Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЛАЛ ДЕД

ЛАЛ ДЕД – поэтесса, жившая во второй половине 14– начале 15 в. по праву считается первым представителем собственно кашмирской литературы. До настоящего времени индусы, называющие ее Лалла-йогишвари (Лаллешвари), и мусульмане, именующие ее Лал-диди, оспаривают друг у друга право именовать ее «своей поэтессой», многие из ее четверостишей стали пословицами.  Ее стихи мелодичны, полны юмора и простых и сильных образов.

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Лал Дед лаконично, точно и образно рассказывает в стихах о своих заботах, горестях, сомнениях и восторгах религиозного поиска, о радостях «причащения» (одно из значений слова «бхакти»). Лал Дед первой ввела народную метрику в стихи, заложила основы новой поэтической формы – четырехстрочника «вакх» («вакхани» – «речения»), первой начала сочинять стихи на разговорном языке, предшественнике современного кашмирского.

Имя Лал Дед как великой поэтессы впервые упоминается спустя триста лет после ее смерти в хронике 1730 года Тарикх-и-Кашмир. О поэтессе сложено великое множество легенд, песен, сказаний, большая часть которых носит фантастический и мифических характер.

Также по теме:
СУФИЗМ
СУФИЗМ

Лал Дед («тетушка Толстуха») была настоящим поэтом «милостью божьей». Ее семейная жизнь не удалась. Выданная замуж за нелюбимого человека, она в конце концов была выгнана свекровью из дома. Лал Дед решила посвятить себя богу. Много лет была ученицей шиваитского аскета Сада Боя, но не нашла того, что искала. Она покинула аскета и бродила по дорогам Кашмира. Впадая в экстатический транс, она выкрикивала мистические стихи, которые изустно передавались потом из поколения в поколение до начала 20 века, когда они были собраны и записаны.

Примерно в 1383 Лал Дед встретилась со знаменитым суфием Сайидом Али Хамадани, последовательницей которого она и стала.

Также по теме:
КАШМИР
КАШМИР

Так как ее стихи в течение столетий передавались из уст в уста в неприкосновенном виде, даже те, в которых значения отдельных слов или выражений давно забыты, не существует какого-либо канонического сборника ее речений. Наиболее известна лондонская версия, стихи которой собраны с помощью кашмирских пандитов и переведены на английский индологом Дж.Грирсоном

Также по теме:
Литература

Литература:

Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка. СПб, 1997

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Мифология

Пройти тест

Математика

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Ирак

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет