Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ЛЕОНТЬЕВ, КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕОНТЬЕВ, КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1831–1891), русский писатель, беллетрист, публицист и литературный критик. Родился 13 (25) января 1831 в с.Кудиново Калужской губ. В 1849 Леонтьев окончил семь классов Калужской гимназии с отличными отметками по всем предметам, кроме физики и математики, и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1854, когда началась Крымская война, изъявил желание поступить на военно-медицинскую службу и, не окончив пятого курса, в том же году был назначен младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя.

Также по теме:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

К тому времени он уже был автором комедии Женитьба по любви (1851), высоко оцененной И.С.Тургеневым и рекомендованной им в «Отечественные записки». Цензура комедию не пропустила, но Леонтьев не был обескуражен, и следующее его сочинение, повесть Благодарность, хлопотами Тургенева, видевшего в юном авторе необычайно талантливого подражателя, была напечатана в литературном приложении к «Московским ведомостям» в начале 1854. Работа над романом Булавинский завод, тоже в тургеневском духе, была прервана отправкой на театр военных действий.

Приобретенный в качестве военного врача жизненный опыт послужил подтверждением тогдашних сугубо материалистических воззрений Леонтьева. Сам он охарактеризовал их как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки». Это чувство порождало стремление к радикальному переустройству общества на прочных научных основаниях, «справедливых и приятных». Правда, идеал такого переустройства он уже тогда склонен был видеть не в будущем, а в прошлом.

Также по теме:
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

В 1854–1857 в Крыму вызревали и отчасти писались комедия Трудные дни, повесть Лето на хуторе, очерки Ночь на пчельнике и Сутки в ауле Биюк-Дортэ («обличительный пустяк», по его позднейшей оценке) и большой роман Подлипки, напечатанный в 1861 в «Современнике». Во всех этих сочинениях, как и в повести Второй брак (1860), очевидно влияние Тургенева и Жорж Санд, но уже роман В своем краю (1864) – связанное с замыслом Булавинского завода изображение деревенской помещичьей жизни – свидетельствует о главенстве эстетического принципа оценки жизненных явлений и крайней враждебности автора идеям социалистического равенства. В рецензии на него М.Е.Салтыков-Щедрин называет автора собирателем «ядов» из произведений Тургенева, Л.Н.Толстого, А.Ф.Писемского и Д.В.Григоровича, не заметив их сублимации в собственный, «леонтьевский яд». В 1862–1863 Леонтьев резко отошел от «нигилизма» чернышевско-добролюбовского «Современника» и принял за аксиому особого рода почвенничество, утверждение культурной самобытности и собственного назначения России, которая призвана идейно-политически противостоять западноевропейскому «демократическому прогрессу» и убогому, чужеродному конституционному либерализму «славянства». Со всей свойственной ему последовательностью Лееонтьев сформулировал эти идеи позднее, взяв в союзники социолога и естествоиспытателя Н.Я.Данилевского, автора книги Россия и Европа (1869). Однако идейные установки Леонтьева явственно определились уже к середине 1860-х годов.

В 1863, после увольнения из армии, Леонтьев отказался от медицинской карьеры и устроился в азиатский департамент министерства иностранных дел. В течение десяти лет занимал различные должности в российских консульствах на территории Оттоманской Порты: в Кандии (о.Крит), Адрианополе, Янине, Салониках и др. Его повести и очерки печатались в «Русском вестнике» и были собраны под общим заглавием Из жизни христиан в Турции (1876). В 1871, оправившись от тяжелой болезни, Леонтьев всей душой обратился к религии. Религиозное начало явилось стимулом всей дальнейшей писательской деятельности Леонтьева: он отрекся от некоторых прежних, «в высшей степени безнравственных» сочинений, сжег рукописи цикла романов Река времен – плод многолетней работы – и целиком посвятил себя публицистике и критике. Предвестием этого стала статья Грамотность и народность (1870), вызвавшая взрыв негодования либералов и прогрессистов. В ней речь шла о пагубности западноевропейского просвещения для духовного и культурного своеобразия народа и для его нравственного развития.

Сразу после «душевного переворота» Леонтьев отправился на Афон, в русскую монашескую общину, чтобы получить у афонских старцев четкие указания относительно дальнейшей жизни. Ничего определенного ему, по-видимому, сказано не было, но он счел необходимым оставить дипломатическую службу и возвратился в Россию. Жил большей частью в своей деревне, наведываясь в Оптину пустынь.

Непосредственным творческим следствием «переворота» явился центральный для мысли Леонтьева трактат Византизм и славянство, направленный против славянофильства («мечтательное и неясное учение»); политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России Леонтьев считал и панславизм – официоз 1870-х годов. Недаром М.Н.Катков отказался печатать трактат в своем «Русском вестнике». Опубликованный ничтожным тиражом как выпуск «Чтений в Обществе Истории и древностей российских» в 1875, он не мог оказать отрезвляющего воздействия на распаленное ура-патриотизмом общественное мнение, поддерживавшее войну с Турцией. Впрочем, впоследствии трактат обрел заслуженное признание как веха российской социально-исторической мысли и был издан в составе сборника трудов Восток, Россия и славянство (тт. 1–2, 1885–1886).

Биологический подход к истории как органическому развитию человечества Леонтьев заимствовал в упомянутом сочинении Данилевского. Предполагалось, что всякая цивилизация проходит три стадии: первоначальной простоты, цветущей сложности и смесительного упрощения, уравнения и разложения. Согласно Леонтьеву, Европа уже вступила в третью стадию, о чем свидетельствует в числе прочего владычество эгалитарно-демократического, буржуазного идеала и соответствующее ему революционное гниение (а отнюдь не обновление) общества. Россия, будучи особым и отдельным социальным организмом, порождением и наследницей Византии, имеет шансы избежать общеевропейской участи, если последует велениям собственной судьбы и обособится от Европы. В этих целях Леонтьев предлагал реанимировать основополагающую «троицу»: православие, т.е. строго церковное и монашеское, отрешенное от мира христианство («церковь должна быть независимее нынешней... смелее, властнее, сосредоточеннее»); самодержавие, т.е. незыблемую монархическую государственность, как можно более сословную, жесткую и деспотическую («с осторожностью подвижно. Вообще сурово, иногда и до свирепости»); и народность, т.е. самобытные национальные формы жизни («быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве»). «Россию надо подморозить», – провозгласил Леонтьев: только так, и при этом совершенно отрешившись от растленного «славянства», Россия может обрести будущность.

Леонтьев получил возможность проповеди своих взглядов, став помощником редактора газеты «Варшавский дневник» в 1880. Это продлилось несколько месяцев, и его тематические статьи (Религия – краеугольный камень охранения, Панславизм, Взрыв в Зимнем дворце, Чем и как либерализм наш вреден, Как надо понимать сближение с народом, О всемирной любви и т.д.) звучали как неуслышанный контрреволюционный набат. Достойным завершением критико-публицистического творчества Леонтьева явились его полемические заметки о творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого Наши новые христиане (1882) и «критический этюд» Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н.Толстого (1890). Своего рода политическим завещанием стали поздние работы Национальная политика как орудие всемирной революции (1889) и Славянофильство теории и славянофильство жизни (1891). В 1887 Леонтьев поселился в Оптиной пустыни. Незадолго до смерти принял тайный постриг и переехал в Сергиев Посад.

Умер Леонтьев в Сергиевом Посаде 12 (24) ноября 1891.

Также по теме:
Литература

Литература:

Памяти К.Н.Леонтьева. Литературный сборник. СПб, 1911
Леонтьев К. Собрание сочинений, тт. 1–9. М., 1912–1914
Леонтьев К. Моя литературная судьба. Автобиография. – В кн.: Литературное наследство, тт. 22–24. М., 1935
Бочаров С.Г. «Эстетическое охранение» в литературной критике (К.Леонтьев о русской литературе). – В кн.: Контекст 1977. М., 1978
Леонтьев К. Египетский голубь. М., 1991
Леонтьев К. Избранное. М., 1993

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет