ФУНАКОСИ, ГИТИН
ФУНАКОСИ, ГИТИН (Funakoshi, Gichin) (1868–1957), один из основоположников современного каратэ, создатель стиля Сётокан. Родился 24 апреля 1868 в г.Сюри на о.Окинава в бедной семье мелкого чиновника – сборщика налогов. Юный Фунакоси рос слабым и болезненным ребенком. Заботу о воспитании маленького Гитина взял на себя его дед, Гифуку Фунакоси, который преподавал в местной школе ряд классических наук: конфуцианскую литературу, грамоту, каллиграфию. В школе Гитин Фунакоси подружился с сыном Азато Ясуцунэ, мастера Сюри-тэ, одного из направлений каратэ – традиционного рукопашного боя Окинавы.
В 1888 Фунакоси сдал экзамен на младшего преподавателя начальной школы и, пойдя по стопам деда, стал школьным учителем. Эта должность не предусматривала высшего образования, которое Фунакоси так и не получил, однако среди жителей провинциального Сюри Фунакоси считался весьма образованным человеком.
В эпоху Мэйдзи, с введением всеобщей воинской повинности, правительство Японии стало уделять пристальное внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные медицинского обследования середины 1890-х годов на Окинаве выявили удивительную пропорциональность, силу и выносливость подростков, с детства занимавшихся каратэ. К тому времени армейское и военно-морское командование, обобщив опыт японско-китайской войны, признало пользу боевых искусств для подготовки личного состава вооруженных сил. В 1906 по инициативе окинавского мастера Итосу состоялись первые показательные выступления по каратэ, на которых присутствовали десятки официальных лиц. В этой демонстрации принимал участие и 37-летний Фунакоси. Министр образования Японии Огава Синтаро согласился ввести окинава-тэ, как тогда называли каратэ, в программу преподавания средних школ и некоторых высших учебных заведений острова. С этого момента каратэ получило официальный статус учебной дисциплины.
В 1916 Фунакоси в составе делегации с Окинавы принял участие в показательных выступлениях в Киото (Япония). В 1921 на пути в Европу кронпринц Хирохито, будущий император Японии, посетил Окинаву, где для него была устроена демонстрация ката, тамэсивари и кумитэ в замке Сюри (см. КАРАТЭ). Принц, человек весьма воинственных устремлений, был восхищен этой демонстрацией, что в конечном итоге решило судьбу каратэ. Общественное мнение было сформировано, каратэ получило официальное признание в высших слоях общества.
В 1922 Фунакоси приехал в Токио для участия в первом национальном фестивале спорта, организованном министерством образования, и познакомился с патриархом дзюдо Кано Дзигоро. Обращение к Кано не было случайным. Фунакоси шел на поклон не только к отцу дзюдо, но и к президенту Японской атлетической Ассоциации, президенту Японского общества Физического воспитания, представителю Японии в международном олимпийском комитете, – фактически к человеку, от слова которого зависела судьба любого нового вида физического воспитания в Японии. Кано пригласил Фунакоси в Кодокан для показательных выступлений по каратэ и был очарован интеллигентным и грамотным мастером с Окинавы.
Заручившись моральной поддержкой Кано в деле развития и пропаганды каратэ, Фунакоси решил не возвращаться на Окинаву и остаться в Токио. Жена Фунакоси отказалась последовать за ним, сославшись на верность традициям, предписывающим жить около могил предков.
В 1922 в Токио вышла в свет первая книга Фунакоси Рюкю кэмпо каратэ, в дословном переводе: «Кулачные методы китайской (танской) руки с островов Рюкю». Название весьма примечательное – здесь подчеркивается, с одной стороны, окинавское происхождение каратэ, а с другой стороны, его генетическая связь с Китаем.
Скопив немного денег, Фунакоси открыл первый крошечный зал при храме Мэйсёдзоку, который содержал за свой счет. Его усилия не прошли даром, и у него появились первые ученики. В сентябре 1924 Фунакоси открыл клуб каратэ в университете Кэйо. В 1925 написал новую, переработанную версию своей первой книги, уже под другим названием – Рэнтан госин каратэ-дзюцу – «Искусство каратэ для закалки тела и духа и для самозащиты». Уже в 1926 открылся второй клуб при Токийском университете в Итико. С 1927 начали действовать группы каратэ в университетах Васэда, Такусёку, СёДай, Хитоцубаси. К 1930 в одном лишь Токио было открыто около тридцати залов, находящихся под руководством непосредственно Фунакоси. Мастер работал сутками, проводил по несколько тренировок в день в разных концах города, писал статьи, работал над новой книгой, которая должна была завершить создание концепции «нового» каратэ. Дабы стимулировать учеников к поэтапному продвижению в каратэ, в 1926 он, по аналогии с дзюдо, ввел жесткую систему званий – ученических (кю) и мастерских (данов), присуждая с первого дана черный пояс как знак высшего мастерства.
1930-е годы были очень напряженными для Фунакоси – от него ушел один из лучших учеников Оцука Хиронори, впоследствие создавший стиль Вадо-рю.
В 1930 Фунакоси официально назначил своего сына Ёситаку шеф-инструктором престижного университета Васэда, где располагалась одна из самых крупных школ каратэ.
Термин каратэ-до (каратэ, как духовный путь) появился у Фунакоси только в 1935 в книге Каратэ-до Кёхан. Иероглиф «до» он принял под влиянием дзюдо, где была разработана концепция боевого искусства как пути жизни. Именно в середине 1930-х годов Фунакоси завершил создание теоретической базы своего боевого искусства.
В 1935 реализовалась давняя мечта Фунакоси, которую он лелеял много лет, – он построил собственный зал в квартале Мэйдзюро в Токио. Его сооружение было закончено к середине 1936. Зал получил название «Сётокан». Именно под псевдонимом «Сёто» писал когда-то Фунакоси свои стихи в подражание древним китайским поэтам. Иероглиф «Сё» буквально означает «сосна», иероглиф «то» – «море». С этого момента его зал и стиль каратэ назывался «Зал сосны и моря» или «Зал мастера Сёто».
Весной 1945 зал Сётокан был до основания разрушен во время американского авианалета. Погибли многие архивы и записи Фунакоси. В этом же году умер от туберкулеза его сын и первый помощник Ёситака. После войны Фунакоси решил вернуться на Окинаву, но остров оккупировали американцы. По приказу командующего оккупационными американскими войсками генерала Макартура многие жители Окинавы были переселены в Японию, и вместе с ними приехала жена Фунакоси. Уже пожилая супружеская пара, наконец, после 25-летней разлуки воссоединилась и поселилась в городке Оита на острове Кюсю, но, увы, семейному счастью суждено было длиться недолго – осенью 1947 жена Фунакоси умерла.
В 1949 в стране завершилось послевоенное возрождение каратэ, а фактически – становление нового подхода к каратэ как к физическому воспитанию, ориентирующемуся на спорт. В том же году была создана Всеяпонская ассоциация каратэ (JKA), на самом деле объединявшая только каратэ стиля сётокан. Фунакоси был избран ее почетным президентом.
Гитин Фунакоси был активен до конца своих дней, неустанно ездил на соревнования, посещал различные секции. Имея свободное время, активно участвовал в культурной жизни, особенно любил поэтические встречи, был глубоким и тонким ценителем поэзии.
Умер Фунакоси в Токио 14 ноября 1957.
Евгений Андреев
Стивенс Дж. Три Мастера Будо. Киев, 1997
Фунакоси Г. Каратэ-до: мой способ жизни. Киев, 2000
Ответь на вопросы викторины «Спорт»