Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ХУН ЛЯНЦЗИ

ХУН ЛЯНЦЗИ (Хун Цзюньчжи, Хун Чжицунь, Хун Бэйцзян, Хун Гэншэн), (1746–1809) – китайский философ, литератор, каллиграф, государственный деятель, историк, географ, создатель оригинальной демографической теории, предвосхитившей учение Мальтуса.

Также по теме:
КОНФУЦИАНСТВО
КОНФУЦИАНСТВО

Родился 17 октября 1746 в Янху (современный Уцзинь), на территории Ханчжоу провинции Цзянсу. Родился в знатной семье потомственных ученых и чиновников. Его отец Хун Цяо (1714–1751) умер, когда ему было пять лет. Он воспитывался в семье бабушки по материнской линии и в 1768 женился на проживавшей там же кузине.

В 1769 получил первую ученую степень сюцай; в 1780, после десятилетия неудачных попыток, – вторую степень цзюйжэнь. В 1790, также после четырех провалов и девяти лет службы секретарем губернатора в Сиане (1781–1785), Кайфыне (1785 –1788) и Учане (1788 –1790) блестяще сдал экзамен на высшую степень цзиньши и был принят в академию Ханьлинь. В 1792 получил направление на должность инспектора образования в южную провинцию Гуйчжоу, где провел три года, после чего в 1796 вернулся в столицу. Там в 1797 был назначен в школу для великих князей и стал наставником принца Ичуна (умер в 1816).

Также по теме:
МАЛЬТУС, ТОМАС РОБЕРТ
МАЛЬТУС, ТОМАС РОБЕРТ

В 1799 был удостоен должности официального составителя хроники императора Цяньлун (правил в 1735–1796, умер 7 февраля 1799) и профессора Государственной академии. Однако в октябре того же года, нарушив субординацию, Хун Лянцзи подал доклад с критикой злоупотреблений в государственном аппарате, нелестными замечаниями в адрес самого императора и требованием наказаний сторонникам недавно казненного всесильного временщика и коррупционера Хэшэня (1750–1799). После передачи этого доклада молодому императору Жэнь-цзуну (правил в 1796 –1820) Хун Лянцзи был немедленно смещен со всех должностей и арестован, а затем приговорен к смертной казни, но помилован и сослан на западную окраину в Синьцзян-Уйгурский район, к берегам реки Или. Его путешествие длилось с 26 октября 1799 по 5 марта 1800. Весной этого года в центральных районах империи свирепствовала засуха, и император, следуя традиционным представлениям о его мироустроительной силе, молил Небо о дожде и обещал амнистии осужденным. Случилось так, что лишь после того, как 26 мая был амнистирован Хун Лянцзи, над Пекином разразился обильный дождь.

Оставив о своей ссылке дневник Или жи цзи (Илийские ежедневные записи) и краеведческое описание Тяньшань кэ хуа (Рассказ гостившего в горах Тяньшань) и приняв псевдоним Гэншэн (Возродившийся), Хун Лянцзи 24 октября 1800 он вернулся домой, а в 1802 стал главой Янчуаньской академии (шу-юань) в Цзиндэ провинции Аньхой.

Также по теме:
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Хун Лянцзи составил целый ряд историко-краеведческих и географических сочинений, посвященных отдельным районам Китая. В 1787 он создал и в 1803 опубликовал обширное, в 50 «свитков» (цзюань), географическое описание всей страны Цяньлун фу тин чжоу сянь чжи (Трактат об округах, префектурах, областях и уездах [Китая эпохи] Цяньлун). Им были написаны текстологические сочинения: Чунь цю Цзо чжуань гу (Толкование «Весен и осеней с комментарием Цзо»), Гунъян Гулян гу и (Древний смысл [комментариев] Гунъяна и Гуляна [к «Веснам и осеням»]), Лю шу чжуань чжу лу (Записи комментариев и примечаний к Шестикнижию) и другие. Его поэзия и проза представлена в сборниках: Цзюаньши гэ цзи (Собрание [сочинений] из Дурнишниковой палаты), Гэншэн чжай цзи (Собрание [сочинений] из кабинета Возродившегося), Фу цзе сюань цзи (Собрание [сочинений] из Облепленного моллюсками домика). Полное собрание его произведений (Хун Бэйцзян и цзи), включавшее 24 наименования, было опубликовано в 1889 в Хубэе его правнуком Хун Юнцинем.

Важнейшее философское сочинение Хун Лянцзи И янь (Осмысленные слова), состоящее из 20 эссе и входящее в сборник Цзюань гэ цзи, было написано в 1793. Его пафос – опровержение веры в «навей и духов» (гуй шэнь), «бессмертных» (сянь1) и бессмертие (чан шэн бу сы), в чем он пошел дальше своего знаменитого предшественника Ван Чуна (1 в.), выступив также против веры в «предопределение» (мин1): «У вшей нет предопределения, откуда ему взяться у человека!»

Наиболее оригинальным теоретическим достижением Хун Лянцзи стало выдвижение в этой книге, то есть на пять лет раньше Мальтуса, принципа постоянного опережения роста численности народонаселения по сравнению с ростом продовольственных, земельных и жилищных ресурсов. Оно не сопровождалось сколь либо значительными социально-политическими, экономическими или правовыми выводами, хотя китайский мыслитель ясно видел в этом государственную проблему. Традиционные представления о естественно-производительных силах «неба и земли», порождающих людей и неподвластных правителям (император – только «сын неба», обязанный испытывать к своему «родителю» предельную почтительность), не позволили Хун Лянцзи придти к, казалось бы, самоочевидной мысли о возможности государственного контроля над рождаемостью.
Умер 24 июня 1809.

Также по теме:
ДЕМОГРАФИЯСоциологияФилософияГосударство и Политика

Литература:

Стулова Е.С. Доклад цинского чиновника императору // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984
Петров В.В. К вопросу о периодизации истории китайской литературы XIX – начала XX в. // Теоретические проблемы истории литератур Дальнего Востока. М., 1977
Дикарев А.Д. Хун Лянцзи – китайский Мальтус? 14-я научная конференция «Общество и государство в Китае», ч. 2. М., 1983
Кобзев А.И. Китай. История политических и правовых учений XVII–XVIII вв. М., 1989
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Фобии и страхи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет