Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЗАХАРОВ, РОСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ

ЗАХАРОВ, РОСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1907–1984), русский балетмейстер, режиссер и педагог. Родился в Астрахани 10 сентября 1907. В 1926 окончил Ленинградское хореографическое училище, в 1932 – режиссерское отделение Ленинградского театрального техникума. В 1926–1929 артист балета в Киеве, в 1934–1936 – балетмейстер ленинградского Театра оперы и балета им. Кирова, в 1936–1956 – балетмейстер и режиссер Большого театра. Первая значительная работа Захарова – балет Бахчисарайский фонтан (музыка Б.В.Асафьева), осуществленный им в содружестве с режиссером С.Э.Радловым в ленинградском Театре оперы и балета в 1934. Эта постановка осталась его лучшей работой, балет ставился во всех театрах оперы и балета СССР и за рубежом. Бахчисарайский фонтан может считаться образцом спектакля в жанре «драмбалета», т.е. хореографического спектакля, построенного по законам драматической пьесы.

Также по теме:
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Захаров поставил на протяжении 1930–1950-х годов еще ряд балетов, преимущественно на сюжеты литературных произведений: Утраченные иллюзии (по роману Бальзака, 1936) и Кавказский пленник (1938) – оба с музыкой Б.В.Асафьева, Медный всадник (музыка Р.М.Глиэра, 1949) и др. Обладая режиссерским дарованием, добивался драматургической стройности, логики развития характеров, придумывал (особенно в поздних спектаклях) впечатляющие постановочные эффекты, такие, как наводнение в Медном всаднике, сцены сказочных превращений в Золушке (музыка С.С.Прокофьева, 1945). Слабостью его был недостаток танцевальной фантазии, отрицание собственной выразительности танца. Поэтому к концу 1950-х годов, когда в советский балет пришло новое поколение балетмейстеров (Ю.Н.Григорович, И.Д.Бельский и др.), возник острейший конфликт. Захаров оставался верен «драмбалету» и даже объявлял его единственным балетным жанром, отвечающим принципам искусства. Последовательно отстаивал свои идеи во многих книгах и статьях, а также – как преподаватель – на основанном им в 1946 балетмейстерском факультете московского Государственного института театрального искусства (ГИТИС).

Умер Захаров в Москве 15 февраля 1984.

Также по теме:
ТАНЕЦ
ТАНЕЦ

См. также БАЛЕТ.

Также по теме:
Балет

Литература:

Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М., 1954
Захаров Р.В. Слово о танце. М., 1977
Ивашнев В.И., Ильина К.В. Ростислав Захаров. Жизнь в танце. М., 1982

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Знаменитые речи

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет