КОЖЕВНИКОВ, ВАДИМ МИХАЙЛОВИЧ
КОЖЕВНИКОВ, ВАДИМ МИХАЙЛОВИЧ (1909–1984), русский советский писатель. Герой Социалистического Труда (1974). Родился 9 (22) апреля 1909 в Нарыме Томской губ. в семье врача-политического ссыльного. В 1925 переехал в Москву. В 1933 окончил литературно-этнологический факультет МГУ, был журналистом, разъездным корреспондентом. Во время Великой Отечественной войны работал во фронтовой печати, с 1943 – член Коммунистической партии, корреспондент газеты «Правда». С 1949 – главный редактор журнала «Знамя».
Печатался с середины 1920-х годов, с нарастающей активностью с конца 1930-х годов. Выпустил сборник рассказов Ночной разговор (1939), повести Степной поход (1939), Великий призыв (1940, посвященный обороне Царицына) и Грозное оружие, (1941, адресована детям). Событиям войны посвящены рассказы Кожевникова, в т.ч. принесший ему известность Март-апрель (1949, о десантниках, заброшенных в тыл врага, и о любви, пробудившейся в трудных военных буднях), сборники Рассказы о войне, Мера твердости (оба 1942), Любимые товарищи (1943), Дорогами войны (1955) и др.; романы Заре навстречу (кн. 1–2, 1956–1957), Щит и меч (1965), В полдень на солнечной стороне (1973), Корни и крона (1982), повести Знакомьтесь, Балуев! (1960), Всю неделю дождь, День летящий (обе 1962) и Особое подразделение (1969; Государственная премия СССР, 1971); В дальнем плавании (1977), Белая ночь, Полюшко-поле, Пустыня (все 1978), Поле жизни, Так было, Там, где нет ни пыли, ни мух (все 1979), сборники рассказов Это сильнее всего (1946), Мальчик с окраины (1953), Дерево жизни (1977), книги статей и очерков (Годы огневые, 1972), очерков и рассказов о Китае (В великом Народном Китае, 1952; Живой мост, 1954; Тысяча цзиней, 1955, и др.). Автор пьес Судьба Реджинальда Дэвиса (1947, совм. с И.Л.Прутом) и др. и наиболее известной Огненная река (1949), сценариев кинофильмов (в т.ч. китайско-советского художественного фильма Ветер с Востока (1958, совм. с Ли Шаном).
Постоянно выступал в прессе с публицистическими очерками (например, клеймящими капиталистическую цивилизацию, угрожающую человечеству ядерной войной) и литературно-критическими статьями, фельетонами; вел активную общественную деятельность; был депутатом Верховного Совета СССР (с 1966). Проявил себя поборником метода социалистического реализма и как художник, и как критик.
Рассказы и очерки Кожевникова 1930-х годов возникли преимущественно в результате поездки на стройки и заводы. Непосредственные впечатления легли в основу и «военных», и «производственных» романов, повестей и рассказов Кожевникова. Утверждал важность изображения «рабочей династии как части могучего заводского коллектива и – шире – как неотъемлемой части класса, ответственного за судьбы страны и мира». В судьбах ведущих героев повестей Петр Рябинкин и Особое подразделение, составляющих своего рода дилогию, тесно связаны фронтовая жизнь и мирный труд: Рябинкин становится талантливым командиром благодаря своей рабочей закалке, а Степан Буков, герой Особого подразделения, свой опыт танкиста после войны применяет в должности машиниста экскаватора. Романы Кожевникова В полдень на солнечной стороне и Корни и крона, утвердившие непобедимость чувства долга и сознательной воли в бою и в труде, были явно противопоставлены «абстрактному» гуманизму и пацифизму, по мысли Кожевникова, развязывающим руки злу, и «окопной правде», ведущей к дегероизации действительности и к ощущению экзистенциального одиночества, чуждых масштабно-пафосному мировосприятию Кожевникова. Определяя внутренний мир человека траекторией развития общественной психологии и нравственности, Кожевников при этом всегда исходил из оптимистического представления о доминанте «героического» начала в народе.
Одно из наиболее заметных «производственных» произведений Кожевникова – повесть Знакомьтесь, Балуев!, рассказывающая о строительстве магистрального газопровода в Сибири. Повесть стремилась полемически отстаивать первенство общесоциальных ценностей, в системе которых все лучшее в человеке должно быть подмечено, развито и «эксплуатировано... в государственную пользу» (слова Павла Балуева).
Автобиографичен роман Заре навстречу, показывающий на сибирском материале развитие революционного движения, события Первой мировой войны, февральской и октябрьской революций и первых лет советской власти. Написанный в период разоблачения культа личности И.В.Сталина, роман нес в себе актуальный полемический заряд, показывая через призму романтически-эмоционального детского восприятия чистоту помыслов, бесстрашие, твердость и скромность революционеров-ленинцев, полный противоречий и опасностей процесс созидания самого справедливого, в представлении Кожевникова, общественного строя, основанного на принципах взаимопомощи и сотрудничества и скрепляемого волей и мощью Коммунистической партии.
В романе Щит и меч (одноименный фильм, 1968; реж. В.П.Басов) Кожевников, повествуя в сравнительно новом для отечественной словесности 1960-х годов жанре историко-документальной хроники о советском разведчике, стремился поднять «шпионский» роман на уровень героической эпопеи и даже актуального в послевоенной мировой литературе психологического детектива, акцентируя внимание не столько на острых приключениях, сколько на будничной напряженной работе профессионального разведчика.
Умер Кожевников в Москве 20 октября 1984.
Книпович Е. Жизнь, устремленная в будущее. – Новый мир, 1956, № 6
Дорош Е. Люди, которыми гордится Россия. – Новый мир, 1958, № 1
Виноградов И. О современном герое. – Новый мир, 1961, № 9
Ермилов В. Размышления над современной повестью. М., 1963
Кожевников В. Собрание сочинений, тт. 1–6. М., 1968–1971
Гринберг И. Вадим Кожевников: Рассказчик и его герои. М., 1972
Леонов Б. На солнечной стороне планеты: Очерк творчества Вадима Кожевникова. М., 1976
Леонов Б. Вадим Кожевников: Очерк жизни и творчества. М., 1985
Кожевников В. Собрание сочинений, тт. 1–9. М., 1985–1988
Кожевников В. Щит и меч, кн. 1–2. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Мифология»