Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЯКОВЛЕВ, АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ

ЯКОВЛЕВ, АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ (1773–1817), русский актер. Сын костромского купца, рано оставшийся сиротой и взятый под опеку санкт-петербургским купцом И.М.Шапошниковым. Обучался в приходском училище, служил приказчиком в санкт-петербургской галантерейной лавке, увлекался чтением и театром, сочинил драматический этюд Отчаянный любовник (1793). Волею случая познакомился с И.А.Дмитревским, который, придя в восторг от энтузиазма, с каким Яковлев декламировал, и от его внешних данных, стал его наставником и уговорил дебютировать. Первые выступления состоялись в июне 1794: Оскольд в Семире и Синав в Синаве и Труворе А.П.Сумарокова, Дорант в комедии Ж.Кампистрона Ревнивый, из заблуждения выведенный. Во всех трех пьесах имел громадный успех и был принят в русскую труппу петербургского театра.

Также по теме:
ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ
ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ

Яковлев быстро занял ведущее положение в труппе, играл Ярба в Дидоне Я.Б.Княжнина (1796), Кларандона в Евгении П.Бомарше (1796), Фрица в Сыне любви (1796), Мейнау в Ненависти к людям и раскаянии (1797), Вольфа в Гуситах под Наумбургом (1797) – все А.Коцебу, Ярополка в Ярополке и Олеге В.А.Озерова (1798), Прямикова в Ябеде В.В.Капниста и другие роли.

Слава его росла, до 1800 он безраздельно царил на петербургской сцене. Возвращение в том году из Москвы Я.Е.Шушерина вынудило Яковлева померяться с ним силами, но и это сражение не поколебало позиций артиста. Главные же его победы пришлись на 1800-е годы, когда он предстал перед публикой в драматургии Озерова: Тезей (Эдип в Афинах, 1804), Фингал (Фингал, 1805), Дмитрий Донской (Дмитрий Донской, 1807), Агамемнон (Поликсена, 1809). По отзывам современников, был он в этих ролях «дивно великолепен» и неподражаем (как и его партнерша Е.С.Семенова). Тогда же им были сыграны Лиодор (Лиза, или Торжество благодарности Н.И.Ильина, 1802), Росслав (Росслав Княжнина, 1805), Отелло (Отелло, или Венецианский мавр Ж.-Ф.Дюсиса, подражание У.Шекспиру, 1806), Эдгар (Леар Н.И.Гнедича, подражание Шекспиру и французской переделке Дюсиса, 1807), Пожарский (Пожарский М.В.Крюковского, 1807), Танкред (Танкред Вольтера, 1809), Иодай (Гофолия Ж.Расина, 1810), Гамлет (Гамлет С.И.Висковатова, подражание Шекспиру, 1810). В 1808 лучшие свои роли Яковлев продемонстрировал на гастролях в Москве.

Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
РУССКОЕ ИСКУССТВО

Игра Яковлева отличалась лиризмом и яркими вспышками вдохновения. Свидетели его триумфов, а порой и падений отмечали: «Яковлев играл не умом, а сердцем»; «...одну и ту же роль он мог играть розно...»; «У Яковлева не было середины: или он поднимался выше всех, или падал так низко, как не падали и посредственные актеры». А.С.Пушкин, называя актера «диким, но пламенным», писал: «Яковлев имел часто восхитительные порывы гения...». Стихийный талант Яковлева с его мощным трагическим темпераментом предвосхитил дарование П.С.Мочалова с его разительными крайностями в искусстве.

Последние годы жизни Яковлева – путь от небывалых вершин к подножию гор: неуравновешенность, загулы в компании поклонников его таланта, покушение на самоубийство в припадке белой горячки (1813), передача большинства коронных ролей артисту Я.Г.Брянскому. Среди сыгранного им до ухода на пенсию в 1815 Карл Моор (Разбойники Фр. Шиллера, 1814, бенефис Яковлева; спектакль сразу же был запрещен) и Агамемнон (Ифигения в Авлиде Расина, 1815).

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

Умер Яковлев в Петербурге 3 (15) ноября 1817. Похоронен на Волковом кладбище, на могиле эпитафия: «Завистников имел, соперников не знал». Ему посвящена театральная хроника Актер Яковлев конца 1840-х годов с прологом Н.Крестовского (Н.И.Куликова), в которой в роли Яковлева неоднократно выступал А.Е.Мартынов. Через десять лет после смерти Яковлева в Санкт-Петербурге была издана книга его сочинений, куда помимо упоминавшейся пьесы Отчаянный любовник вошли сочинения духовные, лирические и сатирические, а также послания и мелкие стихотворения.

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Яковлев А.С. Сочинения Алексея Яковлева, придворного российского актера. СПб, 1827
Куликова К.Ф. Алексей Яковлев. Л., 1977
Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979
Куликова К.Ф. «Завистников имел, соперников не знал». – В кн.: Куликова К.Ф. Российского театра первые актеры. Л., 1991

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет