Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТЕАТР ИМ. ВЛ.МАЯКОВСКОГО

ТЕАТР ИМ. ВЛ.МАЯКОВСКОГО, открылся в Москве в 1922, до 1943 носил название Театра Революции. С 1943 по 1954 – Московский театр Драмы, с 1954 по настоящее время – Московский театр им. Вл.Маяковского. В 1964 театру присвоено звание Академический. На протяжении 75 лет существования четыре мастера определили жизнь театра, искусство каждого из них олицетворяло цели и задачи театра в определенный промежуток времени. Так, 1920-е годы связаны с именем Вс.Э.Мейерхольда, 1930-е – с А.Д.Поповым, 1940–1960-е годы – с Н.П.Охлопковым. С 1970-х до настоящего времени Театр им. Вл.Маяковского возглавляет А.А.Гончаров, и его почерк, его стиль являются лицом театра, наследующего традиции Театра Революции.

Также по теме:
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

История театра начинается с апреля 1920, когда на Большой Никитской улице в Москве был организован агиттеатр Теревсат (Театр революционной сатиры), призванный во время Гражданской войны заниматься политпросвещением новой зрительской аудитории – рабочих и красноармейцев. В основе репертуара были разного рода скетчи, сценки, стихи и частушки сатирического характера на политически злободневные темы. Открытый в помещении бывшего Театра Потопчиной (театра оперетты), Теревсат унаследовал его хор, оркестр, кордебалет. Позже к труппе прибавились артисты некоторых московских театров, эстрады и цирка. Труппа Теревсата стала на редкость большой, пестрой и, по свидетельству современников, совершенно безликой. 26 июня 1922 Московский Совет принял решение о расформировании Теревсата и создании на его базе нового театра. А.В.Луначарский отмечал, что только приход сюда сильного режиссера (имелся в виду Вс.Мейерхольд) может «влить новые соки в этот театр».

Первый спектакль Мейерхольд поручил поставить артисту и режиссеру Незлобинского театра А.Б.Велижеву, была выбрана пьеса французского писателя М.Мартине Ночь (премьера состоялась 29 октября 1922). Мейерхольд не хотел вмешиваться в работу Велижева, но, переработав пьесу с помощью писателя В.Третьякова, выпустил в 1923 в ТИМе один из самых ярких своих спектаклей Земля дыбом. Не принесли Театру Революции успеха и следующие спектакли (Разрушители машин Э.Толлера, режиссер П.П.Репнин; Человек-масса Э.Толлера, режиссер А.Б.Велижев; Возвращение Дон Жуана П.Сухотина и Н.Щекотова, режиссер А.Б.Велижев). Лишь за несколько дней до закрытия первого сезона была показана премьера Доходного места А.Н.Островского в постановке Мейерхольда – этот спектакль стал одной из значительных работ театра. Главным событием сезона 1923–1924 стал спектакль Озеро Люль А.Файко, но это была и последняя работа Мейерхольда в Театре Революции – в сентябре 1924 режиссер принял решение об уходе из театра.

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

После шести невыразительных лет в 1930 в Театре Революции появился А.Д.Попов, поставивший Поэму о топоре Н.Погодина. С 1931 по 1935 Попов был художественным руководителем Театра Революции. Режиссер осуществил на этой сцене постановки таких масштабных, крупных спектаклей, как Мой друг и После бала Н.Погодина, Ромео и Джульетта Шекспира. Вскоре после премьеры Ромео и Джульетты, спектакля, названного критиком Вл.Блоком «не только одной из лучших постановок Попова и Театра Революции, но и – можно уверенно диагностировать, не опасаясь впасть в преувеличение, – одним из лучших шекспировских воплощений в русском и мировом театре», режиссер ушел из Театра Революции. В 1943 в Театр Революции пришел ученик Мейерхольда Н.П.Охлопков. Охлопков работал в этом театре до самой смерти (1967), при нем театр получил широкую известность, репертуар строился серьезно, обдуманно, хотя большое количество спектаклей было запрещено. Широкую известность приобрели такие спектакли, как Молодая гвардия А.Фадеева, Аристократы Н.Погодина, Иркутская история и Таня А.Арбузова, Гроза А.Н.Островского, Гамлет Шекспира и др.

После смерти Охлопкова театр возглавил А.А.Гончаров. Среди самых известных спектаклей Гончарова – Дети Ванюшина С.Найденова, Трамвай «Желание» Т.Уильямса, Банкрота А.Н.Островского, Характеры В.Шукшина, Человека из Ламанчи Д.Вассермана и Д.Дэриона, Беседы с Сократом и Театр времен Нерона и Сенеки Э.Радзинского, Бег М.Булгакова, Леди Макбет Мценского уезда Н.Лескова, Жизнь Клима Самгина М.Горького, Молва А.Салынского, Закат И.Бабеля, Виктория?.. Т.Рэттигана, Жертва века (по пьесе А.Н.Островского Последняя жертва), Театральный романс (по пьесе А.Н.Толстого Кукушкины слезы), Как вам это понравится Шекспира и многие другие. За последние десятилетия в Театре им. Вл.Маяковского заявили о себе многие молодые режиссеры – Б.Морозов, А.Вилькин, С.Арцибашев, С.Яшин, Т.Ахрамкова, Ю.Иоффе и другие.

Также по теме:
Театр и Кино

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Математика

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Древний мир

Пройти тест

Философия

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет