Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЦЫБУЛЬСКИЙ, ЗБИГНЕВ

ЦЫБУЛЬСКИЙ, ЗБИГНЕВ (Cybulski, Zbigniew) (1927–1967), польский актер театра и кино. Родился 3 ноября 1927 в городе Князь (ныне Украина). Окончив школу, поступил в Академию торговли, позже учился в Ягеллонском университете (Краков). В 1953 окончил Высшую школу театрального искусства в Кракове. С группой выпускников переехал в Гданьск, в 1953–1960 работал в составе труппы театра «Побережье» («Wybrzeze»), в «Театре Разговоров» («Teatr Rozmow») и в театре «Бим-Бом» («Bim-Bom»). «Бим-Бом» – детище Цыбульского, организовавшего и возглавившего эту любительскую студенческую студию в начале 1954. Студия пользовалась большой популярностью в Польше и за ее пределами, в 1958 принимала участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Также по теме:
КИНО ИСТОРИЯ
КИНО ИСТОРИЯ

В кино дебютировал в Поколении А.Вайды (Pokolenie, 1955) – о трагической судьбе молодых подпольщиков. Фильм считается одной из первых ласточек «польской школы» в мировом послевоенном кино. Знакомый зрителю по комедийным и сатирическим работам в театре, Цыбульский сделал из своего героя, Костека, яркий драматический персонаж: сочетание нервности, беззащитности и по-детски безудержного героизма. В 1955–1957 Цыбульскому было предложено несколько ролей в кино, в т.ч. в фильмах Три старта (Trzy starty, 1955), Конец ночи (Koniec nocy, 1957) и Обломки корабля (Wraki, 1957).

Мировая известность пришла к Цыбульскому после картины Пепел и алмаз (Popiуl i diament, 1958) Вайды, ставшей символом «польской школы». Картина получила призы МКФ в Венеции, Ванкувере, Западном Берлине и Праге, в 1960 Цыбульский номинировался на премию Британской киноакадемии за «лучшую мужскую роль». Молодежь Польши в подражание Мачеку надела дымчатые очки, джинсы и короткие кожаные куртки с поднятым воротником. Цыбульского стали называть «польским Джеймсом Дином».

Цыбульский сыграл в кино около 30 ролей, и почти все его фильмы о современности. Единственная «костюмная» роль Цыбульского – в исторической комедии Рукопись, найденная в Сарагоссе (Rekopis znaleziony w Saragossie, 1965) В.Хаса по роману Е.Сколимовского. Первая же комедийная роль в картине К.Куца Крест за доблесть (Krzyz walecznych, 1959) была провальной. Следующий фильм До свидания, до завтра (Do widzenia, do jutra, 1960), снятый Я.Моргенштерном по сценарию Цыбульского, тоже не имел успеха.

В каждом персонаже зритель искал следы «пепла и алмаза», и многие роли Цыбульского в фильмах разных польских режиссеров выдержаны «в стиле» Мачека. В картине Шифры (Szyfry, 1966) героя Цыбульского даже звали Мачеком. С особым успехом актер играл молодых людей, которые хотят прожить жизнь не как «старшие». Бунтующий герой Цыбульского непоправимо болен, поражен «вирусом» идеалов «отцов», против которых воюет. Он чересчур дик и импульсивен, слишком «другой» для старшего поколения и слишком опытен и утончен – для ровесников. Двойная беззащитность персонажей Цыбульского обыграна во многих лентах. Она лежит в основе фильмов Вайды Невинные чародеи (Niewinni czarodzieje, 1960) и Любовь в двадцать лет (Milosc dwudziestolatkуw, киноальманах, 1962).

В начале 1960-х Цыбульский много снимался, в 1961–1967 играл и руководил театром «Атенеум» в Варшаве. Персонажи Цыбульского, вне зависимости от поступков и характеров, выглядели потерянными, как заблудившиеся дети. Самый показательный в этом плане фильм Искусство быть любимой (Jak byc kochana, 1963) Хаса.

Помимо польских фильмов, Цыбульский снимался за границей. Наиболее известны ленты с его участием Чай с мятой (The a la menthe, 1961) французского режиссера П.Кафьяна, Кукла (La Poupеe, 1962) Ж.Баратье, Любить (To Love, 1964) датчанина Е.Доннера.

6 января 1967, возвращаясь со съемок фильма Убийца оставляет след (Morderca zostawia slad, 1967) Чибора-Рыльского, Цыбульский опоздал на поезд и, пытаясь его догнать, как это нередко делали его киногерои, попал под колеса. Спустя двое суток, 8 января, Цыбульский скончался в больнице Вроцлава. В 1969 Вайда снял фильм Все на продажу (Wszystko na sprzedaz), посвятив его Цыбульскому и его трагической смерти. В том же году вышел документальный фильм Я.Лясковского Збышек (Zbyszek, 1969).

 Photofest     КАДР ИЗ ФИЛЬМА ПЕПЕЛ И АЛМАЗ

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Рубанова И. Збигнев Цыбульский. – В кн.: Актеры зарубежного кино, в. 1, М., 1965
Режиссеры польского кино. Биофильмографический справочник. М., 1996

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет