ИБН РУШД, АБУ АЛ-ВАЛИД МУХАММАД ИБН АХМАД (АВЕРРОЭС)
ИБН РУШД, АБУ АЛ-ВАЛИД МУХАММАД ИБН АХМАД (лат. Аверроэс) (1126–1198), арабоязычный философ-перипатетик. Родился в Кордове в 1126. Принадлежал к семейству потомственных кади. С ранних лет изучал теологию, право и арабскую литературу, позже – медицину и античную философию. Был дружен с Ибн Туфейлем. По совету и настоянию последнего обратился к изучению и комментированию Аристотеля, что определило основной философский интерес Аверроэса на последующие годы и составило ему славу Комментатора.
Практически всю жизнь Ибн Рушд находился в фаворе, будучи кади и придворным врачом. Однако в 1195 его постигла опала, о причинах которой существуют разные версии, а сочинения его были сожжены. Через некоторое время опала была снята, Ибн Рушд вернулся из ссылки, однако здоровье его было подорвано. Умер Ибн Рушд в Марракеше (Марокко) 10 декабря 1198, захоронен был в Кордове.
Плодами поразительного трудолюбия и разносторонних научных занятий явились многочисленные сочинения по естественным наукам, юриспруденции, медицине, филологии и философии. Ибн Рушд составил 38 комментариев к произведениям Аристотеля, к Государству Платона, к трактату О разуме Александра Афродисийского, Первой философии Николая Дамаскина, трактатам по логике ал-Фараби, Урджузе о медицине Ибн Сины и «трактату о соединении человека с деятельным разумом» Ибн Баджжи. Большинство комментариев написаны им к трудам Аристотеля. Они состоят из малых комментариев, или парафраз (практически самостоятельные трактаты на темы сочинений Аристотеля), больших комментариев (в них сохранялась структура произведения, пояснения сопровождали текст самого Аристотеля) и комментариев средних, в которых приводились только начала текстов, продолжаемые их пересказом. Основную часть дошедших до нас комментариев составляют парафразы – малые комментарии.
Не владея греческим языком и опираясь только на доступные ему переводы, Ибн Рушд, как никто из предшественников, сумел понять учение Аристотеля. Комментарии Аверроэса вызвали полемику в среде европейских схоластов, породив течение аверроизма, просуществовавшего до 17 в.
Изучение Аристотеля помогло Ибн Рушду сформулировать свои взгляды как представителя «фалсафы» (арабоязычного перипатетизма). Около 1180 он написал работу Тахафут ат-тахафут, которая переводится как «Опровержение опровержения» или «Непоследовательность непоследовательности». В ней Ибн Рушд полемизировал с ал-Газали, с его сочинением Непоследовательность философов. В противовес ал-Газали, доводы которого против «фалсафы» Ибн Рушд опровергал, он также критиковал философов, пытавшихся совместить взгляды Стагирита и Плотина, естественнонаучный рационализм и мистицизм.
Ибн Рушд выступил последовательным сторонником знания, полученного строго доказательным путем, знания аподейктического, противопоставляя его как истинное другим видам знания – риторике и диалектике. Первое из них обращено к необразованной публике, которой надо внушить некоторые важные для сохранения спокойствия в обществе нравственные правила. Второе, диалектическое знание – сфера теоретизирования мутакаллимов, богословов, которые должны обосновывать истинность религиозных догматов. Этот вид знания Ибн Рушд расценивал как вредный для общества, поскольку при этом создается иллюзия знания, а на деле возникает путаница в умах и бесплодные споры, свидетельство чему – история борьбы исламских сект и школ. В Комментариях к Государству Платона Ибн Рушд лишает диалектиков-теологов даже права на истинное гражданство в «добродетельном городе. В области же знания диалектикам отводится промежуточное положение между двумя истинами – истиной философов и истиной-эрзацем, предлагаемой широкой публике. Живя в религиозном обществе и считаясь с далеким от «философского» сознанием масс, философ, как полагал Ибн Рушд, должен считаться с этим сознанием и не разрушать его во имя сохранения спокойствия общества. Это учение Ибн Рушда оформилось позже в теорию двойственной истины, позволившей его последователям-аверроистам отстаивать право на внецерковную мысль.
Значительную часть книги Непоследовательность непоследовательности занимает обсуждение вопроса о вечности мира – о его изначальности как возможносущего и бесконечности существования в будущем. В 1270 парижские богословы поставили аверроистский тезис о вечности мира под запрет. Было запрещено следование и другому учению Ибн Рушда – о смертности индивидуальной души, разрушающейся вместе с разрушением тела, и бессмертии только общечеловеческого разума.
Социально-политические идеалы, изложенные Ибн Рушдом в комментариях к Государству Платона, не были восприняты его современниками – в них видели лишь руководство к приобретению внешней учености. Ибн Рушд вошел в историю как великий Комментатор, несмотря на то, что его учение об истине, мире и разуме очевидно выходит за рамки аристотелизма.
Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. – В кн.: Ренан Э. Собр. соч., т. 8. Киев, 1902
Ибн Рушд. Опровержение опровержения (фрагменты). – В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961
Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией. – В кн. Сагадеев А.В. Ибн Рушд. М., 1973
Сагадеев А.В. Ибн Рушд. М., 1973
Ответь на вопросы викторины «Философия»