Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТОРМОЗ

Содержание статьи
  • Механические тормоза.
  • Электрические тормоза.

ТОРМОЗ, устройство для замедления или остановки движения. Тормоз действует, поглощая механическую энергию и затем рассеивая ее (обычно в форме теплоты). Тормоз может быть механическим или электрическим. Все механические тормоза – фрикционные; электрические могут быть гистерезисными, индукционными и феррожидкостными.

Механические тормоза.

Также по теме:
АВТОТРАНСПОРТ
АВТОТРАНСПОРТ

В механическом тормозе энергия движения поглощается и преобразуется в теплоту в результате трения между двумя поверхностями, одна из которых движется, а другая неподвижна. Привод механического тормоза может быть рычажным, тросовым, электромагнитным, гидравлическим или пневматическим.

Основной тип механического тормоза – колодочный; в нем тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану. Колодки могут воздействовать на барабан не снаружи, а изнутри, как в автомобильных тормозах, в том числе и с гидроусилением.

Также по теме:
АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ
АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ

КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ. Тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану, и силы трения замедляют его вращение, энергия которого при этом преобразуется в теплоту. 1 – тормозные колодки; 2 – тормозной барабан; 3 – пружина.АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТОРМОЗ с внутренним расположением колодок. При срабатывании гидроцилиндра его поршни прижимают тормозные колодки с накладками из фрикционного материала к поверхности тормозного барабана. 1 –тормозные колодки; 2 – тормозной барабан; 3 – фрикционная накладка; 4 – гидроцилиндр с двумя поршнями.

В колодочном тормозе с наружным или внутренним расположением колодок тормозящее действие обеспечивается силами трения, приложенными к поверхности тормозного барабана. В дисковом же тормозе, заменившем барабанный колодочный в самолетах и во многих автомобилях, силы трения прилагаются к поверхности тормозного диска. Дисковый тормоз обычно имеет гидравлический привод.

Также по теме:
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ. Под действием двух поршней тормозные колодки с обеих сторон прижимаются к тормозному диску. 1 – тормозной диск; 2 – вал; 3 – поршни; 4 – тормозные колодки; 5 – шпонка.

Электрические тормоза.

В отличие от механического (фрикционного) тормоза в электрическом для торможения не используется механическое трение.

В гистерезисном и индукционном тормозах тормозное действие является результатом взаимодействия электрических полей. Особенностью таких тормозных систем является то, что тормозное действие полностью отсутствует при нулевой скорости подвижной части тормоза – ротора – относительно статора. Торможение происходит только при наличии относительного движения – «скольжения». Поэтому такие тормоза применяются чаще всего не для полной остановки, а для замедления движения.

В феррожидкостной тормозной системе зазор между ротором и статором заполнен вязкой суспензией порошка железа в масле. Для торможения через тормоз пропускают электрический ток, который создает в зазоре магнитное поле. Частицы железа выстраиваются вдоль магнитных силовых линий и удерживаются в таком положении магнитными силами. Суспензия как бы сгущается и затвердевает, что и вызывает торможение ротора.

Как и механические, электрические тормоза в процессе работы нагреваются. Теплоту необходимо отводить во избежание повреждения или отказа тормозной системы. См. также АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ; ДИНАМОМЕТР; АВТОТРАНСПОРТ; ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.

Также по теме:
Технология и ПромышленностьТранспорт и Связь

Литература:

Албегов Н.А. и др. Электропневматические тормоза. М., 1982
Александров М.П. и др. Тормозные устройства (справочник). М., 1985

Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

История в фактах

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Спорт

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет