Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КАТОЛИКИ

КАТОЛИКИ. Термин «католический» восходит к греч. kath' holou («всецело», «полностью») и в обыденной речи использовался для обозначения чего-то всеобъемлющего, всемирного, в противоположность узкому, местному. В специальном церковном смысле этот термин впервые употребил Игнатий Антиохийский, использовавший в своем Послании к смирнянам (ок. 110) оборот katholike ekklesia, т.е. «вселенская церковь». На такой смысл употребленного Игнатием термина указывает написанное полвека спустя послание о мученичестве Поликарпа Смирнского, также адресованное смирнянам, где говорится, что вышеназванный святой мученик молился «за все вселенские церкви по всему миру», а Христос именуется «Пастырем вселенской [т.е. всемирной] церкви». Греч. oikoumene (отсюда «экуменизм» и «экуменический»), которое переведено здесь как «мир», означает населенный мир, «вселенную», поэтому на русском языке термин katholikos передается как «вселенский» или «кафолический» (через «ф», чтобы избежать ассоциаций с Католической церковью).

Также по теме:
ХРИСТИАНСТВО
ХРИСТИАНСТВО

Смысл термина «католический» со временем изменялся. То, чему учили во всех странах света, принималось за истину, и, соответственно, «католический» стало означать «ортодоксальный», «правоверный», в противоположность тому, что проповедовали лишь в некоторых местах и в малых сектах. Однако единство вероучения подразумевало единство церкви и единоначалие, так что термин «католический» («кафолический») стали использовать для того, чтобы «отсекать» не только еретиков, но и схизматиков. Кирилл Иерусалимский (ум. 387) называл в качестве критериев «католичества» того или иного учения широту его распространения, его полноту, всеобщее приятие этого учения, а также моральное и духовное совершенство его цели. Винцент Леринский (ум. ок. 450) знаменитой формулой «Quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est» определил «католическое» вероучение как то, во что веруют везде, всегда и все.

Также по теме:
ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ
ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ
Также по теме:
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Термин catholicus может означать принадлежность как ко Вселенской, так и к Римско-католической церкви. Использование этого термина остается предметом спора между римскими католиками, с одной стороны, и протестантами и православными – с другой. Римские католики претендуют на то, что им принадлежит исключительное право на использование этого определения, поскольку свою церковь они считают единственной церковью, которую основал Христос, и от которой «откололись» все прочие Церкви. Они могут также ссылаться на устоявшееся словоупотребление, в соответствии с которым христианский мир делится на католиков, православных и протестантов. Однако и протестанты, и англокатолики, и православные считают свои церкви подлинными апостольскими церквами, поскольку они принимают и провозглашают общие символы веры, сформулированные до разделения церквей (схизмы) и также имеют основания называть себя «католическими». Все они с одинаковой убежденностью провозглашают: «Верую... во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» (Никейский символ веры, 381), и каждый верующий убежден, что вкладывает в понятие «католический» верный смысл. Именуют себя «католиками» также и англокатолики, настаивающие на том, что их церковь по существу католическая и лишь в силу случайности – национальная; старокатолики, которые после I Ватиканского собора (1870) отказались признать непогрешимость и вселенскую юрисдикцию епископа Римского, и члены Католической апостольской церкви – секты, связанной с именем Эдварда Ирвинга. См. также РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Также по теме:
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬПРОТЕСТАНТИЗМРелигия

Литература:

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Астрономия

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет