Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ВАРЛААМ И ИОАСАФ

ВАРЛААМ И ИОАСАФ, повесть повесть 7 в., которая изображает в христианизированной форме жизнь Будды. Сначала приписывающаяся перу Иоанна Дамаскина, позже стала считаться христианской переделкой истории Будды, проникшей с арабами в Грецию, а оттуда в Европу и, в частности, в Россию.

Также по теме:
ХРИСТИАНСТВО
ХРИСТИАНСТВО

Содержание повести таково: царю Индии Абеннеру (или, по старому русскому переводу, Авениру) было предсказано, что его сын Иоасаф, примет христианство. Желая оградить сына от этого, Авенир поселяет его в роскошном замке, где ничто не должно наводить его на мысли о несчастьях. Но однажды, гуляя, царевич встретил похоронную процессию, дряхлого старика и прокаженного, и у него появилась мысль о том, что вся жизнь состоит из бедствий. В это время к царевичу в замок под видом купца проникает пустынник Варлаам, который рассказывает ему притчи, объясняющие основы христианства и, в конце концов, крестит Иоасафа. Отец, узнав об этом, посылает к Иоасафу мудреца и волшебника, чтобы последние разубедили царевича и пробудили в нем страсти, но они и сами обращаются в христианство.

Тогда Авенир отдает Иоасафу половину царства, надеясь, что правительственные заботы отвлекут его от новой веры, но Иоасаф обращает в христианство своих подданных, и Авенир тоже принимает крещение. После смерти отца Иоасаф удалился в пустыню к Варлааму и прожил там 35 лет.

Также по теме:
АПОКРИФЫ
АПОКРИФЫ

Время составления этой повести — первая половина 7 в., но широко распространяться она начала только с 11 в. Причину ее популярности можно видеть в идеализации отшельнической жизни и в притчах Варлаама, которые часто распространялись отдельно от повести (например, Притча об иньрозе, О трех друзьях). Печатные издания повести появились уже в конце 15 в. Древнейшие русские списки относятся к 14–15 вв. Памятник, вероятно, пришел в Россию из Болгарии, на что указывает надпись «от болгарских книг», стоящая в некоторых рукописях перед притчами. Истории о Варлааме и Иоасафе отчасти перешла в духовные стихи (Разговор царевича Осафия с пустынею).

Также по теме:
РелигияЛитература

Литература:

Большая энциклопедия под редакцией С.Н.Южакова и проф. П.Н.Милюкова. СПб, 1904, т. 4

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Математика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет