Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТИМЕ, ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА

ТИМЕ, ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА (1884–1968), русская актриса. Родилась 24 августа (5 сентября) 1884 в Петербурге. Окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы (1904). Учась на последнем курсе историко-филологического отделения, поступила в Петербургскую консерваторию по классу пения (1903–1906), а затем в Петербургское театральное училище (1905–1908). В годы учебы сыграла в 9 ученических и 2 выпускных спектаклях – Хоровод Г.Бара (Франциска) и Розы Г.Зудермана (Юлия). В 1908 была принята в Александринский театр. За первые девять сезонов сыграла более 50 ролей, имея в сезоне от 7 до 11 новых ролей. Играла роли драматические, трагические, комедийные. Среди них: Елена Андреевна (Дядя Ваня А.Чехова, 1909), Маша (Живой труп Л.Толстого, 1911), Негина (Таланты и поклонники А.Островского, 1913), Лиза (Горе от ума А.Грибоедова, 1913, Варшава), Лиза (Лев Гурыч Синичкин Д.Ленского, 1914), Любаша (Царская невеста Л.Мэя, 1914), Зинаида (Тот, кто получает пощечины Л.Андреева), Ольга Петровна (Нахлебник И.Тургенева) – 1915, Лариса (Бесприданница А.Островского, 1915), исполнение которой на гастролях в Москве в 1916 принесло Тиме громкую театральную славу и признание собратьев по искусству. К.С.Станиславский и Вл.И.Немировича-Данченко приглашали актрису в МХТ, но она отказалась от предложения, полагая, что ее индивидуальность может быть поглощена строгими творческими принципами и дисциплиной Художественного театра. Ее Глафира (Волки и овцы А.Островского, 1917) – «умная, лукавая, обаятельная... по-женски деловито, по-хозяйски распоряжалась своим бурным темпераментом». Большой смелостью отмечено исполнение роли Настасьи Филипповны (Идиот по роману Ф.Достоевского, 1921) и в том же году – пленительная, очаровательная Наталья Дмитриевна (Горе от ума А.Грибоедова).

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

Тиме исполняла роли и в произведениях западноевропейской драматургии: Нерисса (Венецианский купец, У.Шекспира) и Диана (Пастушка-герцогиня Лопе де Вега) – 1909, Донья Соль (Эрнани В.Гюго, 1915), Герцогиня Мальборо (Стакан воды Э.Скриба, 1917), Луиза – 1918, Леди Мильфорд – 1927, (Коварство и любовь Ф.Шиллера), Мирандолина (Трактирщица К.Гольдони, 1921), Клеопатра (Антоний и Клеопатра У.Шекспира, 1923), Донья Долорес (Фландрия В.Сарду, 1937) и др.

Тиме участвовала в спектаклях Вс.Мейерхольда, которые он ставил в Александринском театре: Дон-Жуан Ж.-Б.Мольера (Шарлотта, 1910) и Маскарад М.Лермонтова (Баронесса Штраль, 1917) и в трагическом представлении Царь Эдип (Иокаста), задуманном Ю.Юрьевым в Театре трагедии в 1918.

Также по теме:
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

После революции 1917 сыграла Устинью (Пугачевщина К.Тренева, 1925), Марфу Коврову (Ярость Е.Яновского, 1930), была первой исполнительницей Виринеи (Виринея Л.Сейфуллиной, 1926). Интересно сыграла горьковских героинь – Клеопатру (Враги, 1932), Софью (Зыковы, 1940).

С годами актриса перешла на возрастные роли в тех спектаклях, где раньше играла героинь: Мамаева (На всякого мудреца довольно простоты, 1931), Хлестова (Горе от ума, 1946), Гурмыжская (Лес, 1947), Анна Павловна (Живой труп, 1950).

Тиме с успехом выступала в оперетте, где сохраняла «безошибочную чуткость к стилистическим особенностям жанра». Хорошо поставленный голос позволил ей исполнять такие партии, как Елена (Прекрасная Елена Ж.Оффенбаха, Мариинский театр, 1915), Кларетта (Мадам Анго Ф.Лекока, Театр музыкальной комедии, 1920), Серполетта (Корневильские колокола Р.Планкетта, Театр комической оперы, 1921), Сильва (Сильва И.Кальмана, Театр «Аквариум», 1923), Анжелла (Голубая мазурка Ф.Легара, Театр музыкальной комедии, 1925), Леа (Желтая кофта Ф.Легара, Малый оперный театр, 1926) и др.

Одну роль исполнила в балете – Клеопатра в спектакле Египетские ночи в постановке М.Фокина (Мариинский театр, 1909).

С 1928 работала как исполнительница, режиссер и педагог художественного слова. В чтецком репертуаре актрисы Анна Каренина Л.Толстого, Хождение по мукам А.Толстого, Клим Самгин М.Горького, произведения А.Пушкина, Н.Некрасова, Ги де Мопассана и др.

Педагогической деятельностью Тиме занимается с 1913. Преподавала в Школе сценических искусств А.Петровского, в Институте живого слова, в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино (ЛГИТМиК, ныне СПГАТИ), с 1951 – профессор.

Умерла Тиме в Ленинграде 8 февраля 1968.

ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА ТИМЕ

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Тиме Е.И. Дороги искусства. М., 1967

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Физика

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Неизвестные подробности

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет