ЛИ ЮЙ
ЛИ ЮЙ (Ли Хоучжу, Ли Чунгуан)(1611/1610–1679/1680). Китайский новеллист и драматург. Его имя стоит в одном ряду с его старшими современниками Фэн Мэнлуном и Лин Мэнчу, первые сборники повестей которых появились в двадцатые годы 17 в. Из-за запрета цинского правительства на книги Ли Юя его имя не получило широкой известности у современников.
Ли Юй родился в Чжигао (ныне Жугао) провинции Цзянсу в 1611 (по другой версии, на год раньше). После смерти отца девятнадцатилетний Ли Юй переезжает вместе с семьей в город Ланьси провинции Чжэцзян – родные места его предков. Чиновничья карьера будущего литератора не задалась. Став обладателем лишь низшей степени – сюцаем, Ли Юй предпочел спокойную, независимую жизнь в своей усадьбе «Гора Ишань». Общением с природой, чтением произведений литераторов и философов предшествующих эпох, размышлениями о смысле жизни, увлечением театром – всем этим были наполнены годы, проведенные в Ланьси, ставшие самыми счастливыми для Ли Юя. Однако вскоре из-за бедствий смутного времени последних годов правления династии Мин и установления новой династии Цин его семья окончательно разорилась. Тем не менее Ли Юй, выручив некоторую сумму денег от продажи усадьбы, продолжал какое-то время вести прежний образ жизни.
После 1650 он переехал в Ханчжоу. Будучи стесненным в средствах, Ли Юй вынужден был заняться торговлей книгами. Именно в этот период им был написан цикл повестей Беззвучные пьесы, ряд произведений будущего сборника Двенадцать башен и большинство пьес.
Прожив в Ханчжоу около десяти лет, писатель переезжает в бывшую столицу династии Мин – Нанкин, где продолжает писать новеллы, заниматься драматургией, искусствоведением, театром. В книгопечатне, расположенной в усадьбе Ли Юя «Сад с горчичное зерно» издавались книги по истории, литературе, искусству (например, известное Слово о живописи из «Сада с горчичное зерно»). Особой сферой деятельности Ли Юя стал театр. Организовав труппу, в состав которой входили его домочадцы и слуги, он объездил с ней многие города Китая, стремясь заработать на жизнь, а с другой стороны, на практике проверить и реализовать свои во много новаторские представления о театральном искусстве.
Последние годы жизни писатель провел в Ханчжоу, там, где начался расцвет его творчества.
Одной из основных черт характера Ли Юя было неприятие всего догматичного и консервативного. Главным писатель считал максимальное раскрепощение человека, следование естеству его природы, что достигается путем отказа от мелочной суеты повседневной жизни, переоценки социальных ценностей, стремлении жить в гармонии с природой, окружающими и с самим собой. Разумеется, все это мыслилось в традициях, основанных на синкретизме конфуцианства, даосизма и буддизма, хотя Ли Юй и отрицал многое в этих учениях, особенно в конфуцианстве (точнее его интерпретации Чжу Си). На первом плане для Ли Юя стоял человек, неотделимый от природы, составляющий ее часть.
Наряду с традиционными «высокими» жанрами (проза «вэнь», поэзия, классическая драма, эссеистика) литературы 17 в. бурно развивались демократические, главным образом повествовательные, жанры – роман, городская повесть и т.п. И хотя в наследие Ли Юя входят произведения высокой прозы и стихи, в том числе философское произведение Случайное пристанище для праздных дум, основными его произведениями считаются пьесы и повести.
Ли Юй практически первый в истории китайского театра комедиограф. Большинство его пьес – комедии (например, Ошибка с воздушным змеем). Он показал, что в комедиях могут ставиться и решаться серьезные вопросы, а сквозь смех зритель должен чувствовать слезы и горечь реальности. Большое значение драматург придавал юмору, наделяя им почти всех персонажей своих пьес. В настоящее время известны десять из них.
Одним из лучших образцов демократической литературы стала книга Ли Юя Двенадцать башен, состоящая из двенадцати повестей с разнообразными сюжетами. Среди них есть любовные, авантюрные и имеющие ярко выраженную социальную окраску. Пережив века, они до сих пор интересны читателю.
Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка.
СПб, Азбука, М., Терра, 1997
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»