резонирующее начало: слуга часто критически оценивал поведение хозяина (Осип в Ревизоре Н.В.Гоголя, Федор в Свадьбе Кречинского А.В.Сухово-Кобылина).

В таблице амплуа В.Э.Мейерхольда по драматургическим функциям (игра негубительными препятствиями, им же созданными) слуге соответствует первый и второй проказник. Требования к физическим данным для этого амплуа такие же, как к амплуа субретки: «Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия)». Для второго слуги/проказника «допустима большая полнота. Возможны неблагополучия в пропорциях. Требования мимикрии повышены. Неожиданность тембра голоса приемлема».

Ольга Купцова

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Аксенов И.А., Бебутов В.М., Мейерхольд В.Э. Амплуа актера. М., 1922
Пави, Патрис Словарь театра. М., 1991
Pierron, Agnés. Dictionnaire de la langue du théâtre. Mots et moeurs du théâtre. P., 2002

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Древний мир

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Животные

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет