Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЯКОБСОН, ЛЕОНИД ВЕНИАМИНОВИЧ

ЯКОБСОН, ЛЕОНИД ВЕНИАМИНОВИЧ (1904–1975), русский артист балета и балетмейстер. Родился в Петербурге 2 (15) января 1904. По окончании Ленинградского хореографического училища в 1926–1933 – артист, в 1942–1950 и 1956–1975 – балетмейстер ленинградского Театра оперы и балета (ГАТОБ, с 1935 – им. С.М.Кирова), в 1933–1942 – московского Большого театра. Как хореограф начал во второй половине 1920-х годов с постановок номеров, и жанр миниатюры всегда оставался в его творчестве ведущим. Основные постановки: Тиль Уленшпигель (музыка Р.Штрауса, в Ленинградском хореографическом училище, 1933), Шурале (музыка Ф.З.Яруллина, в труппе «Остров танца», 1941; 2-я редакция в ГАТОБе, 1950), Сольвейг (на музыку Э.Грига, в Малом театре оперы и балета в Ленинграде, 1952). Во второй половине 1950-х годов у Якобсона появилась возможность экспериментировать на сцене ГАТОБа: он поставил балет Спартак (музыка А.И. Хачатуряна, 1956), где использовал не традиционный классический танец, а пластику в духе античности и скульптурные позы, спектакли в гротескном, несколько плакатном стиле – Клоп (по пьесе В.В.Маяковского, музыка Г.И.Фиртича и Ф.Отказова), Двенадцать (по поэме А.А.Блока, музыка Б.И.Тищенко, 1964). Поставил также программу Хореографические миниатюры (1959), из которой вырос коллектив под тем же названием, который Якобсон возглавлял до конца жизни.

Также по теме:
БАЛЕТ
БАЛЕТ

В поколении балетмейстеров, работавших в 1930–1960 годах, Якобсон был одним из немногих, кто основное внимание уделял не режиссуре спектакля, а собственно танцу, за что ему нередко предъявляли обвинения в «формализме». В молодости к тому же отрицал классический танец, предпочитая иные формы танцевальной пластики. Однако постоянные поиски нетрадиционных выразительных средств привели его впоследствии к классическому танцу, который представал в его постановках обновленным и преображенным. Широко использовал Якобсон также образы и приемы смежных искусств: Свадебный кортеж по М.З.Шагалу, на музыку Шостаковича, 1971), номера, созданные по скульптурам О.Родена (Вечный идол, Вечная весна и Поцелуй, все на музыку К.Дебюсси, 1958).

Умер Якобсон в Москве 17 октября 1975.

См. также БАЛЕТ.

Также по теме:
Балет

Литература:

Добровольская Г.Д. Балетмейстер Леонид Якобсон. Л., 1968

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Короли

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет