ПРУЖИНА
ПРУЖИНА, устройство, которое благодаря собственной упругости восстанавливает свою первоначальную форму после деформации. Материалом пружины могут служить газ (воздух в автомобильных шинах), жидкость (масло в гидравлических амортизаторах), металл (стальные рессоры). Однако под «механическими пружинами» обычно понимают пружины из твердых материалов. Чаще всего пружины делают из стали, латуни и бронзы, но применяются также резина, армированные пластики и специальные сплавы металлов.
Наиболее распространены витые, или винтовые, пружины. Бывают также спиральные, плоские, или пластинчатые, и тарельчатые пружины. Спиральная пружина в виде металлической ленты, свернутой в плоскую спираль, чаще всего применяется в часах в качестве заводной или волоска. Из плоских пружин, скрепленных на одном или обоих концах, состоит листовая рессора, часто применяемая в автомобильных подвесках. Тарельчатая пружина представляет собой металлический диск или набор дисков. Одна сила прикладывается по окружности наибольшей тарелки, а другая, противоположная, – в центре. Разновидностью тарельчатой пружины можно считать контрящую шайбу. Стремясь распрямиться, она с силой прижимается к крепежным деталям и препятствует их относительному смещению.
Вообще говоря, пружина – это устройство для временного накопления энергии за счет упругой деформации под действием нагрузки. Накопленная энергия может использоваться для передачи движения, для осуществления контроля за движением или для поддержания определенного расстояния между деталями. Действие пружин основано на законе Гука, названном по имени английского ученого Р.Гука (1635–1703). Согласно этому закону, деформация пружины пропорциональна силе, вызывающей деформацию.
Батанов М.В., Петров Н.В. Пружины. Л., 1968
Радчик А.С., Буртковский И.И. Пружины и рессоры. Киев, 1973
Прохоренко И.Ф. и др. Унифицированные пружины растяжения и пружины других типов. М., 1985