КРУПИН, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
КРУПИН, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (р. 1941), русский советский прозаик. Родился 7 сентября 1941 в с.Кильмезь Кировской обл., сын крестьянина, трудившегося в лесничестве. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях Прости, прощай... (1986) и Курс молодого бойца (1990). Работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах, преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения СП РСФСР, СП СССР; членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989–1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь».
Начал с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина – автора «деревенской прозы» – проявилось в рассказах и повестях, в т.ч. в сб. Зерна, повести Варвара, Ямщицкая повесть (все 1974), с их бесхитростными историями, нередко вложенными в уста простых крестьян, с повествованием о трагических событиях на вятской земле в период братоубийственной Гражданской войны, с мечтой о «соборном» равенстве. Широкую известность принесла Крупину повесть Живая вода (1980), осуществляющая знакомый мировой литературе конца 19 – начала 20 вв. социально-психологический эксперимент на основе жизнеподобной ситуации: открытия в одной деревне некоего целебного источника, освобождающего население от пагубной русской привычки – алкоголизма, полная гротескной фантазии, юмора, иронии и грусти, оплакивающая нравственную деградацию русского мужика и надеющаяся на сказочное его исцеление «живой водой». Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах Сороковой день (1981; назв. сокращенного подцензурного варианта – Тринадцать писем, до 1987), повесть Боковой ветер (1982), Повесть о том, как... (1985) и др., проникнутые щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям. Примечательны постоянные любимые герои Крупина – чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые юродивые, неуклюже, наивно, косноязычно умеющие выявить подлинную суть событий, сказать правду, мужественно противостоящую «лейтмотивному» для Крупина злу – лжи, пропитавшей современное общественное устройство, провоцирующей и пьянство, и социальную апатию, и нравственный индифферентизм. Тема «малой родины» в широком историческом контексте раскрывается в цикле рассказов Вятская тетрадь (1987), где строки летописей соседствуют с преданиями о старообрядцах, а воспоминания о военном детстве – с рассказом о судьбах интересных людей. Сквозная мысль об истинном величии внешне скромного, «нешумного» бытия, родственного в трактовке писателя национальному русскому характеру, в котором самоирония превалирует над тщеславием, а поиск идеала – над поиском материальных благ, проявляется и в повести На днях или раньше (1977), посвященной проблемам семейной жизни, и в рассказе Картинки с выставки (1979) и в повести От рубля и выше (1981), где стремление художника к славе, признание и даже творческий успех трактуются как путь, чреватый опасностью нравственной гибели, саморазрушения личности.
С началом «перестройки» Крупин активно выступает с «государственно-патриотических» позиций – и как беллетрист (роман-завещание о нравах «больной», ущербной, по мнению Крупина, творческой интеллигенции и атмосфере в писательской среде – Спасение погибших, 1988; повесть Прощай, Россия, встретимся в раю, 1991, показавшая агонию русской деревни конца 20 в., когда в отчизне установились порядки, отождествляемые писателем с нравами психиатрической больницы, – мысль, питающая повесть Как только, так сразу, 1992, составленную в форме записок врача-психиатра), и как публицист (статьи в журналах «духовной оппозиции» «Наш современник» и «Москва» – Крест и пропасть, Горе горькое – о расстреле парламента в октябре 1993; «До чего, христопродавцы, вы Россию довели...», очерк Крестный ход и др.). Сочувственная, умиротворенная тональность большинства произведений Крупина, особый вкус к народной речи, фольклору, насыщению ткани повествования частушками, поговорками, присловьями и т.п., культ смирения и подвижничества создают специфический художественный мир писателя, отталкивающий «западные» ценности – прагматизм, цинизм, сексуальную свободу и «масс-культуру» (рассказ Янки, гоу хоум!, 1995, и др.), ведущий к восхвалению традиционных семейных добродетелей (Свет любви: Книга прозы, 1990; составление сб. Мы строим дом: Книга о молодой семье, 1981), религиозного страстотерпия (повесть Великорецкая купель, 1990) и покаяния как пути к православию, которое, по убеждению Крупина, одно только спасет Россию (Слава Богу за все: Путевые раздумья, 1995, и др.).
Тендряков В. Год спустя после первой книги. – Литературная газета, 1975, 25 августа
Крупин В. Вербное воскресенье. М., 1981
Крупин В. Кольцо забот. М., 1982
Крупин В. Во всю ивановскую. М., 1985
Крупин В. Живая вода. (Вступит. ст. В.Распутина: О Родине с любовью и заботой). М., 1985
Крупин В. Дорога домой. (Вступит. ст. В.Распутина: О Родине с любовью и виной). М., 1985
Ланщиков А. Возраст судьбы. М., 1985
Крупин В. Будем как дети. М., 1989
Крупин В. Избранное, т. 1–2. (Предисл. С.Залыгина). М., 1991
В.Н.Крупин: Библиографический указатель. Киров, 1993
Крупин В. Последние времена. – Москва, 1994, № 9
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»