Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

СЕКСОЛОГИЯ

Содержание статьи
  • Возникновение сексологии.
  • Фрейд и психоанализ.
  • Сексологические опросы.
  • Мастерс и Джонсон.
  • Современная сексология
  • Сексология в России.

СЕКСОЛОГИЯ – междисциплинарная область научных исследований пола и сексуальности, включая их анатомические, физиологические, психологические, медицинские, социологические, антропологические, исторические, правовые, религиозные, литературные и художественные аспекты.

Возникновение сексологии.

Также по теме:
ПОЛ И ГЕНДЕР
ПОЛ И ГЕНДЕР

Соотношение разных элементов сексологического знания менялось в ходе истории. Древняя эротология («наука и искусство любви») народов Востока видела в сексуальности естественную сторону человеческой жизни и подходила к ней не аналитически, а синкретически, предлагая людям целостную жизненную философию, включая определенное отношение к телу и чувственности. Европейская культура нового времени, сложившаяся на основе христианства, в отличие от античной или древневосточной, была последовательно антисексуальной. Не только половая жизнь, но весь телесный «низ» считались грязными и непристойными, о чем порядочным людям не полагалось думать и тем более говорить вслух.

Родоначальниками сексологии, начавшими систематическое изучение половой жизни, были врачи – профессор психиатрии Венского университета Рихард фон Крафт-Эбинг (1840–1902), швейцарский энтомолог, психиатр и невропатолог Август Форель (1848–1931), немецкие психиатры Альберт Молль (1862–1939) и Магнус Хиршфельд (1868–1935), австрийский психиатр, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939), немецкий дерматолог и венеролог Иван Блох (1872–1922) и английский публицист, фармацевт по образованию Генри Хэвлок Эллис (1859–1939). Врачам чаще приходилось сталкиваться с необычными формами сексуальности, от которых с негодованием отворачивалось ханжеское общество. Кроме того, клиники, особенно психиатрические, были в какой-то степени ограждены от морально-религиозной критики.

Также по теме:
ПОЛ
ПОЛ

Но защита эта была ненадежной. Старая богословская идея о греховности половой жизни превратилась в массовом сознании в прочное убеждение, что у всякого, кого интересует «секс», что-то по этой части не в порядке. Но ведь никто не думает, что физиологией питания занимаются обязательно обжоры (а может быть, язвенники?), языкознанием – косноязычные, психологией мышления – умственно отсталые, а криминологией – потенциальные преступники. Сексуальность же – предмет общеинтересный, а проблема «нормы» здесь особенно сложна.

Освобождаясь от власти религиозной морали, сексология опиралась прежде всего на биологию. Репродуктивная биология, то есть раздел биологии, посвященный вопросам продолжения рода, включая анатомию и физиологию половой системы, получила признание и практическое применение в акушерстве и гинекологии задолго до 19 в. Кроме того, биология была ведущей отраслью естествознания второй половины 19 в., эволюционная теория Дарвина служила методологической основой для других наук.

Но можно ли свести сексуальное поведение к инстинкту размножения? Массовая, «нормальная» половая жизнь казалась ученым сравнительно простой, однозначной, не требующей особых объяснений. Другое дело – «половые извращения», к числу которых относили все морально осуждаемые формы сексуального поведения и вообще всякий секс, не связанный с продолжением рода. Наивность ранних теорий пола не только тем, что они пытались свести сложные социальные и психические явления к простым и элементарным биологическим законам, но и тем, что сама биология, к которой апеллировали ученые, была еще весьма неразвита. Дефицит достоверных эмпирических данных (даже половые гормоны еще не были открыты) неизбежно восполнялся умозрительными общими построениями, отправной точкой которых служили привычные нормы обыденного сознания и традиционной морали. Большинство ученых 19 в., подобно христианским богословам, видели единственный смысл и оправдание половой жизни в продолжении рода. Все формы сексуальности, не связанные с деторождением, в свете такой установки выглядели не только безнравственными, но и «противоестественными» (этот термин пришел в биологию непосредственно из богословия).

Но что значит – вести себя естественно? Следовать примеру природы? Предписание слишком неопределенно, природа дает разные примеры, да и сам человек существенно изменяет ее, создает «вторую природу». Подражать животным? Тогда история культуры оказывается сплошным регрессом; кроме того, разные виды животных ведут себя по-разному. Руководствоваться «самоочевидным» предназначением органов тела, употребляя их только так и не иначе: глаза – чтобы видеть, желудок – чтобы переваривать пищу и т.д.? Но органы тела большей частью полифункциональны и к тому же взаимосвязаны. Это в полной мере относится и к половой системе.

Но какой бы консервативной ни была биолого-медицинская теория, она обязательно задает вопрос «почему?». Для богословия сексуальные аномалии были грехом, за который виновные должны отвечать перед Богом и людьми. Для науки они представляют проблему. Почему возникают такие явления, как сексуальное влечение к людям собственного пола, потребность переодеваться в одежду другого пола, причинять страдания сексуальному партнеру или испытывать их самому, бесполезная растрата семени (онанизм) и многие другие? Что это – преступления, за которые нужно наказывать, или болезни, которые нужно лечить? А если лечить – то как? Ответить на эти вопросы было не так-то просто.

Психиатрия 19 в. детально описывает симптоматику разнообразных «половых извращений» (перверсий). Слово «извращение» подчеркивало органический характер таких нарушений, которые не имеют якобы ничего общего с нормальной, здоровой сексуальностью. Но в объяснении их не было единообразия.

В конце 19 – начале 20 в. в Италии и Германии начали выходить первые журналы по сексопатологии, а затем и по общей сексологии. В 1913 было основано Международное общество сексологических исследований во главе с Моллем. В 1921 Хиршфельд организовал в Берлине первый Международный конгресс сексуальных реформ. В 1928 на съезде в Копенгагене была основана Всемирная лига сексуальных реформ, первыми президентами которой были Эллис, Форель и Хиршфельд. После второй мировой войны ее место заняла Всемирная сексологическая ассоциация.

Общие тенденции развития сексологии конца 19 – начала 20 в.:

1) постепенное ослабление жесткого биологического детерминизма в пользу более тонких и сложных психологических теорий и

2) усложнение и обогащение самого понятия «норма» за счет включения в него широкого спектра вариаций.

Этому способствовало развитие гуманитарных наук, особенно этнографии и истории. Уже древние путешественники и географы, описывая быт и нравы разных народов, уделяли внимание их половой жизни. Однако эти отчеты и описания были несистематизированными, случайными, напоминая зачастую сборники анекдотов. Когда одного английского миссионера спросили об обычаях и нравах туземцев, он уверенно ответил: «Обычаев никаких, нравы скотские». Тем не менее этнографические и исторические факты показывали, что сексуальное поведение людей весьма многообразно и то, что считается нормальным и даже обязательным в одной культурной среде, осуждается и запрещается в другой.

Английский антрополог Бронислав Малиновский в 1920-х гг. опубликовал работы о сексуальной жизни народов Меланезии. Широкую известность приобрели книги американского антрополога Маргарет Мид Советские этнографы В.Г.Богораз и Л.Я.Штернберг были пионерами в изучении полового символизма у народов Севера и Сибири. Ленинградские филологи В.Я.Пропп и О.М.Фрейденберг выявили наличие символической взаимосвязи между сексуальностью, смехом, едой и смертью. М.М.Бахтин книгой Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965) положил начало изучению так называемой карнавальной культуры и телесного канона. До второй мировой войны такие исследования были редкими и разобщенными. Но в 1951 американские ученые этнограф Клелланд Форд и психолог Фрэнк Бич статистически сопоставили нормы сексуального поведения, принятые в 190 разных человеческих обществах, друг с другом и с поведением разных видов животных. Это стимулировало дальнейшие сравнительно-этнографические и исторические исследования, доказавшие чрезвычайное многообразие и пластичность человеческой сексуальности, явно несводимые к законам биологии.

Фрейд и психоанализ.

Самой влиятельной сексологической теорией первой половины 20 в. был, безусловно, психоанализ. В отличие от большинства своих предшественников, Фрейд рассматривал сексуальность не как частный аспект человеческой жизни, а как ее основу, стержень. Половое влечение, или либидо, по Фрейду, составляет источник всей психической энергии индивида. Это влечение лежит и в основе таких «несексуальных» чувств, как любовь к самому себе, родительская и сыновняя любовь, дружба, любовь к человечеству и даже привязанность к конкретным предметам и абстрактным идеям.

Такая расширительная трактовка либидо навлекла на Фрейда обвинения в пансексуализме, преувеличении роли сексуальности. Однако тезис, что «сексуальные импульсы» включают все эмоциональные и дружественные влечения, неразрывно связан у Фрейда с тем особым значением, которое он вкладывает в понятие «сексуальность»: «В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей целью удовольствие и только опосредованно служащая целям воспроизводства.

Не отрицая возможных конституциональных и нейрохимических факторов, предрасполагающих индивида к той или иной девиации, Фрейд считал, что, пока эти факторы не открыты, а возможно и после этого, главным и единственным средством их изучения и терапии должен быть психоанализ, т. е. выяснение психической травмы, задержавшей или исказившей психосексуальное развитие индивида, и преодоление психологических последствий этой травмы путем осознания ее причин.

Предложенный Фрейдом подход к сексуальности, снимая жесткий биологический детерминизм, концентрировал внимание на особенностях индивидуального развития. Не ограничиваясь изучением психики отдельно взятого индивида, он стремится выявить связь индивидуального сексуального поведения с культурными нормами, вскрыть филогенетические корни сексуального символизма, истоки и сущность важнейших сексуальных табу и запретов, например инцеста (кровосмешения), охраны девственности. Фрейд подчеркивает, что некоторые типичные формы сексуальной патологии, например психическая импотенция, имеют социальные причины.

Влияние фрейдизма на развитие сексологии было исключительно сильно. Он, как никто другой, подчеркнул роль и значение сексуальности в человеческой жизни. Исключительно ценным было указание на органическую связь сексуальных и несексуальных переживаний и возможность перехода одного в другое. Это значит, что сексуальность не может быть понята вне целостной личности, а личность – без учета ее сексуальных переживаний. Плодотворной оказалась мысль Фрейда о значении ранних детских переживаний, в частности отношений с родителями, как эмоционального фона и даже непосредственной причины формирования определенного стиля сексуального поведения. Анализ неосознаваемых переживаний – сексуальных символов, защитных механизмов, эротических фантазий и сновидений – был не только клинически важен, но и стимулировал сравнительно-историческое изучение этих явлений на материалах истории религии и культуры. Половые извращения, казавшиеся преступлением или следствием физической дегенерации, оказались всего лишь следствием гипертрофии или фиксации (закрепления) отдельных сторон и моментов нормального психосексуального развития, следы которых каждый может при желании обнаружить в своей собственной психике.

Поначалу концепция Фрейда вызвала скандал, ее даже называли клеветой на человечество. Но постепенно фрейдизм нашел поддержку у многих представителей научной и творческой интеллигенции. Психоанализ оказался успешным методом лечения или, во всяком случае, прояснения и облегчения некоторых психосексуальных расстройств. Даже враждебные Фрейду клиницисты стали находить у него множество ценных частных наблюдений. С середины 1920-х и до 1960-х гг. концепции Фрейда господствовали в западноевропейской и американской сексологии.

Влияние Фрейда на развитие сексологии было противоречиво. Понятие «сексуальность» у Фрейда включает и биологические свойства, дифференцирующие организмы на мужские и женские; и либидо как инстинкт продолжения и поддержания жизни; и любые чувственные переживания, связанные с получением удовольствия; и репродуктивное поведение, направленное на продолжение рода; и интенсивные эротические ощущения в разных частях тела, сопровождаемые фантазиями. Расширительной трактовкой либидо Фрейд стремился подчеркнуть единство эмоционального мира личности. Но понимание либидо как особой сущности, стоящей за любыми эмоциональными переживаниями, напоминает «теплород» физики 18 в. Вторая слабость теории Фрейда – психогидравлическая модель сексуальности. Хотя Фрейд признает влияние на личность культуры и воспитания, в центре его теории остаются внутрипсихические процессы. Индивид обладает, по Фрейду, определенным фиксированным количеством психической энергии, которую общество помогает ему так или иначе канализировать и реализовать. А поскольку количество этой энергии ограничено, индивид должен выбирать между сексуальной активностью и какими-то другими видами деятельности, в которых заинтересовано общество. Отсюда – извечный конфликт между сексуальностью и культурой. Репрессивная половая мораль, по Фрейду, – цена, которую человечество платит за развитие цивилизации.

В свете современных данных эта антитеза представляется ложной. Люди обладают разными энергетическими ресурсами, и при нормальном физиологическом режиме сексуальная активность не только не мешает другим видам деятельности, но даже повышает их эффективность. Кроме того, культура не просто указывает каналы, по которым должна «изливаться» сексуальная энергия, но и формирует конкретный сценарий сексуального поведения индивида, характерные для него психосексуальные установки и ориентации. Речь идет не столько об универсальном конфликте «сексуальности» и «культуры», сколько о конкретных противоречиях между относительно стабильными нормами общественной морали и более изменчивым и разнообразным индивидуальным поведением.

Осознание этих и других слабостей теории Фрейда привело к тому, что с 1960-х психоанализ постепенно утратил свою господствующую роль в сексологии. С одной стороны, его критикуют представители биологических наук. С другой стороны, теперь сексология придает значительно большее значение социально-культурным факторам психосексуального развития.

Чтобы выйти из порочного круга, когда норма объясняется через патологию, а патология определяется по отношению к подразумеваемой норме, о которой ничего достоверного не известно, сексология должна была выйти за пределы клиники и обратиться к изучению поведения, физиологии и мотивации «нормальных» обыкновенных людей в естественных условиях их жизни. Но кого и что считать нормальным? Понятие нормы в биологии и медицине многозначно.

Во-первых, слово «норма» означает норматив, эталон, на который нужно равняться, оценивая по нему индивидуальное поведение; таковы, например, спортивные нормы или нормы питания. Но любые нормативы условны, имеют значение только в определенной системе отсчета и сами требуют обоснования –почему утверждается именно этот, а не другой эталон.

Во-вторых, норма – это статистически среднее, наиболее часто встречающееся, массовое в явлениях; в современной науке нормальное в статистическом смысле включает не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от нее в известном диапазоне.

В-третьих, норма – это некий функциональный оптимум, подразумевающий протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, надежностью, экономичностью и эффективностью. Функциональная норма всегда индивидуальна, и нарушение ее определяется не величиной отклонения от статистического среднего, а функциональными последствиями (один человек, съев за обедом бифштекс, страдает от несварения желудка или прибавляет в весе, а другой при таком питании остается голодным и худеет).

Кроме этих формально-методологических измерений, понятие нормы всегда подразумевает вопрос: «Норма чего?» Нормы морали, физиологии и психологии могут совпадать или не совпадать друг с другом, но это разные нормы, имеющие разные критерии и системы отсчета. Интенсивность половой жизни измеряется иначе, чем степень получаемого от нее удовлетворения и т. д. ПСИХОАНАЛИЗ.

Сексологические опросы.

Сексология начала 20 в. знала, в сущности, только понимание нормы как норматива, причем биологические показатели сплошь и рядом подгонялись под требования морали. Каковы среднестатистические нормы сексуального поведения и как на самом деле ведут себя люди вне клиники, ученые понятия не имели. Для получения этой информации нужны массовые опросы населения. Первые из них проводились уже в начале 20 в. по инициативе Хиршфельда. В России первое такое исследование (2150 студентов-мужчин Московского университета) было проведено в 1903–1904 М.А.Членовым (результаты опубликованы в 1907). В 1920-х подобные опросы проводились уже во многих странах.

Однако подлинная революция в этом деле связана с работой американского ученого Альфреда Кинзи (1894–1956). Известный зоолог и автор популярного учебника биологии, Кинзи был озабочен тем, как мало известно науке о сексуальном поведении человека и как различны его нормы в разных обществах. Желая восполнить этот пробел, Кинзи вел доверительные беседы на эти темы со своими студентами, обобщая их мнения и опыт. Постепенно круг опрашиваемых расширялся, а методика опроса совершенствовалась, отлившись в форму стандартизированного интервью, охватывающего полную историю сексуальной жизни респондента (опрашиваемого).

Кинзи прекрасно понимал значение биологических и психологических факторов сексуальности, но главной своей задачей он считал объективное изучение сексуального поведения. Люди могут сами не знать своих мотивов или ошибаться в их объяснении. Но при надлежащем подходе человек может откровенно рассказать о своих поступках, фактах своей сексуальной биографии, вплоть до самых интимных. Кинзи мечтал собрать 100 тысяч сексуальных историй. Он успел провести около 19 тысяч интервью, каждое из которых содержало от 350 до 520 пунктов информации. Это была поистине титаническая работа. Ее итоги, изложенные в двухтомном труде – Сексуальное поведение мужчины (1948) и Сексуальное поведение женщины (1953), явились подлинной революцией в сексологии, обнажив широчайший диапазон индивидуальных и социальных вариаций сексуального поведения и сформулировать их количественно. «Отчеты» Кинзи обогатили науку колоссальным количеством новой информации о сексуальном поведении. Даже сегодня ни одно серьезное сексологическое исследование не обходится без сравнения с ними полученных результатов. Кроме того, они доказали возможность и необходимость количественного анализа этого сложного материала.

По примеру Кинзи массовые сексологические опросы стали более или менее регулярно проводиться почти во всех индустриально развитых странах. В 1990-х годах в США, Великобритании, Франции, Швеции, Финляндии и некоторых других странах были проведены репрезентативные национальные опросы, которые дают ценнейшую информацию врачам-клиницистам, социологам, психологам и педагогам и, подобно переписям населения, позволяют судить об исторической динамике сексуального поведения и установок людей, причем не вообще, а с учетом их социально-классовой, национальной, образовательной, религиозной и т.п. принадлежности.

Мастерс и Джонсон.

Как всякая другая наука, сексология начинала со спекулятивных общих теорий. Затем ее подходы и методы специализировались, разделяясь между соответствующими отраслями знания. Сначала возникла репродуктивная биология, затем сексологическая клиника и психология сексуальности (в рамках психоанализа). После Кинзи популярность приобрели массовые, тесно связанные с социологией статистические исследования.

Главной задачей сексологии 1940–1960-х было преодоление дилетантизма, накопление достоверных, тщательно проверенных научных фактов. Это было возможно только в рамках строгой научной специализации, когда каждая наука пользуется своими собственными методами, не особенно заботясь о том, что делают соседи, которые могли еще и не выйти на близкие проблемы и рубежи.

Специализированный, монодисциплинарный подход дал блестящие результаты. Генетика выработала строгие и вместе с тем сравнительно простые методы определения хромосомного пола; открытие ряда генетических аномалий позволило начать систематическое изучение самых глубоких скрытых детерминант половой дифференциации и их влияния на половые различия вообще и на сексуальное поведение людей и животных в частности. Эндокринологи научились измерять уровень половых гормонов и их влияние на половую дифференциацию организма, особенно в зародышевой фазе развития; широко изучается влияние гормонов на психику и поведение, в том числе сексуальное поведение, животных и человека. Нейрофизиологи обнаружили, что половая дифференциация затрагивает не только репродуктивную систему организма, но и мозг. Эмбриология выявила закономерности половой дифференциации в утробном периоде развития, а эволюционная биология – филогенетические закономерности и специфику репродуктивного поведения у разных видов животных.

Подлинной революцией в сексологии явилась книга американских ученых гинеколога Уильяма Мастерса и психолога Вирджинии Джонсон Человеческая сексуальная реакция (1966). До Мастерса и Джонсон сексологическая клиника, как правило, имела дело с одиночками. Врачи лечили мужчин от импотенции, а женщин – от фригидности, давали консультации по вопросам половой жизни, но сексуальный партнер пациента или пациентки привлекался лишь эпизодически. Как фактически происходит половой акт и каковы взаимные психофизиологические реакции партнеров на разных стадиях копулятивного цикла (совокупления), ученые знали лишь по собственному опыту да по рассказам друзей или пациентов. Но можно ли объективно судить только по самоотчетам?

О лабораторном исследовании полового акта мечтал уже Кинзи, но самая мысль об этом казалась кощунственной. Однако этнографы и медики знали немало случаев совершения полового акта на глазах у многочисленных зрителей. Так почему не в лаборатории?

Мастерс и Джонсон начали с того, что просили своих друзей и университетских коллег направлять к ним людей, готовых подвергнуться сексологическому обследованию. Пришедших 1273 добровольцев детально опросили об их сексуальной жизни (вопросы были в основном те же, что у Кинзи). После заполнения сексуальных анкет и обсуждения связанных с ними проблем испытуемые подвергались тщательному медицинскому, в том числе сексологическому, обследованию. Для эксперимента были отобраны 382 женщины и 312 мужчин (296 супружеских пар, остальные неженатые) в возрасте от 18 до 78 лет. Им дали привыкнуть к лабораторной обстановке и познакомили с функциями всех приборов, после чего отобранные пары совершали серию половых актов, причем все их физиологические реакции и состояние (артериальное давление, кожные реакции, набухание половых органов, сосков и т.д.) тщательно объективно фиксировались. В общей сложности Мастерс и Джонсон наблюдали 7500 законченных женских и 2500 мужских сексуальных циклов. Хотя лабораторные условия сказывались на сексуальных реакциях испытуемых (у мужчин нарушений было больше, чем у женщин), полученные результаты были исключительно важны. Впервые были объективно описаны основные фазы копулятивного цикла – 1) возбуждение, 2) «плато», когда половое возбуждение уже не нарастает, но поддерживается на определенном уровне, 3) оргазм и 4) «разрешение», снятие напряжения – и особенности их протекания у мужчин и женщин. Существенно обогатилось знание физиологии женского оргазма (в частности, какие мышцы в нем участвуют).

Мастерс и Джонсон положили начало многочисленным экспериментальным исследованиям отдельных физиологических параметров сексуальных реакций (пульс, артериальное давление, электрокардиограммы, энцефалограммы и др.). Совершенствование медицинской аппаратуры, появление новых эректометров, миниатюрных магнитофонов и т.д. сегодня позволяют фиксировать сексуальные реакции самим испытуемым, в естественных условиях. Огромное практическое значение имели разработанные Мастерсом и Джонсон и принятые в большинстве клиник мира принципы парной сексотерапии, облегчающей взаимную адаптацию партнерской пары.

В настоящее время изучение сексуального поведения и мотивации вовлечены все разделы и отрасли психологии. Психофизиология изучает закономерности половой дифференциации нервной системы и регулирования сексуальных реакций, дифференциальная психология – индивидуальные особенности сексуального поведения, психология развития – возрастную специфику сексуальности, когнитивная психология – познавательные и информационные процессы, психология эмоций – природу сексуально-эротических переживаний, а социальная психология – особенности партнерских отношений, психологической интимности, симпатии и т.д.

Современная сексология

напоминает равносторонний треугольник, одну сторону которого образуют биолого-медицинские, вторую – социокультурные и третью – психологические исследования.

Сексология как междисциплинарная отрасль знания опирается на теоретические представления базовых, фундаментальных наук. Единой теории пола и сексуальности в современной науке нет. В недавнем обзоре состояния сексологической теории Д.Л.Вайс (1998) перечисляет 39 разных «теоретических перспектив», коренящихся соответственно в биологии, психологии, антропологии, социологии, этологии, общей теории систем и т. д.

Теоретико-методологическая переориентация сексологических исследований отражает сдвиги в общенаучной методологии и культуре.

Опасливо-настороженное отношение к сексуальности как к чему-то, требующему жесткого внешнего контроля, сменяется положительным. Сексуальное удовольствие, при соблюдении определенных правил гигиены и уважении к законным правам окружающих людей, – неотъемлемое право личности.

В биологически ориентированных теориях сексуальные реакции и эротические переживания рассматривались как производные от репродуктивной функции: удовольствие как стимул и поощрение к продолжению рода. Однако не только у человека, но и у животных сексуальность выполняет множество разных, автономных, подчас противоречащих друг другу функций, среди которых центральное место занимает именно получение удовольствия. Будучи самоценной, эротика, если только она не нарушает интереса третьих лиц, не нуждается ни в обосновании, ни в оправдании, а только в понимании.

Сексуальность является не единообразной, жесткой, одинаковой у всех и для всех, а множественной, индивидуальной, текучей. Поэтому надо говорить не о сексуальности, а о сексуальностях. Мужчина и женщина, подросток и взрослый, молодой и старый, представители разных поколений, народов, религий, этнических и социальных групп, носители разных индивидуальностей являются и имеют право быть разными.

Отсюда все более критическое отношение к жесткой нормативности, все равно – морально-религиозной или медицинской. Индивидуализация сексуальности означает перенос центра тяжести с анализа ее объективных функций (чему служит то или иное сексуальное действие?) на изучение ее субъективных значений и смыслов (что оно значит для кого-то?).

Соответственно если раньше ученые старались зафиксировать сексуальное поведение (кто, с кем, что, как часто и т.п. делает), то теперь внимание переместилось на изучение эротического воображения и мотивации (зачем и почему). А для этого нужны гораздо более тонкие методы.

С изменением тематики и проблематики упрощенные биолого-медицинские теории и модели сексуальности уступают место более сложным и тонким социологическим, культурологическим и психологическим моделям. Сильное влияние на сексологию оказали работы французского философа Мишеля Фуко, который показал, что сексуальность – не объективная, всегда одинаковая данность, а социальный конструкт, элемент исторически изменчивой культуры.

Большинство сексологических исследовательских центров, научных обществ (самое авторитетное из них – Международная академия сексологических исследований, основанная в 1975) и журналов создается на междисциплинарной основе. Однако понятие «сексология» часто ассоциируется с медициной, прикладными исследованиями и консультативной службой. Многие ученые, занимающиеся фундаментальными проблемами пола и сексуальности, называют себя не сексологами, а по своей основной специальности – физиологами, эндокринологами, антропологами, социологами, психологами и т.д. Большинство сексологических центров существуют на базе психиатрических клиник, институтов по изучению репродуктивного поведения или центров планирования семьи. Кроме специализированных научных центров и многочисленных университетских кафедр, сексологическое сообщество имеет ряд национальных и региональных профессиональных ассоциаций, объединяющихся во Всемирную сексологическую ассоциацию (ее последний 15-ый конгресс состоялся в 2001 в Париже), работающую в тесном контакте с Всемирной организацией здравоохранения, ООН и другими международными организациями.

Переориентация с биолого-медицинской парадигмы на социокультурную связана, в частности, с тем, что в разговор о сексуальности включились новые социальные и профессиональные группы, голос которых был раньше не слышен.

Прежде всего это женщины. Классическая сексология, как и многие другие дисциплины, была преимущественно «мужской» наукой. В сексуальной жизни женщина выступала не как равноправный партнер, а скорее как объект или средство мужского наслаждения, да и ученых-мужчин было гораздо больше. Как только женщины обрели голос, стало ясно, что мужской взгляд на сексуальность односторонен. Даже классическая схема стадий половой близости (предварительные ласки, возбуждение, оргазм, завершающие ласки) фактически выражает мужскую точку зрения, отождествляющую оргазм с семяизвержением. У женщин процесс протекает иначе, а поскольку женские переживания тоньше и разнообразнее мужских, знакомство с ними не только облегчает партнерские отношения, но и обогащает палитру мужских эротических переживаний.

Существенный вклад в понимание сексуальности внесли сексуальные меньшинства, прежде всего гомосексуалы. Изучение однополой любви, как ничто другое, помогло ученым понять, что сексуальность нельзя выводить из функции продолжения рода, она имеет множество других функций.

Сильное влияние на современные сексологические исследования оказывает распространение СПИДа. С одной стороны, оно вызвало в массовом сознании возрождение иррациональных страхов и нетерпимости, болезнь стала казаться карой за греховный секс. С другой стороны, забота о «безопасном сексе» заставляет обращать больше внимания на культурные и этнические вариации сексуального поведения и его мотивов. Угроза СПИДа побуждает правительства более серьезно относиться к проблемам сексуальности и выделять средства на ее изучение.

Сексология в России.

До 1917 состояние сексологических исследований в России было примерно таким же, как и в Западной Европе. Хотя специальных центров и кафедр сексологии в стране не было, российские физиологи (И.Р.Тарханов), психиатры (В.М.Бехтерев), дерматовенерологи (В.М.Тарновский) и гигиенисты (Д.Н.Жбанков) живо интересовались вопросами пола и сексуальности. Наиболее важные зарубежные исследования переводились на русский язык и широко обсуждались. В начале 20 в. русские ученые одними из первых начали проводить опросы о сексуальном поведении студентов (М.А.Членов). Уделяли внимание сексуальности и этнографы, начиная с Н.Н.Миклухо-Маклая.

Дезорганизация брачно-семейных отношений после Октябрьской революции резко усилила интерес к проблемам сексуального поведения. В 1920-е в СССР проводилось множество сексологических опросов среди молодежи и студентов, широко изучались социальные аспекты проституции и т.п. Широкое распространение получил психоанализ. Много говорили и писали о проблемах полового воспитания и просвещения. Советский Союз входил в состав Всемирной лиги сексуальных реформ, один из ее конгрессов в 1931 даже собирались провести в Москве, но это не осуществилось. Однако в начале 1930-х сексологические исследования в СССР были запрещены. В 1960-х их пришлось начинать с нуля. Как и на Западе, пионерами в этом деле были медики – В.В.Кришталь, В.И.Здравомыслов, Н.В.Иванов, И.М.Порудоминский, П.Б.Посвянский, З.В.Рожановская, А.М.Свядощ и другие. Помимо трудностей идеологического порядка сильно мешала междисциплинарная разобщенность: урологи, гинекологи, эндокринологи и психиатры не понимали, да и сейчас не всегда хотят понимать друг друга.

Важную роль в становлении отечественной сексологии сыграл Г.С.Васильченко, под руководством которого отдел сексопатологии Московского НИИ психиатрии в 1973 получил статус Всесоюзного научно-методического центра по вопросам сексопатологии. Г.С.Васильченко последовательно отстаивает идею, что сексопатология является самостоятельной клинической дисциплиной. С этой позиции написаны первые отечественные руководства для врачей Общая сексопатология (1977) и Частная сексопатология (1983). В Ленинграде в 1973 по инициативе А.М.Свядоща была создана первая консультация «Брак и семья». Ленинградские психиатры Д.Н.Исаев и В.Е.Каган начали систематическое изучение детской и подростковой сексуальности. Психоэндокринолог А.И.Белкин заложил основы исследования транссексуальности и перемены пола.

Однако сексопатология не может развиваться без изучения нормальной сексуальности, а здесь запреты были еще более жесткими. С.И.Голод в 1960-х провел несколько социологических опросов о сексуальном поведении и установках советской молодежи, но когда в 1969 диссертация была представлена к защите, партийные органы обвинили автора в «идеологической диверсии против советской молодежи». Первая советская книга по теоретической междисциплинарной сексологии Введение в сексологию И.С.Кона (1988) была опубликована лишь через десять лет после ее официальной научной апробации. В постсоветской России запреты на сексологические исследования были сняты. В стране работают несколько научно-медицинских сексологических центров – Федеральный научно-методический Центр сексологии, лаборатория судебной сексологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского и др. Созданы две профессиональные сексологические ассоциации. Проведено несколько выборочных социологических опросов о сексуальном поведении и установках россиян. Однако сексология в России остается маргинальной. Хотя первые кафедры сексопатологии или сексологии в медицинских учреждениях возникли уже в 1980-х годах, в медицинских и педагогических вузах сексология до сих пор не преподается, в стране нет ни одного сексологического журнала, общественное сознание отождествляет сексологию с сексопатологией, а сами сексологи и их труды нередко подвергаются нападкам со стороны православных фундаменталистов.

Игорь Кон

Также по теме:
МедицинаПсихология и ПедагогикаСоциология

Литература:

Сексология. Энциклопедический справочник по сексологии и смежным областям. Минск, 1993
Francoeur, R.T. ed. The Complete Dictionary of Sexology. New Expanded Edition. NY: Continuum, 1995
Фуко М. История сексуальности. В кн.: Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, 1996
Francoeur, R.T. ed. The International Encyclopedia of Sexuality. Vol 1–4. NY: Continuum, 1997–2001
Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Олимп, 1999
Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. СПБ: Питер, 2000
Рубин Г. Размышляя о сексе: заметки о радикальной теории сексуальных политик. В кн. Введение в гендерные исследования. Часть 2 Хрестоматия, СПб, «Алетейя», 2001
Сексология. Хрестоматия. Под ред. Д.Н.Исаева. СПб: Питер, 2001

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Фобии и страхи»
Чего больше всего боятся трискаидекафобы?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Ирак

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2021 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет