Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КЛИР

КЛИР (лат. clericus, от греч. kleros, «жребий», «часть наследства»), духовенство, совокупность духовных лиц, официально выделенных для служения Богу и таким образом отличающихся от мирян.

Также по теме:
ТАИНСТВО
ТАИНСТВО

В Римско-католической и Восточно-православных церквах кандидаты посвящаются в сан епископом посредством рукоположения. Различие между духовенством и мирянами подчеркивается у католиков и православных особой одеждой, безбрачием священников и епископов (у католиков) и епископов (у православных), а также т.н. неизгладимой печатью таинства священства, полученной при посвящении в сан. В протестантских церквах клирики и миряне отличаются не столь сильно.

В новозаветных посланиях указывается, что Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф 4:11; несколько иной список приводится в 1 Кор 12:28). Кроме таких общих терминов, как «предстоятели ваши в Господе» (1 Фес 5:12) и «наставники ваши, которые проповедывали вам слово Божие» (Евр 13:7), встречаются два более определенных термина, обозначающих духовных лидеров: епископы («надзиратели», «блюстители») и пресвитеры («старейшины»). Диаконы («служители») упоминаются в других местах. Для этих фактов предложено два объяснения. Традиционная католическая интерпретация связывает их с утверждением Игнатия Антиохийского (ок. 110), описывающего диаконов, священников и епископов как три различных степени церковного служения; эти данные рассматриваются как доказательство того, что с самого начала существовало три чина, дарованные божественным установлением и различающиеся по своей сущности: апостолы и их преемники, священники, помогавшие им, и диаконы (о которых говорится в Деян 6). Большинство протестантских теологов видят во взаимозаменяемости слов episkopoi и presbyteroi в Новом Завете подтверждение того, что в раннем христианстве церковная иерархия еще не обрела четко зафиксированных форм и что епископство является более поздним церковным институтом.

Церкви, которые сохранили традиционное учение о том, что священство есть таинство, добавили к уже упомянутым трем степеням священства разное число низших степеней, от привратника, чтеца, экзорциста и аколуфа до иподиакона; последний включен в Римском каноническом праве в число главных степеней священства. В тех же церквах клирики делятся на регулярных и мирских, в зависимости от того, являются ли они членами монашеских орденов или других церковных учреждений, где даются монашеские обеты.

Кроме иерархии степеней священства у клириков, существует ряд церквей с параллельной, но вполне четкой иерархией административной власти. (Обоснования этих иерархий и соответствующие организационные детали изложены в статьях ПАПСТВО; ЕПИСКОП; СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ; и в статьях, посвященных отдельным церквам.) Наиболее развитая и крепкая система сформировалась в Римско-католической церкви. Другие епископальные церкви, такие, как Восточно-православные церкви, Церковь Англии и Протестантская епископальная церковь в Америке, также придерживаются тройной системы священства – епископы, священники и диаконы – и сохраняют непрерывное преемство епископов со времен апостольских. Далее, они утверждают, что без епископов, в чьей исключительной компетенции находится рукоположение священников и диаконов, не было бы духовенства, ответственного за учение, провозглашение отпущения грехов и совершение таинств, и, строго говоря, не было бы ни одной церкви. Пресвитерианские, реформатские, конгрегационалистские, баптистские, лютеранские и методистские и другие церкви, придерживаются в целом «равенства служения». Методисты, а также Евангелические объединенные братья и несколько небольших сект имеют епископов, избираемых народом, но эти выборные епископы не могут претендовать на принадлежность к более высокой духовной степени или к апостольскому преемству. Протестантские епископы имеются в Скандинавии и Германии (но не среди американских лютеран). В обыденной речи слово «священник» употребляется в отношении священнослужителя Епископальной церкви. Однако он не применим к клирикам других протестантских церквей, если только под ним не подразумевается всеобщее священство всех верующих.

См. также ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ.

Также по теме:
Религия

Литература:

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских до X века. СПб, 1997

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Псевдонимы...

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Животные

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет