Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

УЛЬМАН, ЛИВ ИОХАННА

УЛЬМАН, ЛИВ ИОХАННА (Ullmann, Liv) (р. 1939), норвежская и шведская актриса, кинорежиссер. Родилась 16 декабря 1939 в Токио в семье норвежского инженера. В семнадцать лет, бросив школу в г.Тронхейме, уехала в Лондон, где обучалась актерскому мастерству в театральной студии Уэбстера – Дугласа. Вернувшись в Норвегию, начала карьеру театральной актрисы в провинции, с 1960 – в Национальном театре Осло. В 1957 Ульман впервые снялась в фильме Глупцы в горах (Fjols til fjells), затем еще в нескольких норвежских картинах.

Также по теме:
КИНО ИСТОРИЯ
КИНО ИСТОРИЯ

Переломным моментом в судьбе Ульман стала встреча с режиссером И.Бергманом. Неординарная по своему актерскому дарованию и типу внешности (современная «сирена», в равной степени рассудительная и чувственная), она сразу же получила одну из двух главных ролей в бергмановской Персоне (Persona, 1966), где ее героиня, актриса Элизабет Фоглер, неожиданно для всех обрекла себя на молчание. Сложный, философичный образ был раскрыт актрисой только средствами мимики в бессловесном диалоге с признанной звездой бергмановского кино Б.Андерсон.

Временем подлинного творческого триумфа для Ульман стал конец 1960-х, когда в течение двух лет она играет главные роли в бергмановских шедеврах Час волка (Hour of Wolf, 1968), Стыд (Shame, 1968) и Страсть (Passion, 1969). Тип ее героини, женственной, страстной и вместе с тем слишком одухотворенной, чтобы найти удовлетворение в банальных формах любовной интриги, в полной мере воплощал идеал интеллектуальной элиты и молодых нонконформистов той эпохи.

Тесные профессиональные отношения между Ульман и Бергманом нашли продолжение и в частной жизни: 1967 Ульман развелась с мужем и переехала к Бергману на остров Форе, где у них родилась дочь Линн (также ставшая актрисой). Период совместной жизни Ульман и Бергмана продолжался всего пять лет, однако и впоследствии их дружеские и творческие отношения не оборвались. В 1970-х годах Ульман все так же олицетворяет противоречивых, загнанных в экзистенциальный тупик бергмановских героинь, играя главные роли в фильмах Крики и шепоты (Cries and Wispers, 1972), Сцены из супружеской жизни (Scenes From a Marriage, 1973), Лицом к лицу (Face to Face, 1976), Змеиное яйцо (The Serpent's Egg, 1978) и Осенняя соната (Autumn Sonata, 1978). Особенно крупным успехом Ульман стала роль в фильме Лицом к лицу (врач-психиатр, оказавшаяся в состоянии психического кризиса), за которую она номинировалась на премию «Оскар». Четырьмя годами раньше Ульман уже номинировалась на эту премию за главную роль в фильме Я.Труэля Эмигранты (The Emigrants, 1971). В дилогии Труэля (куда вошел и фильм Поселенцы – The New Land, 1972), рассказывающей о нелегкой судьбе шведских эмигрантов в Америке в середине 19 в., актриса предстала в образе духовно цельной и чистой крестьянки Кристины.

С начала 1970-х годов получившая всемирную известность Ульман много снимается за пределами Скандинавии – в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Мексике и других странах. Однако ее работы в Голливуде (комедия 40 каратов – 40 Carats, 1973, мюзикл-фэнтези Потерянный горизонт – Lost Horizon, 1973) откровенно разочаровали критиков и публику, а роли в известных европейских постановках (Отречение – The Abdication, 1974); На один мост дальше – A Bridge Too Far); 1977, Опасные ходы – Dangerous Moves, 1984), подтвердив ее высокую репутацию, не стали для нее творческим открытием. Тем не менее в 1980-е годы, в новом возрастном и жанровом амплуа, актрисе удавалось не раз напомнить о себе – как, например, в фильме Габи: подлинная история (Gaby – A True Story, 1987), где ее героиня борется с неизлечимым недугом, или в Розовом саду (The Rose Garden, 1989), где она мастерски перевоплощается в опытного адвоката.

Кроме съемок в кино, Ульман много работала на театральной сцене – в театрах Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Осло, где отыграла весь репертуар Ибсена. В 1990-х годах Ульман обратилась к режиссуре, поставив фильмы Софи (Sofie, 1993), Кристин, дочь Лавранса (Kristin Lavransdatter, 1994), Личные признания (Private Confessions, 1996), Неверный (Faithless, 2000) – два последних по сценарию Бергмана. Режиссерские работы Ульман, профессионально-зрелые и реалистичные, единодушно получили высокую оценку. Она также автор автобиографических книг Изменения, Выборы, Время приливов и отливов.

ЛИВ ИОХАННА УЛЬМАН. Metropolitan News CompanyЛИВ УЛЬМАН (справа) и Биби Андерссон (слева). Кадр из фильма Ингмара Бергмана Персона. Photofest

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Бергман о Бергмане. М., 1985

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Математика

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет