ЕВРЕИ
ЕВРЕИ, строго говоря – потомки или члены библейского племени или народа по имени «йехуда» (Yehudah) или «иуда» (Judah). Англоязычный термин «Jews» («евреи»), восходящий через латинское слово «Judaeus» к древнееврейскому прилагательному «Yehudah», со временем стал означать последователей иудаизма вообще. В современный период эмансипации евреев в некоторых странах появилась тенденция избегать употребления термина «Jews» и использовать вместо него термины «Hebrew» или «Israelite» («израильтянин») как обладающие мéньшими побочными оттенками значений.
Обычно допускаемая ошибка и все еще бытующий современный миф заключается в том, что евреев называют «расой». Однако, с точки зрения научного подхода к физическим характеристикам и истории такое представление ошибочно. Исследования антропологов показывают, что евреи ни в коей мере не обладают единством физических характеристик и что в них почти неизменно отражаются физические и интеллектуальные особенности народов тех стран всего мира, в среде которых они живут.
Самое раннее упоминание о евреях обнаруживается в последних книгах Ветхого завета и относится там к сторонникам культа Яхве (Yahweh), практиковавшегося в Иерусалиме в 6 в. до н.э. после вавилонского пленения. Поэтому более широкое употребление термина «Jews» применительно ко времени, предшествующему приблизительно 6 в. до н.э., анахронично. Однако, в реальной практике его используют (также недостаточно корректно) для обозначения того древнееврейскоязычного (Hebrew) или израилитского (Israelite) народа, от которого произошли «иудеи» (Judaei), и по этой причине историю евреев (Jews) невозможно рассматривать, не принимая во внимание ту предшествовавшую ей древнееврейскую, с которой на ранних этапах своего развития она отождествлялась.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Основным и почти единственным источником по истории ивритоязычного (Hebrew) народа (помимо надписей и данных археологии) служит Библия и, особенно, исторические книги Ветхого Завета. Израилиты представлены в Библии в полумифической манере как потомки некоего легендарного героя Авраама, о котором говорят, что он пришел из Месопотамии в Палестину около 2000 до н.э. и дожил там до 175 лет. Его внук Иаков или Израиль поселился впоследствии вместе со своим родом в Египте, где после некоторого периода большого влияния и процветания израилиты оказались обращенными в рабство. Побег из рабства, толчком к которому послужило катастрофическое явление природы, и долгие скитания через Синайскую пустыню на север в Палестину под предводительством Моисея (вероятно ок. 1225 до н.э., хотя некоторые ученые отдают предпочтение библейской дате, этих событий, т.е. считают, что они происходили примерно на 225 лет раньше) являются реальной исходной точкой истории ивритоязычного (Неbrew) народа.
Хотя до недавнего времени некоторые ученые полностью сомневались в исторической достоверности сообщений о событиях, от которых должно было прослеживаться происхождение еврейского народа, сегодня их принципиальное соответствие реальности общепризнано. Тем не менее, многие эксперты полагают, что египетское рабство и последующий «исход» касаются лишь части израилитских племен, и что эти события были позже восприняты как часть своей собственной истории другими племенами, объединившимися с первыми лишь в Палестине благодаря родству и общности интересов. С переходом через Синайский полуостров было связано создание Моисеем среди евреев монотеистической религии, возможно, в примитивной форме, но подразумевавшей строгую дисциплину и моральный закон. С того момента и вне зависимости от последующих ее изменений и развития и даже от того, что ее временами забывали и предавали, эта религия становится отличительной чертой древних евреев точно также, как ей предстояло позже стать таковой и для их потомков евреев. Благодаря этой религии история евреев стала принципиально отличаться от истории других народов Восточного Средиземноморья и продолжала существование еще долго после того, как история других была предана забвению.
Завоевание Палестины.
Из преемников Моисея история особо сохранила память об Иисусе Навине, под чьим предводительством древние евреи впервые утвердили опорный пункт (и сначала, возможно, не более того) в Палестине. Эта опорная позиция позже расширилась в результате процесса смешений, ассимиляции и военных завоеваний до размеров всей страны. В последующий период выдающимися фигурами были Судьи, одной из которых была женщина по имени Дебора. Судьи установили свое влияние над всеми или над частью племен и руководили их сопротивлением чужеземным захватчикам. Кроме того, враждебные отношения у них часто складывались с филистимлянами – соседями с прибрежной средиземноморской равнины: угроза со стороны последних вынудила эти племена создать в 11 в. до н.э. сильное централизованное правительство под руководством талантливого, но обладавшего скверным характером военачальника Саула из племени Вениаминов.
Монархия.
После гибели Саула в сражении его преемником стал Давид, власть которого распространялась сначала на несколько племен, а в конечном итоге на всю страну. Немалые военные и политические способности сочетались в нем как с чрезвычайной чувственностью, так и с глубокой религиозной приверженностью духу своего времени, увековеченному во многих псалмах, ассоциируемых (возможно, только в ретроспекции) с его именем. В его правление военная угроза со стороны филистимлян была ликвидирована, границы государства были утверждены, сохраняя многие из завоеваний Саула, и было создано еще более централизованное правительство.
Плодами этой деятельности воспользовался блистательный сын Давида Соломон, который построил в Иерусалиме грандиозный храм, чтобы подчеркнуть главенствующую роль этого города. Великолепие двора Соломона и его строительные проекты (внушительные остатки которых были открыты в ходе раскопок в Мегиддо и других местах) требовали тяжелого налогообложения и принудительных работ. Широко распространилось недовольство, и после его смерти уже давно очевидные внутри израилитской монархии разделительные тенденции стали реальностью.
Царство Израиль.
При Иеровоаме (ок. 933 – ок. 912 до н.э.) десять северных племен, наиболее важным и наиболее воинственным из которых был дом Ефраима, отделились, создав то, что стало известным как царство Израиль. При всех своих гораздо бóльших размерах и бóльшем богатстве это отделившееся царство никогда не отличалось политической стабильностью: в течение его двухсотлетнего существования им управляло не менее девятнадцати суверенов, принадлежавших к восемнадцати различным династиям. Одним из наиболее успешных был Амврий (ок. 887–876 до н.э.), основавший новую династию и проводивший успешную экспансионистскую политику. Он построил новую столицу в Самарии, по имени которой позже стало известным и само царство. Злоключения Самарии достигли высокой точки в правление амбициозного сына Амврия Ахаве (ок. 876–853 до н.э.), который взял в жены Иезебель, дочь царя Тира, и прилагал усилия к утверждению финикийских концепций религии и абсолютистской формы правления.
Истории о царях и об их отношениях с такими прорицателями как Илия и Елисей подробно излагаются в библейской Книге Царств. Несмотря на краткосрочные периоды политического и экономического благоденствия, история этого небольшого государства – это история династических раздоров и периодических войн с соседним Дамасским царством. Однако оба этих государства были разрушены Ассирией, которая в 722 до н.э. завоевала Самарию и депортировала оттуда большое число жителей, чьих потомков все еще можно найти среди небольших сект самаритян. В соответствии с легендой, десять израильских племен, известных под названием «потерянных племен», вновь возникнут по всему миру в разных местах и в разное время.
Иудейское царство.
Южное древнееврейское царство Иуды (Judah) (с этого времени его племя с присоединившимся к нему племенем Вениаминов окончательно сливаются) отличалась большей устойчивостью и стабильностью при его уменьшающейся политической значимости. Его правящая династия, основоположником которой был Давид, сохраняла свою власть неоспоренной из поколения в поколение. Нахождение в этом районе религиозной столицы с ее великолепным иерусалимским храмом способствовало сохранению стабильности этого царства и наделяло его определенной степенью духовного авторитета. Начиная с 8 в. до н.э. Иерусалим оставался важным центром деятельности пророков, которые, будучи социальными, а также религиозными реформаторами, сделали многое из того, что оставило неизгладимый отпечаток на иудаизме и укрепило монотеистическую веру, рафинировав ее.
В царствование Езекии (ок. 720–692 до н.э.) эта часть страны также почти полностью оказалась под властью Ассирии. Пророк Исайя дал мудрый совет своему правителю и сделал многое для укрепления морального духа в царстве, и оно устояло. Катастрофическое поражение вторгавшейся ассирийской армии Синахериба (Сеннахирима), спасшее и Иудею и Египет, воспринималось современниками как результат божественного вмешательства. Царствование Иосии (639–608 до н.э.) было временем религиозного возрождения, в основе которого лежало распространение или пропаганда приписываемого Моисею закона в соответствии со старинной рукописью, найденной при проведении ремонтных работ в храме. Между тем внешняя угроза со стороны Ассирии сменилась опасностью со стороны возрожденной Вавилонской империи, которая, полностью подчинив себе страну (597 до н.э.), приступила к разрушению Иерусалима и его храма и депортировала часть населения в центральные области Вавилонии (586 до н.э.).
ДРЕВНИЕ ЕВРЕИ
Возвращение из вавилонского пленения
Древние евреи в Вавилонии, вдохновляемые такими пророками как Иеремия (заранее предвидевшим это событие) и Иезекииля (пережившим все это бедствие), сохранили не только свое единство, но и уверенность в себе. Как следствие этого, когда Вавилонская империя была побеждена войском Кира Великого в 539 до н.э., значительная масса израильтян с позволения Кира вернулась в Палестину. На руинах иерусалимского храма они воссоздали, хотя и в значительно уменьшенном масштабе, кое-что из своей прежней национальной жизни, которая с тех пор стала педантично организовываться в соответствии с законом Моисея или Торой. Процесс шел медленно, но персидские правители были в целом доброжелательны, и в 5 веке до н.э. был достигнут значительный прогресс, в особенности под руководством двух еврейских придворных чиновников Ездры и Неемии, пришедших в страну из персидской столицы Сузы и пользовавшихся поддержкой царской власти. В течение некоторого времени между теми, кто оставался, и теми, кто возвращался из Месопотамии, имело место острое соперничество. Остается открытым вопрос о том, в какой мере национальное возрождение было результатом деятельности тех, кто продолжал жить в стране в течение всего периода вавилонского плена.
В этот период территория страны ограничивалось сравнительно небольшим районом вокруг Иерусалима. Политический контроль, обусловленный выплатой дани персидскому сюзерену, которому, в конечном счете, принадлежала вся полнота власти, находился в руках первосвященников, должность которых в то время была полунаследственной. Именно с периода возвращения из пленения термин иудеи или евреи становится общеупотребительным. И к тому же времени относится также окончательный раскол с самаританами (чья ортодоксальность подвергалась сомнению и которые по этой причине были исключены из иерусалимского храма). Для сохранения существования группы неизбежно пришлось принять политику религиозной исключительности. Обнаруженные в Элефантине (Верхний Египет) документы выявили существование там в 5 в. до н.э. военной колонии полуассимилированных евреев, находившихся на службе у Персии, имевших свой собственный храм, но ориентировавшихся на власти Палестины.
С завоеванием Ближнего Востока Александром Великим в 4 в. до н.э. персидский сюзеренитет уступил место эллинистическому: сначала (после некоторого перерыва) пришли Птоломеи Египта и затем Селевкиды Сирии. Внутренняя обстановка оставалась тем не менее фактически неизменной вплоть до 168 до н.э. Затем, в русле политики консолидации и эллинизации своих доминионов, селевкидский монарх Антиох IV предпринял усилия к подавлению иудаизма.
Восстание Маккавеев
Действия Антиоха по преследованию иудаизма привели к завершившемуся в конечном счете полным успехом восстанию маккавеев во главе с Иудой Маккавеем (умер в 160 до н.э.). В 165 до н.э. оскверненный храм в Иерусалиме был вновь освящен, существование еврейской религии стало гарантированным, а в 142 до н.э. впервые за 444 года со времени вавилонского завоевания братом Иуды Симоном была установлена полная независимость. В последующие годы и, особенно, в царствование сына Симона Иоанн Гиркан I (ок. 135–104 до н.э.) еврейское государство, ограниченное со времени возвращения из вавилонского плена районом вокруг Иерусалима, в ходе ряда успешных военных кампаний расширилось до пределов всей исторической Палестины. Однако по мере укрепления монархии изменился характер ее правителей:
Аристовул I (ок. 104–103 до н.э.); кровавый Александр Ианнай, (ок. 103–76 до н.э.); его вдова Саломея (Салона) Александра (ок. 76–67 до н.э.). После ее смерти два ее сына, Иоанн Гиркан II и Аристовул II, развязали гражданскую войну в борьбе за престол. Этот династический конфликт истощил силы страны. Каждый из претендентов на престол обращался за помощью к римскому полководцу Помпею, который остался в регионе после победы над Митридатом Понтийским и который приветствовал возможность расширения власти Рима. Вследствие этого в 63 до н.э. Палестина пала легкой жертвой римской армии, номинально поддерживавшей Иона Гиркана, который был поставлен на пост первосвященника. Под эгидой Рима его друг Антипатер Едомит стал прокуратором Иудеи.
Римское господство
В течение последующих веков Палестиной управлял Рим иногда непосредственно и иногда через марионеточных царей, таких как цари дома Ирода Великого, не имевшего еврейских корней, поскольку он был сыном Антипатра и его жены из влиятельного набатейской дома. Краткий период триумфа Маккавеев и бурные годы римского господства заставили еврейский народ глубже вглядеться в себя, что сопровождалось всплеском религиозной активности, нашедшим выражение в некоторых из эсхатологических писаний, апокрифов и псевдоэпиграфов.
Теперь в каждом городе и деревне появился институт общественного богослужения и обучения, известный как синагога или место собраний.
Начался бурный рост сект. Очень большую политическую активность проявляли саддукеи, одержимые идеей буквального следования библейским заповедям и пунктуального выполнения храмовых обрядов. Квазимонашествовавшие ессеи уходили от контактов с людьми, полагая, что вся сила исходит только от бога. Зилоты, ортодоксы, напротив, считали, что главный грех для евреев состоял в сохранении повиновения каким бы то ни было земным правителям и отсюда следовало, что восстание против чужеземного угнетателя является таким образом религиозным долгом. Наибольшую значимость среди других имели фарисеи, в центре существования которых стояли вопросы изучения, расширения и практического приложения Библии, канонизированная форма которой стала во многом близкой к современной. Широкое распространение среди евреев получила та идея, что их страдания служили предзнаменованием «конца дней» и что вскоре должен был появиться помазанник божий или мессия, чтобы освободить Его народ. Этой идеей было обусловлено возникновение христианства.
После смерти Ирода в 4 в. до н.э. титул царя был временно отменен и страна оказалась разделенной наподобие частного владения между его сыновьями. Но вскоре их правление сменилось правлением ряда римских прокураторов; все они отличались ненасытностью, а многие неэффективностью. Наиболее известным из них был Понтий Пилат, который был прокуратором с 26 по 36 н.э., судил и осудил Иисуса Христа. Более благополучным был период с 37 по 44 в царствование популярного внука Ирода Ирода Агриппы, в пользу которого было на небольшое время восстановлено вассальное царство. После его смерти прямое правление прокураторов было возобновлено. Результатом суровости их правления и поборов населения стало возобновление деятельности зилотов и периодически потрясавшие страну восстания. Наиболее значительное из них имело место в 66–70, когда на недолгое время была вновь создана независимая республика и римляне были временно изгнаны. Однако они вернулись снова при Веспасиане и Тите, когда после беспощадной военной кампании страна вновь была покорена, Иерусалим вместе с его храмом уничтожен и подавлены последние остатки независимость. Духовная обстановка того времени отражена в найденных в 1947 свитках Мертвого моря.
Режим книжников
В период с 132 по 135 произошло еще одно временно успешное восстание во главе с Бар Кохба (Bar Kokhba), который, вероятно, захватил Иерусалим и основал независимое княжество. После жестокого подавления восстания римлянами население Иудеи (южной области) очень значительно сократилось и центр еврейской жизни переместился на север в Галилею. С исчезновением прежней политической аристократии и уменьшением в результате разрушения храма роли духовенства лидерство в национальной жизни перешло к фарисеям-книжникам (известным как таннаимы, что означает «учащиеся»). Они развили и расширили моисеев закон, превратив его в жесткую, хотя и гуманную религиозную дисциплину, которой предстояло стать с этого времени основным инструментом поддержания единообразия жизни евреев где бы они ни жили. Ведущее среди книжников лицо председательствовало на синедрионе или религиозном суде (теперь значительно ограниченном во власти); это лицо было признано римлянами в качестве наследственного патриарха или «Нази» палестинского еврейства. Наиболее известным лицом, занимавшим эту должность, был Иуда Ха-Нази, который был патриархом с 165 по 220 и который ок. 200 кодифицировал расширенную и передававшуюся прежде в устной форме основную часть еврейского закона в виде произведения, известные как Мишна.
ИУДЕЙСКАЯ ДИАСПОРА
Тем временем политическое давление и конкуренция со стороны расширявшего свои позиции христианства привели к уменьшению численности населения в Палестине, которая, начиная с 5 в., после того как в 425 году институт патриархата был отменен, оставалась политически незначительной. Однако к этому моменту уже существовали другие центры еврейской жизни за пределами страны, – то, что в более поздней фразеологии называлось диаспорой, обязанной своей сплоченностью и устойчивостью развитию системы ограничений, запретов и наказаний еврейской религии. Евреев уже можно было встретить почти во всех провинциях Римской империи, особенно, в Египте. В среде большой эллинизированной еврейской общины Александрии были такие известные фигуры как, например, религиозный философ Филон (20 до н.э. – 40 н.э.). Системы еврейских катакомб, датируемых республиканскими временами Рима, а также несколько презрительных упоминаний, принадлежащих латинским поэтам и сатирикам, указывают на их присутствие в самом Риме, где еврейская община продолжала свое непрерывное существования со 2 в. до н.э. Ряд других центров располагался в Италии (особенно на юге), на территории Балкан и Малой Азии, в Галии, Испании и в Рейнланде. Вероятно, в то время велась широкая религиозная пропаганда в пользу иудаизма, в результате которой имели место многочисленные случаи обращения в эту веру и иногда даже среди лиц, принадлежавших к высшим кругам в самом сердце Римской империи.
Талмуд
Вне границ Римской империи продолжала существовать большая еврейская община, сохранявшаяся в Месопотамии со времен вавилонского пленения. Она обладала значительной степенью автономии во главе с наследуемой должностью «реш галута» или высшего священника в изгнании. Начиная с 3 века под покровительством книжников, ставших теперь известными как амораи (толкователи), этот регион стал самым большим центром интеллектуальной активности евреев. Здесь была создана Мишна, известная как Талмуд, одно из крупнейших достижений еврейского народа. (Это был вавилонский Талмуд; существовала также и другая похожая, но менее значимая компиляция, подготовленная почти в то же самое время в Палестине.)
После арабских завоеваний 7 в. месопотамское еврейство было арабизировано, успешно участвуя в течение нескольких поколений в быстром мусульманском расширении и пользуясь обычной терпимостью со стороны исламского мира. Главы талмудистских академий, известные как гаоны (превосходительства), в течение долгого времени пользовались большим авторитетом в обширном еврейском мире. Самым достопамятным из гаонов был Саадия Гаон (882–942), первый из средневековых еврейских философов религии. Большое значение его деятельности заключалось в том, что он вел успешное наступление против недавно возникшей секты, сторонники которой были известны как караимы (караиты) или как сторонники Священного писания, чье отрицание Талмуда и полная подчиненность Библии были, фактически, попыткой отвергнуть предыдущую тысячелетнюю историю развития в иудаизме. После Саадии месопотамские евреи постепенно утратили свою значимость, уступив политическому давлению и экономическому упадку.
Евреи в христианской Европе
Европейский центр еврейства устойчиво развивался. Обстановка снисходительной терпимости, существовавшая вокруг евреев в Римской империи (даже в период волнений в Палестине), значительно ухудшилась с триумфом христианства при Константине Великом.
Отношение лидеров христианства к иудаизму характеризовалось антипатией и подозрительностью. Хотя они и не хотели подавлять иудаизм, но их отношение привело к широкому распространению антиеврейских беспорядков, разрушению синагог и к принудительному обращению евреев в доминирующую веру. От этого удара еврейская жизнь в Европе не смогла оправиться в течение многих поколений.
Захватившие Европу варвары проводили после принятия христианства в целом такую же политику, в некоторых случаях еще более жесткую. Так, например, в годы вестготского правления в Испании седьмого века отправление иудаизма было запрещено, а его сторонников подвергали принудительному крещению. Даже сами папы, начиная с Григория Великого (ок. 594–604), являли пример поддержания неустойчивого баланса между репрессированием иудаизма, с одной стороны, и открытой терпимостью (а иногда и более, чем это) – с другой. Экономические условия средневековья предоставили исключительные возможности для вновь возникшего класса еврейских международных купцов. Базировавшиеся в южной Франции раданиты путешествовали по всему известному тогда миру вплоть до Индии и Китая, откуда они вывозили специи и другие предметы роскоши для удовлетворения растущего европейского спроса.
Евреи в мусульманской Испании
После завоевания Испании арабами в 8 в. евреи оказались среди многочисленных иммигрантов с Востока, прибывавших с эту страну и осевших в ней. В 10 веке они начали играть важную роль в политической жизни Испании, причем временами из числа евреев выходили государственные деятели и министры. Хаздай ибн Шапрут (915–970), например, был влиятельным дипломатом халифата Кордовы, а высокообразованный Самуэль ибн Нагрела (993–1056) – визирем при берберском дворе в Гранаде. Сын и преемник последнего Иосиф (ум. 1066) вызвал к себе однако такую неприязнь своей надменностью, что был убит во время одного из кровопролитных мятежей, а его спасшиеся единоверцы были изгнаны из города. С тех пор характерной особенностью истории евреев стало то, что за кратковременными успехами почти всегда следовала бурная реакция, а также взрывы ревности и подозрительности, которые провоцировались деятельностью отдельных влиятельных евреев, но распространялись на остальную покорную массу.
Интеллектуальное возрождение
При покровительстве вышеупомянутых еврейских государственных деятелей-книжников происходило возрождение самобытной художественной литературы и гуманитарных исследований. Такого рода гуманитарные исследования оставались с того времени характерными для испанского еврейства. Кульминацией этого возрождения было появление таких фигур, как поэта Иуда ха-Леви (1075–1141) и врача философа-кодификатора Моисея Маймонид (1135–1204), который был вынужден под влиянием нараставшей на его родине волны нетерпимости бежать в Каир.
Испания продолжала быть важным центром еврейского населения даже после того, как бóльшая часть полуострова оказалась во власти христианства. В 1135 контроль над Андалусией установили Альмохады – последователи берберской религиозной реформаторской доктрины, которая запретила исповедание там иудаизма точно так же, как это было сделано ранее в Морокко. Никогда полностью не утрачивая своих арабских особенностей, испанские евреи стали концентрироваться в христианских королевствах и царствах.
Поселения в Северной Европе
К 11 в. еврейские поселения находились на значительной части территории Северной и Западной Европы. Довольно крупные колонии возникли в северо-восточной Франции и в Рейнланде, в месте пересечения вновь развивавшихся торговых путей; еврейские купцы играли активную роль на больших ярмарках, концентрировавших в себе экономическую жизнь. Здесь возник другой тип интеллектуальной деятельности, сосредоточенной в основном на скрупулезном аналитическом изучении Талмуда, как в работах Соломона бен Исаака из Труа (Раби Шломо бен Ицхак), известного под именем Раши (по первым буквам его имени) (1040–1105).
Ответвления этой колонии достигли Англии после Норманнского завоевания 1066, расширившись вслед за тевтонской экспансией по всей Германии и соседним землям в восточном (но не в северном на Скандинавию) направлении. Активное еврейское поселение постоянно существовало в Италии, но численность всегда остается небольшой. Кроме того, колонии евреев имелись на территории Балкан и Византийской империи, где одно время евреям принадлежала фактическая монополия в области дубления кож, крашения и шелкоткацкого производства.
ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СРЕДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Избиения во времена крестовых походов
В связи с первым крестовым походом 1096 и обострения религиозных чувств европейцев в Рейнланде поднялась устрашающая волна резни и избиений евреев. С этого времени физическая безопасность евреев в христианской Европе оказалась поколебленной. Не только во время крестовых походов, но также и во всех случаях религиозных, политических и социальных волнений евреи подвергались беспощадным нападениям. Нелепые обвинения в жертвоприношении христианских детей по случаю празднования еврейской пасхи («клевета о ритуальном убийстве» или «кровавый навет»), или в осквернении ими освященного для причастия тела Христова часто служили предлогом для ужасных избиений и резни. Обеспокоенная развитием еретических движений и подозревая евреев в соучастии, христианская церковь тоже начала ужесточать свои антиеврейские законы, особенно на IV Латеранском соборе 1215. Среди принятых этим собором постановлений были ограничения, запрещавшие евреям иметь в своем услужении христиан и обязывавшие их носить отличительный знак. Неправомерные обвинения в совершении ритуальных убийств становились все более обычным делом. Их кульминацией в 1255 в Англии стало классическое дело «маленького святого Хью Линкольна», которое Чосер описал в своих Кентерберийских рассказах: по обвинению в убийстве маленького Хью были повешены восемнадцать линкольнских евреев. В Париже в 1240 Талмуд был осужден как богохульный и большое число экземпляров этой книги было публично сожжено, что послужило прелюдией к длинному ряду последующих подобных актов, которые евреи оплакивают с не меньшей горечью, чем избиения и резню.
Ухудшение экономического положения
В позднем Средневековье европейская международная торговля стала во все возрастающей степени контролироваться большими и политически сильными итальянскими торговыми республиками, организующими повсюду замкнутые купеческие гильдии, имевшими как социальную, так и религиозную основу. Вследствие этого евреи были вытеснены с тех выгодных позиций в коммерции, которыми они прежде пользовались на основе своих международных связей. Евреи Западной Европы были вынуждены в поиске средств жизнеобеспечения обратиться к сфере финансов и ростовщичества. Церковь относилась к этим видам деятельности неодобрительно как к греху, и поэтому они рассматривались как наиболее подходящие для занятий нехристиан. Важно отметить, однако, что даже когда ростовщичество прочно утвердилось среди евреев, параллельно существовал также и еврейский ремесленнический пролетариат. В южной и восточной Европе еврейские купцы всегда занимали важное место, а в некоторых областях еврейское ремесленничество сохраняло свою значимость, если не господство (в частности, в сферах металлообработки, крашения, дубления кож и текстильного производства).
Финансовая деятельность евреев тщательно организовывалась государством к своей собственной выгоде через такие институты как Английское казначейство по делам евреев (Enhlish Exchequer of the Jews), учрежденное в 1194 после нападений на евреев и уничтожения их деловой документации, имевших место в ходе подготовки третьего крестового похода. Казначейство строго информировалось о каждой сделке евреев и облагало финансовую деятельность евреев налогами и другими поборами. Таким образом, ростовщичество стало фактически королевской монополией, реализуемой через евреев, которые были вынуждены в соответствующее время выгружать почти всю свою прибыль в государственную казну. Деятельность евреев, а также их очевидное богатство снискали им, однако, всеобщую непопулярность, и атаки на них, в которых религиозный энтузиазм усиливался завистью, с течением лет становились явлением все более и более обычным.
Изгнание евреев из разных стран
С того времени, когда прежние экономические функции евреев начали переходить к лучше организованным и более богатым итальянцам (ломбардийцам) и южным французам (кагорцам), евреев стали изгонять из Англии (1290), Франции (1306, 1322, 1394) и т.д.
Раздробленность Германии делала проведение последовательной политики невозможным, а страна представляла собой арену широчайших волн зверских избиений и резни, периодически прокатывавшихся по всей ее территории и достигших апогея во времена страшной чумы 1348–1349, известной как Черная Смерть. Возможно, благодаря своим медицинским познаниям и гигиеническому образу жизни евреи были несколько менее, чем другие, подвержены этой болезни и поэтому их обвиняли в преднамеренном распространении чумы, в результате чего сотни больших и малых еврейских общин оказались частично или полностью уничтоженными. После этого остававшиеся в стране разрозненные остатки еврейских общин сохранялись главным образом в мелких феодальных владениях, которые защищали и даже поощряли их ради тех финансовых выгод, которые они обеспечивали. Со времени Средневековья и позже свое непрерывное существования продолжало только очень небольшое число более крупных еврейских общин Германии таких, как в Франкфурте-на-Майне или Вормсе.
Евреи в христианской Испании
В христианской Испании, все еще привычной к религиозному и расовому разнообразию, продолжал преобладать дух несколько бóльшей терпимости, и евреи продолжали играть значительную роль во многих сферах жизни различных соперничавших между собой королевств. Хотя большая масса еврейского населения состояла из работников ручного труда, организованных, как и нееврейское население, по профессиональным гильдиям, существовало также определенное число богатых евреев-финансистов, известных врачей и ученых и даже несколько авторов с высокой репутацией. Например, наиболее известными из знаменитых картографов острова Майорка были евреи.
Влиятельные евреи-финансисты специализировались на сборе королевских налогов – занятие прибыльное, но приводившее к их большой непопулярности. В некоторых случаях занимавшиеся такой деятельностью лица поднимались на высокие должности; они становились казначеями королей, сопровождались эскортами вооруженных слуг и с почтением выслушивались на королевских советах. Типичным примером была жизнь Самуила Абулафия (1320–1360), казначея короля Кастилии Педро Жестокого: богатство и вкус Абулафии запечатлены во все еще существующей синагоге Эль Транзито, построенной им в Толедо. Как правило, эти чиновники ниспровергались в конечном счете своими завистливыми соперниками, непокорной знатью или, как в случае с Абулафия, своими жадными хозяевами. Рано или поздно объектом опасного негодования со стороны населения становились не только они сами, но также и их единоверцы. К тому же в случае династических раздоров как, например, между Педро Жестоким и Генрихом Трастамарским Энрике за кастильскую корону, евреи были склонны поддерживать сторону законного суверена и жестоко страдали, если, в конечном счете, побеждал его соперник.
Постоянная борьба против мавров и непрерывная пропаганда доминиканских монахов, особенно, направленная против нехристиан, служили обострению религиозных чувств. Этот период был отмечен большим количеством принудительных религиозных диспутов между евреями и христианами. Самым знаменитым был диспут, состоявшийся в 1263 в Барселоне между раввином Моисеем бен Нахманом (Нахманидом; 1190–1270) и христианским новообращенцем по имени Пабло Христиани (ум. ок. 1267) в присутствии короля Арагона. Следствием этих диспутов было дальнейшее усиление нападок на древнееврейскую литературу. Время от времени даже в Испании (например, в Наварре в 1328 и в Каталонии двадцатью годами позже во времена Черной смерти) имели место случаи жестоких, хотя и локализованных избиений и резни.
Инквизиция и изгнание из Испании
В 1391, инспирированная одним из доминиканских проповедников, волна избиений и резни поднялась в Севильи и прокатилась по всему полуострову, оставив после себя огромное число неискренних новообращенцев, известных как марраны. Многие марраны продолжали тайно исповедовать иудаизм, хотя их внешнее обращение в христианство сняло с них религиозные ограничения, мешавшие их социальному и экономическому развитию, которое с этого времени становится особенно заметным. Поэтому они возбуждали зависть и подозрения. В 1391 продолжавшиеся преследования или их угроза заставили еще бóльшее число евреев обратится в христианство. В 1413–1414 антипапой Бенедиктом XIII был организован религиозный диспут в Тортозе. Доминиканский монах св. Винсент Феррер (1350–1419) воспользовался запуганным состоянием евреев в тот момент и организовал их массовое обращение в христианство.
Для решения той серьезной проблемы, которую в глазах католиков представляли собой марраны, в Испании в 1478 монархами Фердинандом и Изабеллой была учреждена инквизиция – церковный трибунал для борьбы с ересью. Ересь послужила также Фердинанду и Изабелле предлогом для изгнания евреев из Испании в 1492, несмотря на просьбы и уговоры Исаака Абрабанеля (1437–1508), последнего государственного деятеля из числа испано-еврейских книжников. Вслед за этой трагедией или параллельно с ней происходило изгнание евреев из близлежащих регионов: из Сицилии и Сардинии (1492), Наварры (1496), Португалии (1497, хотя здесь, в результате угрозы изгнания, оказался большой рост новообращенных марранов) и из Неаполитанского королевства (1541).
Католическая реакция
На севере Италии сложилось небольшое ядро богатых еврейских ссудных банкиров. Обычно подававшийся папами пример терпимости предотвращал какие бы то ни было общие репрессии в отношении к ним. Эта высококультурная еврейская община принимала участие в интеллектуальном становлении Ренессанса. Но с наступлением контрреформации исполнение церковного законодательства против евреев стало осуществляться со все бóльшей суровостью. Булла Сum nimis absurdum (1555) папы Павла IV впервые устанавливала в Риме обязательную и полную сегрегацию евреев (первоначально установленную в Венеции в 1517) вместе со всей связанной с нею репрессивной системой. Эта форма преследований быстро распространилась по всей Италии и за ее пределами и оставалась в силе в течение многих столетий. В высшей точке развития этой системы от итальянских евреев требовалось постоянно носить головной убор отличительного красного или желтого цвета, предписанный Латеранским собором 1215. Существовали серьезные ограничения на профессии, оставлявшие открытыми для евреев лишь такие сферы, как коробейничество и торговлю старой одеждой; имела место строгая цензура на староеврейские книги. От евреев требовалось также периодическое посещение проповедей, нацеленных на переход в христианство. Церковными властями в целом поддерживались время от времени имевшие место случаи похищения и насильственного крещения еврейских детей. Тем не менее, евреи в гетто сохраняли и исключительно успешно развивали свои автономные институты, свое культурное наследие и высокий уровень общего образования.
Большая масса беженцев из Испании нашла свой путь в Северную Африку и, особенно, в пределы Османской империи, находившейся в это время в высшей точке своего могущества. Евреи принесли с собой своей прежний испанский язык и культуру, связанную с термином «сефардим» (от слова «сефарад», означающего «Испания»). Порт Салоники в Греции стал особенно процветающим центром деятельности евреев. Испытывая потребность в купцах и ремесленниках, турки нашли знание евреями европейских дел чрезвычайно полезными для себя и тепло приветствовали их. Некоторые из евреев даже заняли высокое положение в делах этой страны. Иосиф Нази (ум. 1579), например, стал герцогом Наксоса, а Соломон Ашкенази (ум. 1603) был назначен послом в Венецию. Часть испанских беженцев обосновалась в Палестине, где они возродили прежнее поселение, которое почти исчезло после крестовых походов. Иосифу Нази была фактически официально пожалована территория вокруг Тивериадского озера для создания автономного еврейского анклава.
Сафед (Safed) в Верхней Галилее теперь стал крупным центром мистических исследований, фокусировавшихся на книге по еврейской каббале Зохар, принадлежащей кастильскому каббалисту Моисею Леонскому. Теперь, когда усилившиеся гонения заставляли евреев постоянно лелеять мысль о предсказанном пророками избавлении, мистицизм начинал оказывать все более глубокое влияние на их жизнь. Результатом этого стал поразительный первоначальный успех, достигнутый в 17 веке мистико-мессианского движения, возглавлявшимся самозванцем по имени Саббатай Зеби (Sabbatai Zebi) (1626–1676). Когда заключенный оттоманами Саббатай принял для спасения своей жизни ислам, то среди его последователей широко распространилось чувство разочарованности и многие покинули его.
Другим, помимо Оттоманской империи крупным центром еврейской жизни начиная с 16 века, была Польша. В Польше, как и в Турции, в интересах короны было поощрять иммиграцию и благоприятствовать развитию торговли.
Новые общины в Западной Европе.
В конце 16 в. бежавшие из Испании и Португалии марраны начали создавать цепь новых сефардических еврейских общин в крупных торговых центрах Северной Европы (Амстердам – ок. 1593, Гамбург – 1612, Лондон – 1656 и т.д.), а также по другую сторону Атлантики (например, Нью-Йорк – 1654). Поскольку в этих протестантских торговых центрах вопросы экономической целесообразности считалась важнее вопросов вероисповедания, то к евреям относились в значительной мере так же, как к другим нехристианам. Появившиеся при бесчисленных мелких германских дворах представители еврейства, известные как «придворные евреи», сыграли роль авангарда для тех евреев, которые затем появились в этой стране и на которых, уже обладавших опытом взаимодействия с высшими классами, практически не распространялось действие в целом еще господствовавших унизительных антиеврейских ограничений.
Таким образом, в течение 17 и 18 вв. в Западной Европе сложился новый тип еврея, европеизированного по культуре и облику и в значительной мере социально эмансипированного. Наиболее известным еврейским ученым того периода был знаменитый германский философ и литератор Моисей Мендельсон.
Горстка евреев, находившаяся в США во времена Войны за независимость, также жила бóльшей частью в условиях равенства. Виргинская декларация 1776, Конституция (1789) и Первая поправка (1791) фактически предоставляли евреям официальное политическое освобождение.
В революционной Франции полные права гражданства были после долгих дебатов предоставлены евреям в 1790–1791. Политическое освобождение евреев стало частью того революционного режима, который французская армия Наполеона принесла в Германию и Италию, где с этого момента ворота еврейских гетто были сняты и сама система гетто вместе со всем, что она подразумевала, автоматически рухнула. Символом этого нового освобождения, ставшего с того времени практически неизменным, послужил синедрион, собранный Наполеоном в 1806. Во Франции и Голландии эта новая система освобождения стала поддерживаться после Ватерлоо.
После 1815 в других странах периоды действия перемежались с периодами противодействия в зависимости от превалировавшей политической обстановки, но само освобождение евреев стало частью либерального кредо, и можно сказать, что в период между 1848 и 1870 оно победило во всей Западной Европе. В Англии, где система гетто никогда не была господствующей, а ограничения особо унизительными, первый еврей оказался допущенным в парламент в 1858.
Жизнь в условиях освобождения
Тем временем экономическая основа еврейской жизни расширилась: евреи, все еще остававшиеся преимущественно горожанами, становились самым, вероятно, характерным элементом буржуазии 19 века. Еврейские финансисты, игравшие господствующую роль в коммерческой жизни еврейства того периода, выступали важными фигурами в промышленной революции, в железнодорожном строительстве и в развитии заморской деятельности. Их типичным представителем является знаменитый банкирский дом Ротшильда, бывший одно время мощной международной силой, а позже ставший столь же известным в сферах филантропии, науки и искусства. Аналогом Ротшильдов в Индии и на Дальнем Востоке был столь же разнообразный по своим интересам дом Сассунов (Sassoon). Евреи поднимались на видные позиции во всех странах Европы не только в области бизнеса и финансов, но также и в литературе, искусстве, политике, науке, медицине и во всех других областях человеческой деятельности. Все это достигалось благодаря ослаблению хватки еврейской догматики и еврейских традиций и обычаев, а также благодаря возникновению реформаторского иудаизма, нацеленного на примирение веры предков с современными западными нормами и обычаями.
Повышение статуса евреев в Западной Европе отразилось в появлении таких филантропических организаций как Совет депутатов британских евреев в Англии и Всеобщий израильский союз во Франции. Полагаясь на благосклонность своих правительств, эти организации стремились к улучшению положения евреев в других странах с помощью средств дипломатии. С этой точки зрения характерной фигурой эпохи был английский филантроп сэр Моисей Монтефьор (1784–1885), который в 1840 вмешался с официальной поддержкой Британии на Ближнем Востоке, когда против евреев Дамаска было выдвинуто обвинение в совершении ритуального убийства. На протяжении всей его феноменально долгой жизни Монтефьор продолжал активную деятельность в интересах своих единоверцев.
Положение евреев в России
Почти единственным важным регионом Европы, где новый дух свободы не проявил себя (исключая Испанию, все еще остававшейся нетерпимо закрытой, и Турции, ставшей тихой заводью еврейской жизни) была Россия. В результате раздела Польши в конце 18 в. Россия вобрала с себя самую большую массу еврейского населения по сравнению с любой другой страной мира: в конце 19 в. в ней проживало более 5 млн. евреев из всего общего количества, составлявшего примерно 11 млн. Эта проблема еще более осложнялась из-за того факта, что, начиная со Средневековья, традиционная политика «святой Руси» была политикой полного исключения иноверцев. Принятое компромиссное решение ограничило еврейское поселение западными губерниями империи, в которых они составили относительно высокий процент от общей численности населения, тем более, что они отличались от остальных по своему языку (идиш), одежде и обычаям. Раздельность существования евреев подчеркивалась распространением среди них с конца 18 в. религиозного движения, известного как хасидизм.
В своих попытках преодолеть еврейский сепаратизм как в религиозном, так и в социальном смысле русские цари проявляли иногда благожелательность. В некоторых же случаях при реализации своей политики они прибегали к жестокости, достигшей апогея в царствование Николая I. После его смерти режим стал более либеральным, и Россия стала открываться западным идеям. Появилась хорошая перспектива к тому, чтобы со временем проблема российских евреев была бы решена в том же духе, как и в западных странах.
Антисемитизм
Ближе к концу 19 в. в Германии началось реакционное движение, вызванное неприятием быстрого социального и экономического прогресса евреев в условиях свободы. Поскольку религиозные предрассудки вышли теперь из моды, и поскольку многие евреи формально или неформально отказались от иудаизма, то новые преследования стали базироваться якобы не на религиозной основе, и на том, что называлось «расовыми» основаниями. Начиная с 1879 это движение называлось «антисемитизмом». В отличие от того, что было правилом в средневековье, оно было направлено против лиц еврейского происхождения вне зависимости от их исповедания или неисповедания еврейской веры. В Германии и Австро-Венгрии образовались антисемитские силы, которые, пока без определенных результатов, проводили политические действия. Соответствующие отзвуки в Англии и Италии были слабыми. Во Франции самым ярким проявлением антисемитизма было дело Дрейфуса, которое продолжало сотрясать страну в течение многих лет уже после 1894.
Антисемитизм поразил Россию в другой форме, когда после убийства либерального царя Александра II в 1881 страну охватила волна реакции. Повсюду совершались еврейские погромы. Вслед за их началом в 1882 была принята новая серия антиеврейских ограничений, якобы временных, и ставших известными как майские законы. Помимо других установлений они вновь и еще более решительно ограничили место проживания евреев пределами традиционной «черты оседлости» вдоль западных границ империи, исключили евреев из деревень (определение которых было оставлено на произвол случайного решения) и ввели серьезные ограничения на образование и профессию. В действительности майские законы стали постоянными, а погромы, часто проводившиеся при попустительстве или даже поощрении со стороны правительства, превратились в черту российской жизни. В конечном итоге репрессии против евреев стали неотъемлемой частью кампании против либерализма, причем одно часто использовалось для усиления другого: на евреев нападали как на готовящих революцию, а на либералов как на покровителей евреев. Российское еврейство подвергалось одновременно воздействию факторов насилия и пауперизации. Проблемы, созданные такими преследованиям и повторявшиеся с некоторыми незначительными вариациями в Румынии и Галиции, затем, в условиях австрийского правления и в Польше, требовали радикального решения.
Сионизм
В теоретическом плане решение было предложено, когда Теодор Герцль, хорошо известный венский журналист и драматург, инициировал в 1895 движение, ставшее известным как сионизм. Новое движение объявило своей целью создание с помощью дипломатических средств еврейского национального дома в Палестине. Фактически это была новая рационалистическая интерпретация традиционного еврейского мессианского идеала, но личность и целеустремленность Герцля и его признанное место в мире литературы придали ей особую значимость. Сионистские конгрессы, собиравшиеся с 1897, официальный прием Герцля турецким султаном и кайзером Германии, а также открытие британским правительством переговоров относительно возможных альтернативных центров автономных поселений в контролируемых им регионах – все это превратило движение сионизма в политическую силу.
Тем временем еврейская община в Палестине усилилась за счет российских идеалистов, которые, с помощью барона Эдмонда де Ротшильда (1845–1934), организовались в сельскохозяйственные колонии, в которых вновь стали постоянно говорить на иврите в его модернизированной форме: после полуторатысячелетнего перерыва модернизация этого языка была осуществлена главным образом основым сторонником его принятия Елиезером Бен-Иехудов (Eliezer Ben-Yehuda) (1858–1922).
Евреи Америки
События, происходившие в то время по другую сторону Атлантики, представляются имевшими неизмеримо большее значение. Та горстка евреев, которая обосновалась в США (численностью ок. 2000 в Нью-Йорке, Саванне, Филадельфии, Чарльстоне и Ньюпорте) во времена Американской революции, значительно усилилась в середине 19 в., в частности благодаря иммигрантами из все еще нелиберализованной Германии. К 1880 численность евреев в США составляла ок. 250 тыс.: они приняли значительное участие в открытии Среднего Запада для коммерции и промышленности и расселились по всей стране.
Новые условия жизни в США привели к развитию американского реформаторского иудаизма, который под руководством Исаака Мейера Уайза (Isaac Veyer Wise) ввел реформы в обряды и службу. Уайз стимулировал организацию Союза американских еврейских конгрегаций (Union of American Hebrew Congregations) (1873), Колледжа Еврейского Союза (Hebrew Union Colledge) (1875) и Центральной конференции американских раввинов (Central Conference of American Rabbis) (1889). В последней четверти 19 в. свою организацию создали также и евреи-консерваторы. Для удовлетворения потребности в духовных лидерах, рожденных и получавших образования в США, они организовали в 1886 Еврейскую телеологическую семинарию.
Начало погромов в России в 1881 и последующая реализация майских законов совпали со временем высокой безработицы в Европе, и комбинация этих факторов привела теперь к перемещению населения в огромных масштабах. 2300 тыс. еврейских иммигрантов из Восточной Европы (71% из России, 17% из Румынии) к 1929 высадились на берегах США. Кроме того, значительное число евреев осело в Латинской Америке, Канаде и в других регионах Британской Империи (не исключая, конечно, и самой Англии). Вновь прибывшие полностью изменили жизнь американских евреев. Вместе с собой они принесли свою культуру, прессу на идиш, театр, благотворительность и социальные институты. Приезжие начали включаться в экономику страны, в частности, в сфере игольного и смежных производств. Позже их интересы значительно расширились. Во втором и третьем поколениях они начали серьезно участвовать в американской культурной жизни вообще, но их чувство солидарности с другими евреями оставалось неизменным. В 1914 они создали благотворительную организацию для зарубежной помощи Совместный распределительный комитет (Joint Distribution Committee). Эта организация сделала возможным сохранение многих еврейских институтов и общин в Старом Свете в последующие годы испытаний.
СДВИГ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
Русская революция
К началу Первой мировой войны в 1914 положение нового американского еврейства было стабильным настолько, что могло выделять материальную помощь евреем в Европе.
Война на Восточном фронте и последующая русская революция 1917 затронули в частности и территории еврейского расселения. Это привело к широкому распространению погромов со стороны реакционных элементов.
С самого своего начала революция освободила евреев законодательным путем: однако утвердивший себя в конечном итоге большевистский режим выступил против мелкотоварной хозяйственной деятельности, которая прежде обеспечивала громадному большинству российских евреев их ненадежные средства к существованию. Большевики также активно противодействовали иудаизму также, как и другим религиям. Более того, хотя антисемитизм и был запрещен законом, антиеврейские настроения вместе с ним автоматически не исчезли.
Крупные еврейские общины существовали также и в странах на территориях, ранее входивших в состав Российской и Австро-Венгерской империй. Права и политическое равенство евреев были предположительно гарантированы заключенными во Франции Соглашениями о меньшинствах (Minority Treaties) в качестве неотъемлемой части мирных договоров. Обходить эти гарантии, однако, не составляло труда, и их добросовестное соблюдение имело место только в Чехословакии. В Румынии их соблюдение срывалось под тем предлогом, что евреи не были румынскими подданными. В некоторой мере от их исполнения уклонялись в Венгрии. Наиболее неэффективными эти гарантии оказались в Польше, где к тому времени насчитывалось около 3 млн. человек. Степень пауперизации польских евреев была ужасающей.
Подъем нацизма
В Германии сложившиеся в результате революции 1918 обстоятельства имели ужасающие последствия для 500 тыс. евреев этой страны и, в конечном счете, для всех евреев вообще. Падение прежнего строя открыло евреям возможности, ранее для них закрытые, а их успехи в общественной и интеллектуальной жизни вызвали усиление прежней неприязни. Поскольку евреев тесно увязывали с новым республиканским режимом, то их обвиняли даже в тех бедствиях, которые этом режим пытался исправить, а также и в постигавших его неудачах. Атнисемитизм стал частью реакционного кредо и был, в частности, взят на вооружение Адольфом Гитлером в качестве неотъемлемой части политики его национал-социалистической или нацистской партии. Когда в 1933 Гитлер пришел к власти, то антисемитская политика, базирующаяся на абсурдных расовых теориях, стала частью фундаментальной государственной концепции страны. Методы сегрегации евреев (теперь она стала применяться по отношению к лицам, имевшим в своем роду всего лишь одного прапредка независимо от их религиозных верований) были сформулированы в Нюрнбергских законах 1935. В последующем положение евреев все более ухудшалось; 9–10 ноября 1938 по стране прокатилась всеобщая и хорошо организованная волна жестоких погромов. Она перекинулись в Австрию в 1938 и в Чехословакию в 1939, когда эти страны были захвачены Германией. Начиная с 1933 беженцы, лишенные своего имущества, покидали Германию сотнями тысяч; а в странах, где их неохотно принимали, происходило обострение антиеврейских предубеждений. Уже вскоре стала обычной картина переполненных обездоленными беженцами кораблей, переходивших из одной страны в другую и нигде не получавших разрешения на высадку. В 1938 произошло укрепление итало-германского альянса, Италия также перешла к проведению антисемитской политики по германскому образцу, хотя ее реализация была менее жесткой. Однако утрата интеллектуального потенциала Германией и соответствующее приобретение его другими странами должны были иметь долгосрочные последствия.
Возрождение в Палестине
В 1917 в результате направлявшейся Хаимом Вейцманом политической деятельности сионизма Великобритания приняла Балфурскую декларацию. Эта декларация, выражавшая симпатию идее создания еврейского национального дома в подмандатной Великобритании Палестине, была одобрена Мирной конференцией в Париже. Великобритания, не возражавшая против получения дополнительной точки опоры на Ближнем Востоке в последующие годы, однако, проявляла нерешительность, а иногда и равнодушие к созданию еврейского центра в Палестине. Тем не менее, квазиавтономное еврейское поселение быстро развивалось, и после 1933 Палестина оказалась способной принять к себе больше число бежавших от нацистских преследований, чем любая другая страна. К концу 1939 еврейское население Палестины, составлявшее все лишь ок. 60 тыс. на момент Балфорской декларации, равнялось почти 500 тыс. человек. Община обладала экономической структурой с сильным сельскохозяйственным сектором. Языком общины был главным образом иврит.
В качестве компромисса для смягчения недовольства арабов в 1921 Великобританией было образовано государство, первоначально называвшееся «Эмират Трансиордания» (впоследствие Иордания), как полуавтономная территория в составе ее подмандатной территории Палестина.
Вторая мировая война
В последующие годы Палестина стала единственным фактором надежды в обстановке беспросветного мрака, окутывавшего еврейский мир. Успехи Германии на первых этапах Второй мировой войны расширили власть нацистов до пределов почти всего европейского континента, и антиеврейская политика начала проводиться повсюду с фантастической жестокостью. В Польше создавались специальные резервации, а затем и настоящие гетто для евреев, которые снова, как и в средневековье, носили желтые знаки. В эти регионы началась депортация еврейского населения из других частей Европы.
20 января 1942 было обнародовано «Окончательное решение», в результате которого было создано несколько лагерей, главным образом в Польше, для физического уничтожения евреев (а также всех, считавшихся нацистами нежелательными). Точное общее число жертв установить невозможно, но из примерно 9,5–10 млн. евреев, живших в Европе в 1939, около 6 млн. было уничтожено в течение следующих шести лет. Ни одной из стран, оккупированных немцами, не удалось полностью избежать этого. Погибло около девяти десятых еврейского населения в Польше, Чехословакии и Греции; около четырех пятых в Голландии; в Венгрии – около половины; во Франции – треть; даже в Италии – одна десятая. Многие древние центры еврейской жизни и культуры в таких городах, как Варшава, Салоники и Франкфурт были фактически уничтожены. Героическое восстание евреев варшавского гетто в апреле 1943 имело лишь символическое значение, и было безжалостно подавлено. Уничтожение европейских евреев нацистами было, вероятно, самым ужасным бедствием, когда-либо постигавшим любой иной народ в истории.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ УСЛОВИЯ
Ко времени прекращения военных действий в 1945 положение еврейского народа в мире радикально изменилось. Продолжавшийся в течение тысячи лет европейский век еврейской истории закончился. Единственная крупная по прежним меркам община евреев на европейском континенте находилась в Советском Союзе. Выжившие после войны граждане СССР, которых можно было бы считать евреями, были отрезаны от остальных евреев, а фактор религии среди них находился в упадочном или даже исчезающем состоянии. Сионизм подавлялся как реакционное явление, а в первый послевоенный период начали проявляться опасные симптомы активного антисемитизма.
В других коммунистических странах Восточной Европы условия в целом были несколько лучше, но продолжение еврейской жизни в соответствии с прежними концепциями было невозможным даже там, где их общины оставались численно крупными как, например, в Венгрии. Еврейские популяции континентальных стран Западной Европы значительно уменьшились в численности, а некоторые ранее важные сократились до мало значимых.
С другой стороны, еврейский агломерат США, насчитывавший около 5,2 млн. в 1945, стал теперь самым крупным в мире. К 1945 в Британской империи насчитывалось 750 тыс. евреев, более половины из которых проживало в Англии. Английский язык занял в еврейской культуре преобладающее положение после иврита, хотя прежде это положение занимал немецкий язык и идиш. В Латинской Америке, где еврейское население увеличилось теперь до 750 тыс., началось после нескольких веков забвения возрождение испаноязычного еврейства.
Основание Израильского государства
Однако с эмоциональной и культурной точек зрения теперь роль Палестины впервые в жизни евреев приобрела несравненно бóльшую значимость, чем любой другой страны когда-либо ранее. Здесь была вновь возрождавшаяся надежда, которая поддерживала моральный дух еврейского народа в Европе во все те годы, когда им грозило уничтожение.
Развитие событий в Палестине в предвоенные годы послужили усилению арабской оппозиции в вопросе о реализации Балфорской декларации. Перед лицом нараставших сложностей в международной сфере Великобритания попыталась ответить на эту оппозицию введением радикальных ограничений на еврейскую иммиграцию и покупку земли. В тот момент, когда ни одна другая страна мира не была готова широко открыть свои двери для бежавших от нацистов, для евреев оказался ограниченным въезд даже в ту страну, которая уже получила международное признание в качестве их собственного национального дома.
В результате отношения между палестинскими евреями и мандатным правительством все более ухудшались. Евреи организовали широкомасштабный приток нелегальной иммиграции. Их прежняя политика сдержанности была отброшена и столкновения с арабским населением участились, а силы обеих сторон были, в конечном счете, поставлены на полувоенную основу. По мере того как ужасы нацистского периода становились все более известными, выжившие евреи все более настойчиво требовали возможности восстановить свою жизнь в совершенно ином окружении, где такие события никогда бы не смогли повториться.
Измученная войной Великобритания после ряда неоконченных исследований (в одном случае – в сотрудничестве с американцами) уступила, в итоге, решение этой проблемы ООН.
29 октября 1947, после тщательного изучения этого вопроса, ООН приняла доклад, рекомендовавший разделение мандатной Палестины на западном берегу Иордана на два независимых государства, – одно арабское, другое еврейское. 14-го мая 1948 родилось государство Израиль.
Собирание диаспоры
Новый ход событий естественно оказывал воздействие на жизнь евреев в мире вообще. Чувство гордости было порождено возникновением и достижениями нового еврейского государства; кроме того, материально его поддерживали евреи из разных стран мира. В самом Израиле в результате действия фактора иммиграции и естественного прироста общая численность населения резко возросла с 655 тыс. в 1948 до более чем 3740 тыс. в 1978 (из которых примерно 3140 тыс. были евреи, а остальные – арабы и др.). Происходило крупномасштабное переселение населения из Центральной Европы, а также из враждебных соседних арабских государств. В течение короткого времени старые, устоявшиеся еврейские общины Сирии, Йемена, Ирака и Египта почти полностью исчезли, а общины в более отдаленных мусульманских странах серьезно ослабли.
Современные условия
Во второй половине 20 в. условия жизни евреев были совершенно отличными от тех, что существовали полувеком ранее. Громадные массы евреев Центральной и Восточной Европы оказались уничтоженными, исключение составили Советский Союз и некоторые из его бывших сателлитов, где сохранились остатки еврейской общины. С другой стороны, США заняли господствующее положение в жизни евреев после или совместно с государством Израиль. Хотя иудаизм как религия, выражающейся в строгой дисциплине жизни, более не пользовался своим прежде абсолютным влиянием, уже появились некоторые признаки религиозного возрождения даже в США, а сила эмоциональной идентификации еще более укрепилась с появлением государства Израиль.
Сесиль Рот
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»