Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТАЛАНКИН, ИГОРЬ (ИНДУСТРИЙ) ВАСИЛЬЕВИЧ

ТАЛАНКИН, ИГОРЬ (ИНДУСТРИЙ) ВАСИЛЬЕВИЧ (1927–2010), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1985). Родился 3 октября 1927 в Ногинске Московской обл. В юности работал токарем, режиссером театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа. В 1950 окончил театрально-музыкальное училище им. Глазунова, в 1955 – режиссерский факультет ГИТИСа, в 1959 – Высшие курсы сценаристов и режиссеров при «Мосфильме». В 1955–1956 – режиссер русского драматического театра Прикарпатского военного округа во Львове. С 1958 – режиссер киностудии «Мосфильм».

Также по теме:
КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО)
КИНО АВТОРСКОЕ (РЕЖИССЕРСКОЕ КИНО)

Дебютной постановкой Таланкина в кино стала экранизация повести В.Пановой Сережа (совместно с Г.Данелия). В режиссерской трактовке современных бытовых реалий, воспринимаемых как бы глазами ребенка, преобладал лиризм и мягкий юмор. Фильм, представлявший разительный контраст в сравнении с более ранними советскими картинами о детях и подростках (например, с Педагогической поэмой А.Маслюкова, 1955), был восторженно принят на нескольких международных кинофестивалях (главная премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1960; Первая премия I Международной встречи фильмов для молодежи в Канне, 1960, и др.). Не менее успешной стала и вторая картина Таланкина, также поставленная по произведениям В.Пановой, – Вступление (специальный приз МКФ в Венеции, 1962). Уверенность и своеобразие режиссерского почерка Таланкина казались настолько очевидными, что уже с 1964 он начал преподавать во ВГИКе.

Вдохновленный стилистикой европейского авторского кино (Феллини, Бергман, Годар), Таланкин попытался раскрыть традиционную для модернистов тему творческого процесса и взаимосвязи эпох на русском и советском материале, взяв в качестве литературной основы автобиографическую повесть поэтессы Ольги Берггольц Дневные звезды.

В конце 1960-х годов Таланкин обратился к жанру биографического фильма. Значительным успехом стала картина о П.И.Чайковском, где, в лучших традициях романной формы, создан исторический портрет гениального композитора (актер И.Смоктуновский). Фильм о физике-ядерщике И.В.Курчатове, поставленный пятью годами позже, был из разряда «государственных заказов», но и здесь Таланкин добился успеха, выведя на экран крупный, ранее не отображавшийся в кино исторический персонаж (роль Курчатова сыграл С.Бондарчук).

В дальнейшем, экранизируя произведения русской и советской литературы (Отец Сергий – по Л.Толстому, Звездопад – по В.Астафьеву, Бесы (Николай Ставрогин) – по Ф.Достоевскому), Таланкин избирал в качестве главного героя незаурядную, сильную духом личность, действующую на богатом и драматичном историческом фоне. Отец Сергий был расценен как заметный вклад в экранизацию русской литературной классики. Иная судьба была у Бесов: фильм с чрезвычайно интересным актерским составом (А.Руденский, А.Демидова, А.Джигарханян, О.Кабо и др.), потребовавший от режиссера значительной самоотдачи, вызвал весьма сдержанные отзывы критики и, как и многие отечественные картины этого периода, не дошел до широкого зрителя.

Экранизация Достоевского стала второй картиной, поставленной И.Таланкиным совместно с сыном, Дмитрием. Первая совместная работа Игоря и Дмитрия Таланкиных, криминальная драма на современном материале Осень, Чертаново, была скорее исключением для творческой практики маститого режиссера. Вернувшись к кинорежиссуре после продолжительного перерыва, в фильме Незримый путешественник (2000) Таланкин вновь избрал своим главным героем личность незаурядного масштаба – Александра I. При всей скромности и даже скудости изобразительного решения (продиктованного прежде всего финансовыми причинами), несвойственной стилистике Таланкина, фильм о последних днях жизни русского императора привлек внимание критики и зрителей.

Умер 24 июля 2010 в Москве.

ИГОРЬ ТАЛАНКИН

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Владимирова Е. Верность (И.Таланкину – 50). – В сб.: Экран-1977–1978. М., 1979
Аннинский Л. Лев Толстой и кинематограф. М., 1980
Турбин В. Фильм-сочинение («Бесы»). – Искусство кино, 1993, № 6

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Философия

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Короли

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет