АЛЖИР
АЛЖИР, Алжирская Народная Демократическая Республика, государство в Северной Африке. На арабском языке звучит как аль-Джезаир («острова»); это название своим возникновением обязано небольшим островам вблизи столицы, портового города Алжир. Около 4/5 территории страны занимает пустыня Сахара. На севере Алжир омывается Средиземным морем, на востоке граничит с Тунисом и Ливией, на юге с Мали и Нигером, на западе с Мавританией, Западной Сахарой и Марокко. С 8 в. Алжир входит в состав Арабского Запада (Магриба). С 16 в. страна находилась под властью Османской империи, а в середине 19 в. была занята Францией. Семилетняя война против французского правления завершилась провозглашением независимости Алжира в 1962.
ПРИРОДА
Проходящую на севере вдоль побережья горную цепь Телль-Атласа прорезают немногочисленные бухты и равнины. Низменности вокруг городов Алжир и Оран плотно заселены. Небольшие заливы используются для рыболовства, вывоза железной руды и нефти. Телль-Атлас возвышается над уровнем моря более чем на 1830 м и включает в себя массивы Тлемсен, Большую и Малую Кабилию и Меджерда. На средних высотах встречаются кустарники средиземноморского типа и леса пробкового дуба. На более высоких отметках некогда произрастали кедровые и сосновые леса, но в результате вырубок, пожаров и выпасов скота многие горные районы превратились в покрытую кустарником пустошь. Климат – средиземноморский, с жарким, сухим летом и теплой дождливой зимой. Зимой снег покрывает лишь самые высокие вершины. Разброс среднегодовых количеств осадков – от 760 мм на побережье до 1270 мм на обращенных к морю склонах Телль-Атласа и менее 640 мм на его внутренних склонах.
Южная часть Телль-Атласа представляет собой высокое плато средней высотой 1070 м. Этот район характеризуется полуаридными климатическими условиями с годовым количеством осадков 250–510 мм. В более увлажненных районах возделывают зерновые и траву альфа (эспарто), волокна которой служат для изготовления канатов, тканей и высококачественной бумаги. Соляные озера (называемые шотт) и солончаки встречаются на более низких отметках с сухим климатом. Расположенный еще дальше к югу Сахарский Атлас поднимается на высоту 150 м над уровнем плато и затем понижается к Сахаре более чем на 300 м. Наиболее возвышенной частью Сахарского Атласа являются горные системы Ксур, Амур и Улед-Наиль. Годовое количество осадков на северных склонах составляет ок. 510 мм, на южных – 200 мм. Благодаря обильному травяному покрову Сахарский Атлас служит удобным районом выпаса скота.
Остальную часть страны занимает пустыня Сахара. Средняя отметка высоты в Сахаре – ок. 460 м. В районе массива Ахаггар (Хоггар) вблизи южной границы Алжира находится высочайшая вершина страны гора Тахат – 2908 м. Бóльшую часть Сахары занимают щебнистые и галечниковые пустыни (хамады и реги), а приблизительно 1/4 часть – песчаные пустыни (эрги). Днем жарко, порой температура достигает 35°, но ночи прохладные. Осадки крайне редкие. В оазисах, в условиях постоянного орошения, растет финиковая пальма.
В Алжире всего несколько рек имеют постоянный сток, остальные питаются за счет осадков. Источниками водоснабжения служат колодцы, вырытые в пересохших руслах рек (вади), во многих местах используются подземные воды, поступающие на поверхность через артезианские скважины и фоггара – горизонтальные туннели, вырытые под небольшим уклоном.
НАСЕЛЕНИЕ
В эпоху французского завоевания численность населения Алжира составляла ок. 3 млн. человек. В 1966 она достигла уже 11,823 млн. человек, а в 2003 – 32,82 млн. человек. В 2003 уровень рождаемости составлял 21,94 на 1000 человек, а уровень смертности – 5,09 на 1000 человек. Младенческая смертность (детей до года) составляет 37,74 на 1000 новорожденных. В 2003 ок. 63% населения было от 15 до 64 года, 32,8% младше 15-ти лет и 4,2% населения старше 65 лет.
Средняя продолжительность жизни в Алжире на 2003 69,14 лет у мужчин и 72,01 у женщин.
В 2012 численность населения выросла до 37 367 226 человек. Уровень рождаемости составил 16,64 на 1000 человек, а уровень смертности – 4,72 на 1000. Младенческая смертность 24,9 на 1000.
Первоначально Алжир был заселен народами, говорящими на берберских языках. Эти народы еще в 2000 до н.э. переселились сюда с Ближнего Востока. Бóльшая часть современного населения пользуется в быту разговорным вариантом арабского языка. Арабы расселились на территории Алжира в период исламских завоеваний 7–8 вв. и кочевых миграций 11–12 вв. Смешение двух волн переселенцев с автохтонным населением привело к появлению так называемого арабо-берберского этноса, в культурном развитии которого арабскому элементу принадлежит доминирующая роль. Являясь основной этнической подгруппой алжирского общества, берберы играют важную роль в жизни страны. В период римского и арабского завоеваний Северной Африки многие берберы переселились с побережья в высокогорные районы. Берберы составляют приблизительно 1/5 часть населения страны. Наибольшее сосредоточение берберского населения наблюдается в горной местности Джурджура к востоку от столицы, известной как Кабилия. Местные жители, кабилы, расселились по многим городам страны, но бережно сохраняют древние традиции. Другие значительные группы берберского населения представлены племенными союзами шавийя, происходящими из горного района вокруг Батны, мзабита, расселившимися на территории оазисов Северной Сахары, и кочевниками-туарегами, проживающими на крайнем юге в районе Ахаггара.
После завоевания Алжира Францией в 19 в. возросла численность европейской части населения, и к 1960 здесь уже проживало ок. 1 млн. европейцев. Большая часть имела французские корни, предки остальных переехали в Алжир из Испании, Италии и Мальты. После провозглашения в 1962 независимости Алжира большинство европейцев выехало из страны.
Бóльшая часть населения Алжира – мусульмане-сунниты (маликиты и ханафиты). Некоторое число последователей секты ибадитов проживают в долине Мзаб, Уаргле и Алжире. Государственной религией страны является ислам. В стране насчитывается ок. 150 тыс. христиан, преимущественно католиков, и приблизительно 1 тыс. приверженцев иудаизма.
Государственным языком является арабский, но до сих пор повсеместно распространен французский язык. Свою письменность обрели некоторые берберские племена, говорящие на тамахак и тамазирт. На диалекте тамазирт в Алжире уже вышло несколько книг.
Около 3/4 населения сосредоточено в предгорьях Телль-Атласа, приблизительно 1,5 млн. человек проживают в районе высокогорья и менее одного миллиона – в пустыне Сахара. Наибольшая плотность отмечается вблизи столицы и в регионе Кабилия.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Первая конституция независимой Алжирской Народной Демократической Республики (АНДР) была принята вскоре после провозглашения независимости в 1962. Согласно тексту, утвержденному на референдуме 8 сентября 1963, страна становилась президентской республикой. Во главе государства встал избранный президентом лидер партии Фронт национального освобождения (ФНО) Ахмед Бен Белла. Высшим законодательным органом являлось Национальное собрание. Однако конституция 1963 действовала недолго. В июне 1965 в результате военного переворота власть в Алжире перешла к Революционному совету во главе с полковником Хуари Бумедьеном. Конституционные органы власти были ликвидированы, в качестве высшего исполнительного органа действовал Совет министров.
В июне 1976 население страны одобрило на референдуме высший программный документ государства – Национальную хартию. Хартия провозглашала принципы социализма, демократии, политику индустриализации, «социалистического управления» на предприятиях и «аграрной революции». В ней была особо подчеркнута руководящая роль правящей партии ФНО. Одновременно государственной религией был провозглашен ислам, который рассматривался как ведущий фактор идентичности и самобытности страны. В ноябре референдум утвердил новую конституцию АНДР, в основе которой лежала Национальная хартия. В соответствии с конституцией 1976, Алжир являлся президентской республикой. Избиравшийся на 6 лет президент обладал очень широкими полномочиями, возглавлял правительство и вооруженные силы страны. На этот пост был всеобщим голосованием избран Бумедьен. Законодательный орган – Национальное народное собрание – избирался населением на 5 лет; кандидатуры его членов выдвигались руководством ФНО.
После смерти Бумедьена в декабре 1978 управление Алжиром было реорганизовано. Президентский пост занял другой представитель вооруженных сил – Шадли Бенджедид. В 1979 были внесены поправки в конституцию, сокращавшие срок полномочий президента до 5 лет и вводившие должность премьер-министра, ответственного перед Национальным народным собранием. Однако власть по-прежнему принадлежала верхушке ФНО. Бенджедид переизбирался на президентский пост в 1984 и 1988.
Острый социальный и экономический кризис в Алжире вынудил руководство страны разрешить деятельность других политических партий и пойти на проведение политических реформ. Шестой съезд ФНО в ноябре 1988 провозгласил создание правового и демократического государства, высказался за «политический плюрализм». 23 февраля 1989 была введена в действие новая конституция АНДР, которая предусматривала проведение свободных всеобщих выборов президента и парламента.
Однако руководство страны не собиралось уступать политическую власть. Когда в декабре 1991 на многопартийных выборах в Национальное народное собрание правящий ФНО потерпел сокрушительное поражение, получив в первом туре всего 15 из 231 места и стало ясно, что победа достанется фундаменталистской оппозиции из Исламского фронта спасения (188 мест), военная верхушка Алжира в январе 1992 совершила переворот. Действие конституции было приостановлено, президента Бенджедида вынудили подать в отставку. К власти пришел Высший государственный комитет из военных и гражданских лиц во главе с бывшим представителем оппозиции Мохаммедом Будиафом (после его убийства в июне 1992 комитет возглавил Али Кафи). Вместо парламента власти создали Национальный консультативный совет. Исламский фронт спасения (ИФС) был запрещен.
В январе 1994 военное руководство и правительственные круги Алжира назначили «переходным президентом» министра обороны генерала Ламина Зеруаля, в мае 1994 был образован «временный парламент» – Национальный переходный совет. В ноябре 1995 Зеруаль провел президентские выборы, на которых был избран на пост президента, получив более 61% голосов.
В ноябре 1996 референдум утвердил новую конституцию. Алжир остался президентской республикой; президент – глава государства, избирается сроком на пять лет с возможностью переизбрания еще на один срок. Он имеет также ряд особых полномочий: назначать по собственному усмотрению некоторых высших государственных чиновников (включая председателя Центрального банка) и издавать «органические законы» в таких областях, как финансы, информация, оборона и партийная система. Действует правительство во главе с премьер-министром. Законодательные органы – Национальное собрание, избираемое на пропорциональной основе всеобщим голосованием на 5 лет, и Национальный совет, который имеет право отклонить любое решение собрания. Треть членов совета назначаются президентом, остальные избираются местными органами власти на шесть лет (частичные выборы проходят каждые три года). Конституция провозглашает ислам государственной религией, но запрещает создание партий, преследующих религиозные, этнические и региональные цели.
На выборах в Национальное собрание в июне 1997 победу одержала созданная президентом Зеруалем партия Национально-демократическое объединение, получив 158 из 380 мест. Допущенные к выборам умеренные исламисты из Движения общества мира получили 69 мандатов, а бывшая правящая партия ФНО – 62. Представители этих партий входили в правительство Алжира. Остальные места в парламенте достались умеренно-исламскому Движению обновления «Ан-Нахда»; 34 места), берберскому Фронту социалистических сил (20 мест), берберскому Объединению за культуру и демократию (19 мест), троцкистской Партии трудящихся (4 места), мелким партиям и независимым.
В апреле 1999 президент Зеруаль подал в отставку, ссылаясь на плохое состояние здоровья и желание обеспечить «смену руководства». Новым президентом Алжира был избран кандидат ФНО Абдельазиз Бутефлика, занимавший в 1963–1979 должность министра иностранных дел. Он набрал около 74% голосов. Большая часть оппозиционных партий объявила о бойкоте выборов и обвинила власти в их фальсификации. Выборы в Национальное собрание в 2001 подверглись почти тотальному бойкоту в берберских районах страны – Кабилии. Кандидаты ФНО завоевали 199 из 380 мест в парламенте, Национальное демократическое объединение – 47, «Ан-Нахда» – 43, Движение общества мира – 38, Партия трудящихся – 21.
Формирование политической системы.
В Хартии 1976 провозглашалась приверженность Алжира идеям социализма и подчеркивалась руководящая роль ФНО в процессе строительства социалистического общества. По конституции всенародно избираемый президент воплощал единство политического руководства партии и государства и возглавлял Совет министров и Высший совет безопасности. Законодательная власть возлагалась на всенародно избираемое Национальное народное собрание. После смерти президента Бумедьена в 1978 его пост занял Шадли Бенджедид, впоследствии переизбранный на этот пост в 1984 и 1988.
Принятые в 1979 поправки к конституции предусматривали некоторое ограничение власти президента Так, срок пребывания президента у власти был сокращен с шести до пяти лет. Разрешалась деятельность политических партий, предусматривалось подотчетность премьер-министра Национальному народному собранию.
В декабре 1991 выборы в законодательный орган власти состоялись в условиях многопартийности. 188 из 430 мест в Национальном народном собрании завоевал Исламский фронт спасения – группировка фундаменталистов, ставшая главной оппозиционной партией. Стремясь предотвратить захват власти фундаменталистами, военные круги вынудили президента Бенджедида уйти в отставку. Для руководства страной был создан Высший государственный комитет во главе с Мухаммедом Будиафом, считавшимся демократическим оппонентом ФНО. После убийства Будиафа в июне 1992 во главе государства встал Али Кафи, ветеран войны за независимость Алжира.
В начале 1990-х годов Алжир вступил в период вооруженного противоборства между правительством и группами исламистов, которое продолжается и по сей день. Несмотря на возобновление 9 февраля 1993 чрезвычайного положения, продолжались нападения на известных государственных и общественных деятелей. К октябрю 1993 около тысячи исламистов погибли, 3800 предстали перед специальными судами, 240 из них были вынесены смертные приговоры.
В 1994 радикальная оппозиция раскололась на две группировки: Вооруженную исламскую группу, действующую в самой столице и ее окрестностях, и Вооруженное исламское движение, базирующееся в восточных и западных частях страны. В январе того же года президент Ламин Зеруаль, избранный на выборах 16 ноября 1995, обещал начать диалог с Исламским фронтом спасения. В апреле 1996 президент объявил о программе умиротворения, которая включала три этапа – проведение в середине года общенациональной конференции, проведение общенародного референдума по предложенной реформе конституции и проведение к середине 1997 выборов в законодательный орган страны. Текст новой конституции получил массовую поддержку на референдуме 1997, однако оппозиция заявила, что его результаты были фальсифицированы.
Местное самоуправление.
Система местного управления Алжира основывается на принципах, сохранившихся с колониальных времен. Территория страны разделена на 48 областей-вилай, каждая из которых управляется местным собранием и префектом (вали). Срок полномочий членов собрания – пять лет. В стране функционирует ок. 1500 муниципальных советов, члены которых избираются на четырехлетний срок.
Политические и партии.
До 1989 единственной легальной и правящей политической партией был Фронт национального освобождения (ФНО). Он был образован в 1954 как военно-политическая организация с целью ведения вооруженной борьбы за независимость Алжира от Франции. Программные документы Фронта, принятые в 1962–1964, провозглашали намерение осуществить глубокие социальные преобразования на основе "социалистических принципов" и арабо-мусульманских ценностей, провести индустриализацию и аграрную реформу, ввести систему плановой экономики. ФНО возглавил Ахмед Бен Белла. После переворота 1965 партия была реорганизована и под руководством Бумедьена и Бенджедида оставалась у власти до января 1992. Военные, совершившие переворот, чтобы не допустить к власти исламистов, приняли решение избавиться от опоры на ФНО, который сильно дискредитировал себя в глазах алжирского населения. Фронт официально ушел в оппозицию. Президент Зеруаль создал новую правящую партию – Национальное демократическое объединение. Однако с избранием президентом Бутефлики ФНО вновь становится основной политической силой Алжира.
Деятельность оппозиционных партий в Алжире до начала 1990-х была запрещена. Это относилось как к организациям, которые были созданы бывшими противниками Бен Беллы из ФНО (Фронту социалистических сил Хосни Аит Ахмеда, Революционной социалистической партии Будиафа и др.), так и к Алжирской коммунистической партии (основана в 1934, с 1966 называлась Партией социалистического авангарда). Сторонники этих партий, а также движения последователей Бен Беллы вынуждены были эмигрировать или работать в подполье.
После легализации оппозиционных партий возобновили деятельность Фронт социалистических сил, обладавший поддержкой населения в берберских районах, Движение за демократию в Алжире (партия сторонников Бен Беллы) и бывшие коммунисты. Одновременно возникли новые партии: Исламский фронт спасения (ИФС), который выступал за создание в Алжире «исламского государства», Объединение за культуру и демократию (светская партия, которая требовала развития культурной автономии берберского населения), различные троцкистские организации и т.д.
В январе 1992 ИФС был запрещен и ушел в подполье. Фундаменталисты повели вооруженную борьбу с властями Алжира. Позднее ряды ИФС раскололись: часть его лидеров стала выступать за мирное соглашение, крайние образовали новые повстанческие группировки – Вооруженную исламскую группу и Исламскую армию спасения. С другой стороны, возникли умеренные исламистские партии (Движение обновления «Ан-Нахда», Движение за исламское общество «Хамас», преобразованное затем в Движение общества мира, и др.), которые вписались в политическую систему страны и были допущены к власти на вторых ролях.
Судебная система.
Судебная система Алжира основана на тех же принципах, что и французская. В стране существует единая система судопроизводства, включающая Верховный суд, 183 суда низшей инстанции и 33 апелляционных суда. Имеются также три специальных суда для рассмотрения дел об экономических преступлениях и военный трибунал, в состав которого наряду с гражданскими судейскими чиновниками входят военные юристы.
В начале 1990-х годов военное руководство Алжира приостановило деятельность почти всех государственных институтов, в том числе и судебных инстанций. Судьбу преступников решали военные трибуналы, приговоры которых отличались особой строгостью. В начале 1990-х годов судебные дела по случаям нарушения режима чрезвычайного положения, в отличие от обычных гражданских и уголовных дел, стали передаваться на рассмотрение военных трибуналов.
Вооруженные силы.
После завершения войны за независимость Армия национального освобождения Алжира (АНО) была преобразована в Национальную народную армию (ННА). В 1993 ее численность составляла 105 тыс. человек. В независимом Алжире армия являлась не просто военной силой, но и одной из ведущих политических организаций. В январе 1992, когда фундаменталистский Исламский фронт спасения был близок к завоеванию большинства мест в представительных органах власти, армейское руководство отменило результаты выборов и установило в стране чрезвычайное положение.
Военно-морские силы Алжира насчитывают 6,7 тыс. человек (1993), а военно-воздушные силы имеют в своем составе 10 тыс. военнослужащих и более 200 единиц боевой и вспомогательной авиационной техники.
Международные отношения.
В 1960–1970-х годах внешняя политика Алжира основывалась на принципах позитивного нейтралитета, неприсоединения к военно-политическим блокам, поддержки национально-освободительных движений. Алжир является членом Лиги арабских государств, Организации африканского единства и Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), активным членом Арабского фонда развития Африки. В октябре 1987 Алжир был избран в Совет безопасности ООН, а в 1988 Шадли Бенджедид приложил немало усилий для урегулирования отношений между восточными соседями Алжира – Ливией и Тунисом. Кроме того, в 1988 произошло восстановление алжиро-марокканских дипломатических отношений, прерванных из-за противоречий по вопросу о будущем Западной Сахары.
В феврале 1989 в Марокко представители Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса достигли соглашения о создании Союза арабского Магриба, который предусматривал поэтапное развитие экономической интеграции и координацию политики в области обороны и безопасности.
В начале 1990-х годов на Францию приходились почти 20% всех импортно-экспортных операций Алжира. Во Франции постоянно проживает более миллиона выходцев из Алжира; кроме того, в самой бывшей колонии насчитывается значительное число франкофонов, что привело к созданию своеобразной франко-алжирской культуры. Франция оказывает всестороннюю поддержку нынешнему военному режиму в борьбе с радикальным исламизмом.
Отношения между Францией и Алжиром еще более укрепились при президенте Бутефлике. Он рассчитывает на поддержку французской стороны в привлечении иностранных капиталовложений в алжирскую экономику и в обеспечении ассоциации Алжира с Европейским Союзом. Одновременно новый президент страны стремится нормализовать отношения с Марокко, которые вновь ухудшились в 1994, когда из-за разногласий между двумя странами из-за проблемы Западной Сахары граница между ними была закрыта.
Дипломатические отношения между Алжиром и США, прерванные во время арабо-израильской войны 1967, были восстановлены в 1974.
См. ниже раздел ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ.
ЭКОНОМИКА
Валовой внутренний продукт.
В 2011 валовой внутренний продукт (ВВП) Алжира, т.е. совокупность произведенных товаров и услуг, оценивался в 267 млрд. долл. США, или 7,400 тыс. долл. в расчете на душу населения.
На долю сферы услуг приходилось ок. 31,5% ВВП, доля сельскохозяйственного производства – 12% и обрабатывающей промышленности – 56,5%. В 2011 ежегодное увеличение ВВП составляло 2,5%.
Население, живущее ниже черты бедности составило в 2006 23%.
Сельское хозяйство.
В 1996 в сельском хозяйстве было занято ок. 1/5 трудоспособного населения страны, эта отрасль экономики давала 11,7% валового внутреннего продукта. Сельскохозяйственное производство сосредоточено главным образом в северных приморских районах. Наиболее рентабельным является выращивание винограда, кроме того возделываются различные зерновые культуры, цитрусовые, оливки, финики и табак. Разведение домашнего скота направлено на удовлетворение внутренних потребностей.
В 1990 почти 30 тыс. мелких землевладельцев получили во владение 0,5 млн. га, которые были экспроприированы государством в 1973. В 1990-е годы правительство увеличило инвестиции в сельское хозяйство и развитие ирригационной системы. С 1985 по 1990 доля государственных ассигнований в сельскохозяйственные проекты увеличилась с 10% до 14,5% расходной части бюджета. Кроме того, правительство, учитывая перспективу истощения нефтяных резервов, объявило о намерении ежегодно вводить в эксплуатацию 20 тыс. га орошаемых площадей.
В годы французской колониальной оккупации виноград превратился в ведущую сельскохозяйственную культуру Алжира. Вино производилось как на экспорт, так и для потребления внутри страны. С отъездом из страны европейского населения потребление вина в стране резко снизилось. Правительство Алжира предприняло ряд шагов для сокращения объемов винной продукции в номенклатуре экспорта. Площади бывших виноградников стали использоваться для выращивания зерновых культур, производства молочных продуктов, возделывания цитрусовых, а то и просто засаживались деревьями. При использовании оставшихся виноградников упор делается на производство более качественных вин, столового винограда и изюма.
Озимые зерновые культуры, занимающие бóльшую часть возделываемой земли, предназначены главным образом для потребления внутри страны. Это прежде всего пшеница, ячмень и овес. Яровые зерновые культуры представлены просом, рожью и рисом. В начале 1990-х годов Алжир продолжал импортировать 75% зерна, потребляемого внутри страны. Важнейшей технической культурой является табак. Кроме того, Алжир производит картофель, апельсины, мандарины, оливки и финики. Выращивание фиников сосредоточено в оазисах Сахары.
Наиболее серьезным препятствием на пути развития алжирского сельского хозяйства являются природные условия. Лишь 3% земельных площадей страны используются для постоянного возделывания зерновых. Остальные 17% служат пастбищами либо заняты лесом. Основная часть территории находится главным образом в зоне пустыни.
До обретения Алжиром независимости в экономике страны существовали два четко различимых сектора сельскохозяйственного производства: ориентированный на рынок современный сектор, который находился в руках европейских поселенцев и немногих состоятельных алжирских землевладельцев, и традиционный сектор, в котором трудилась подавляющая часть алжирского крестьянства. Европейским колонистам принадлежали лучшие земли, в том числе 75% всех орошаемых земель, в их хозяйствах использовались современная сельскохозяйственная техника, лучшие семена и удобрения. Традиционный сектор состоял из мелких земельных наделов, обрабатываемых трудом их владельцев, а также безземельных крестьян и сезонных сельскохозяйственных рабочих. После завоевания страной независимости в хозяйствах, ранее принадлежавших европейцам, была проведена земельная реформа. Эти хозяйства перешли в ведение «самоуправляющихся» сельских комитетов. В 1962 комитеты составили социалистический сектор сельскохозяйственного производства.
В 1972 начался второй этап осуществления земельной реформы, содержанием которой стало перераспределение более 650 тыс. га. Каждый крестьянин-земледелец становился собственником надела, но при этом трудился в рамках кооперативного хозяйства.
Лесное хозяйство.
Лесами покрыто приблизительно 4,7 млн. га территории Алжира. Встречаются обширные пространства, покрытые кустарником и пробковым дубом, а также значительные площади, на которых произрастают алеппская сосна, вечнозеленый дуб и кедр. В годы войны за независимость были выжжены значительные лесные массивы. Большая часть древесины используется на местах в качестве топлива и строительного материала. Лесное хозяйство Алжира находится в введении Государственной ассоциации производства пробки и древесины. В 1991 в Алжире было переработано более 300 тыс. куб. м древесины и пробки. По производству пробки страна занимает третье место в мире после Испании и Португалии.
Добывающая промышленность.
По запасам ценного минерального сырья Алжир занимает одно из первых мест на континенте. Здесь добываются нефть, природный газ, железная руда, фосфаты, уголь, цинк, ртуть и другие рудные ископаемые. Добыча железной руды сосредоточена в нескольких районах, в первую очередь Уэнзе, Бени-Сафе и Заккаре на северо-востоке страны. В районе Бешара и Ксиксу производится добыча битумного угля. Другие важные полезные ископаемые, добываемые в Алжире, – свинец, цинк и фосфаты.
Основные месторождения природного газа сосредоточены в районе Хасси-Рмель, а главные нефтяные месторождения находятся в Хасси-Месауде, Эджеле, Хасси-Рмеле, к югу от Хасси-Месауда и в долине Иллизи. По нефтепроводу нефть поступает в порты Беджаия и Сехира (Тунис), а природный газ по газопроводу из Хасси-Месауда поступает в Мостаганем, Оран и Алжир.
Разведка, добыча и распределение нефтегазопродуктов находятся под контролем государства. В период 1966–1968 осуществление всех операций, связанных с продажей нефти, взяла на себя государственная компания СОНАТРАК. В 1967 правительство национализировало все нефтяные компании, кроме французских, а в 1971 приобрело 51% акций компаний, принадлежавших французскому капиталу. Однако в 1980-е годы нефтяные запасы Алжира стали уменьшаться, и СОНАТРАК приступила к поиску иностранных компаний, готовых инвестировать средства в нефтеразведку. В 1991 появился закон, гарантирующий иностранным компаниям право на добычу до 49% запасов нефти и газа. В 1995 объем добычи сырой нефти составил 36,8 млн. т. В том же году производство газа достигло 60,6 млрд. куб. метров. Алжир поставляет большое количество сжиженного газа странам Западной Европы и США. В 1990 из 12,7 млрд. долл. США – общей суммы экспорта Алжира – 12,3 млрд., т.е. 97%, были получены от вывоза нефти, газа и нефтепродуктов. В 1995 поступления от экспорта нефти и газа составили около половины объема национального бюджета.
Промышленность.
К моменту достижения независимости промышленное развитие Алжира находилось на низком уровне. Наибольшее развитие получили пищевая промышленность, производство строительных материалов и текстиля. Подобно другим отраслям экономики, промышленное производство испытало на себе тяжелые последствия отъезда из страны европейских предпринимателей и специалистов. Более того, европейские компании, опасаясь национализации, не испытывали желания инвестировать капитал в экономику Алжира.
Начиная с 1970-х годов в правительственных планах экономического развития Алжира приоритет отдавался промышленному развитию страны. Крупные сталелитейные заводы были построены в Аннабе и Джиджеле. На заводах Константины и Сиди-Бель-Аббеса стали производится тракторы и другая сельскохозяйственная техника. В Скикде был сооружен крупный нефтехимический комплекс. Быстро развивались целлюлозно-бумажная и текстильная промышленность, производство цемента и электрооборудования. Во многих регионах Алжира возникли мелкие производства обуви и одежды и даже мелкие металлургические предприятия, оборудованные на средства частных инвесторов. Производство сельскохозяйственного инвентаря, грузовиков и станков, которое некогда являлось монопольной сферой деятельности Национальной машиностроительной компании, стало моделью для реструктурирования других больших национальных компаний. Успех эксперимента побудил в 1990 Всемирный банк предоставить Алжиру дополнительный заем в размере 99,5 млн. долл. для реструктурирования других промышленных предприятий.
Энергоресурсы.
Большая часть электроэнергии вырабатывается на теплоэлектростанциях и гидроэлектростанциях. С 1979 по 1994 объем производства электроэнергии в стране увеличился с 6,1 млрд. кВт до 18,7 млрд. кВт.
Транспорт.
Первые из находящихся в собственности государства железнодорожных магистралей были сооружены более ста лет назад. В 1990 протяженность сети железных дорог составляла 4293 км. Главная железнодорожная магистраль проходит в северо-западном направлении от границы с Тунисом до алжиро-марокканской границы. Ряд ответвлений связывает ее с основными портами и городами страны. Автодорожная сеть Алжира достигает 82 тыс. км, большая часть дорог проходит по северу страны. В 1990 в Алжире было зарегистрировано 1,104 млн. автомобилей.
Государственная авиакомпания «Эр Альжери» осуществляет авиарейсы во многие города страны. Наиболее важные аэропорты располагаются в Дар-эль-Бейде, Оране, Константине и Аннабе. В 1995 воздушный флот компании составил 41 самолет. В том же году в Алжире имелся один вертодром, 66 аэродромов с твердым покрытием и 53 взлетно-посадочных полосы с грунтовым покрытием.
Главные морские порты Алжира – Арзев, Беджаия, Скикда, Алжир и Аннаба.
Внешняя торговля.
К 1996, после нескольких лет падения мировых цен на нефть и газ, внешний долг Алжира достиг суммы 33 млрд. долл. США, что составило 73% ВВП. После завоевания независимости Алжир, не будучи формально связан с Европейским экономическим сообществом, сумел сохранить во взаимоотношениях с ним ряд привилегий. Вместе с Марокко, Тунисом, Ливией и Мавританией Алжир стремится развивать региональное экономическое и техническое сотрудничество в Магрибе (Северо-Западная Африка). Главные внешнеторговые партнеры Алжира – Франция, США, Италия и Испания.
Денежная система и банковское дело.
Банковская система Алжира находится под контролем государства. Право эмиссии национальной валюты, динара, принадлежит Центральному банку. Национальный банк, Внешнеэкономический банк и Банк «Креди насьональ» обеспечивают финансирование проектов развития промышленности и сельского хозяйства, других государственных и частных проектов, осуществляют валютные операции и финансируют внешнюю торговлю. Созданы также специализированные банки развития.
Программа экономического реформирования, начатая в середине 1980-х, привела к необходимости создания специализированных банков, таких, как, например, Банк сельскохозяйственного и сельского развития, который предоставляет кредиты сельскохозяйственным и пищевым производствам, Национальный фонд сбережений, который дает возможность сделать денежные накопления и предоставляет кредиты на покупку жилья, Банк обрабатывающей промышленности и сферы услуг, связанный со сферой услуг и легкой промышленности. С 1995 в стране функционируют частные банки.
Туризм.
Рассматривая туризм в качестве потенциального источника иностранной валюты, с 1989 правительство Алжира стало проявлять повышенный интерес к этой отрасли экономики. Власти пошли на децентрализацию государственной туристической компании и предоставили самостоятельность многим государственным гостиницам. Кроме того, иностранным компаниям было предоставлено право на эксплуатацию недавно построенных гостиниц, таких, например, как расположенный в непосредственной близости от столицы отель «Хилтон». В начале 1992 в столичном районе Хамма вошла в строй гостиница, входящая в систему французской гостиничной сети «Софител». Рассчитывая в течение ближайшего десятилетия увеличить число гостиничных номеров до 50 тыс., правительство продолжало политику поощрения местных частных инвестиций и привлечения иностранного капитала для создания совместных предприятий.
Экономическая реформа и приватизация.
В условиях структурного кризиса в экономике в 1986 правительство объявило о введении в стране программы «жесткой экономии». Одним из последствий ее применения стали массовые выступления рабочих и студентов в октябре 1989. В дальнейшем правительство расширило его действие на другие сферы экономики и политики. В частности, был несколько ослаблен контроль властей в отношении деятельности ассоциаций, а также ускорены темпы реализации предложенной МВФ Программы по реструктурированию экономики.
В 1989 правительство приступило к реализации обширной программы, которая была направлена на достижение экономической стабилизации и внедрение в экономику рыночных механизмов. В марте 1992 власти объявили о начале реализации адресной программы социального обеспечения для людей с низким уровнем доходов, что несколько улучшило условия жизни 7,4 млн. алжирцев. После того как в 1992 армия вышла на политическую арену и, отменив результаты парламентских выборов, начала преследовать ИФС, темпы реформ замедлились. С тех пор реализация реформ в экономической сфере была затруднена бурным и непредсказуемым развитием событий. В 1993–1994 практически не наблюдалось прогресса в процессе реформирования. Вместе с тем достигнутое в 1995 в переговорах с Парижским клубом кредиторов соглашение об отсрочке выплаты внешней задолженности в условиях хороших урожаев сельскохозяйственных культур и повышения мировых цен на нефть привело к оздоровлению экономики Алжира.
Закон о приватизации, введенный в июле 1995, предусматривал создание мелких и средних предприятий в торговле, сфере туризма и на транспорте. В то время как стратегические отрасли промышленности – газовая, нефтяная и крупнейшие индустриальные комплексы – оставались в ведении государства, на продажу было выставлено 1200 мелких и 50 средних предприятий. Однако к 1997 государство сумело продать на внутреннем рынке лишь 19 мелких компаний и 11 крупных промышленных предприятий.
В 1996 темпы экономического роста составили 4%. Правительство решило отказаться от выделения неимущим субсидий на приобретение продуктов питания и повысить стоимость электроэнергии и квартирной платы в принадлежащих государству жилищных комплексах. К середине 1997 в результате повышения мировых цен на нефть и газ положительное сальдо внешнеторгового баланса увеличилось до 3,14 млрд. долл. В результате ввода в эксплуатацию в ноябре 1996 нового трансмагрибинского газопровода ежегодный объем поставок природного газа увеличился и составил в 2000 60 млрд. куб. м.
Государственный долг в 2011 составил 8,1% от ВВП (9,3% в 2010). По этому показателю страна занимает 135 место в мире.
КУЛЬТУРА
Алжирский университет соответствует самым высоким требованиям к работе высших учебных заведений, а многие его преподаватели внесли заметный вклад в исследование проблем арабской цивилизации. Университеты имеются также в Оране, Константине, Сетифе и других городах. В 1994–1995 учебном году в университетах страны обучалось более 107 тыс. студентов. В 1995 все дети учились в государственных начальных школах, а 62% детей соответствующего возраста – в системе среднего образования.
Система образования Алжира сходна с французской. В школах изучают как арабский, так и французский языки, при этом изучение государственного языка – арабского – является обязательным. В 1995 62% взрослого населения страны были грамотными (74% всех мужчин и 49% всех женщин).
К 1993 в стране насчитывалось 3,5 млн. радиоприемников и 2 млн. телевизоров. Общий тираж восьми ежедневных газет составляет более 1 млн. экземпляров, издаются три еженедельника.
Берберская культура занимает важное место в жизни современного Алжира. Ведущие представители берберской интеллигенции, как, например, писатель Мулуд Маммери, посвятили себя сохранению устной поэзии Кабилии и созданию письменности для языка тамазирт. Берберское население Кабилии и Ореса сыграло важную роль в войне за независимость. Например, среди основателей ФНО был Хосин Айт Ахмед, позднее создавший оппозиционную политическую партию, известную под названием Фронт социалистических сил. ФСС в ходе парламентских выборов 1991 получил солидную поддержку среди избирателей Кабилии.
В апреле 1980 в столице Кабилии Тизи-Узу возникла ассоциация, известная как Культурное движение берберов, которая после ликвидации в 1989 однопартийной системы стала называться Объединением за культуру и демократию (ОКД). Лидер этой организации врач-психиатр Саид Сади являлся последовательным борцом за плюралистическую и светскую форму правления.
ИСТОРИЯ
Влияние Карфагена и Рима.
Согласно самым ранним упоминаниям об Алжире, его первым населением были народы, говорившие на берберских наречиях. Около 800 до н.э. переселенцы из финикийского города Тир обосновались на территории современного Туниса и со временем создали независимое государство Карфаген. Расположенные в западном направлении города Аннаба, Скикда и Алжир, известный карфагенянам под названием Икосим (Оул, или, возможно, Торн), представляли собой торговые фактории Карфагена, расположенные на пути в Испанию. Когда в 146 до н.э. Карфаген был разрушен римлянами, на территории Нумидии, как тогда назывался Алжир, образовались два царства. Одно из них находилось на западе, столицей второго, расположенного на востоке, был город Сирта, современная Константина. Двумя наиболее известными нумидийскими царями были Масинисса (238–148 до н.э.), объединивший с помощью римлян оба царства, и его внук Югурта, который вступил с римлянами в войну, потерпел поражение и был казнен в Риме в 104 до н.э.
Впоследствии вся территория Алжира стала владением Римской империи. Начался процесс строительства больших городов, были сооружены дороги, мосты и акведуки. В период римского правления население страны приняло христианство, при этом многие христиане стали сторонниками донатистского религиозного движения. Донатизм являлся формой духовно-политического протеста против римского правления. Крупнейшей фигурой церковной и литературной истории римского Алжира был св. Августин (354–430 н.э.).
В 429, уже после падения Римской империи, по территории Алжира прошли орды вандалов, продвигавшихся из Испании в Тунис. Хотя в 6 в. Византии удалось установить относительный порядок на территории Туниса и в районе побережья, в самом Алжире воцарилось безвластие. Внутренние районы страны находились в руках берберских племенных вождей.
Завоевание Алжира мусульманами.
В конце 7 в. н.э. на территории Северной Африки появились арабы-мусульмане. Относительно быстро, в том же веке, они покончили с остатками византийского правления, но лишь после ожесточенной борьбы сумели подчинить себе берберов. Завоеватели принудили местное население принять ислам, навязали свои язык, культуру, систему правления, создав арабо-берберскую цивилизацию, просуществовавшую до наших дней.
В период арабских завоеваний в Испании и Сицилии основным центром арабского могущества был Тунис, позднее сама Испания и Марокко. Хотя в период арабского правления на территории Алжира (700–1500) возникали незначительные государственные образования, они, как правило, подчинялись правителям Туниса, если находились в восточной части страны, или же правителям Марокко, если находились на западе.
Турецкое управление.
В конце 15 в. христианская Испания, разгромив последнее на своей территории мусульманское государство Гранаду, направила свои войска в Африку и захватила алжирские порты Мерс-эль-Кебир, Оран, Алжир, Аннаба и Беджаия. Местные арабские правители обратились за помощью к падишахам Османской империи. Турки изгнали испанцев из Северной Африки, но затем отстранили от власти арабов и стали править самостоятельно.
Основателями военной колонии Алжир, впоследствии известной в Европе под названием Алжирского регентства, были братья Барбаросса. Старший из них, Орудж, в 1516 установил контроль над Алжиром, а затем распространил свою власть на Тлемсен. Его младший брат и преемник Хайраддин расширил границы своих владений, присоединив Аннабу, Константину, Бискру и оазисы Уаргла и Туггурт. В 1553, после долгих столкновений между арабами, испанцами и турками, был присоединен Тлемсен.
В течение более 100 лет страна управлялась губернаторами (пашами), назначаемыми из Стамбула. После 1671 Алжир в качестве турецкого владения стал пользоваться значительной автономией во главе с правителем, пожизненно избираемым высшими чиновниками и офицерами гражданской, военной и морской служб Алжира. Оджак, корпус янычар, составлявший важнейшую часть Османской армии в Алжире, набирался из жителей Анатолии, и если в 17 в. численность янычар составляла ок. 20 тыс. человек, то к 1830 их осталось приблизительно 5 тыс. Правитель Алжира признавал себя вассалом султана Османской империи, и в случае военных действий алжирский флот был обязан оказывать помощь турецкому. На всем протяжении 16 в. алжирский флот являл собой грозную силу, и когда в 1543 Франциск I вступил в союзнические отношения с Османской империей, французский порт Тулон был предоставлен алжирским морякам в качестве зимней стоянки. Турецкий язык использовался в системе управления страны, лишь турки могли занимать ответственные административные посты.
Традиции корсарства, заложенные еще братьями Барбаросса, сохранялись в Алжире на протяжении трехсот лет турецкого правления. Расцвет корсарства пришелся на 16 и 17 вв., затем, по мере совершенствования мореходных качеств и вооружения европейских судов, этот промысел стал сходить на нет. Тем не менее вплоть до захвата Алжира в 1830 французами местные корсары представляли собой угрозу для судов торгового флота.
В период турецкого владения Алжир был разделен на три провинции (бейлика) – Константину, Титтери (Медеа) и Маскару (совр. Оран). Местные арабские племена и берберы фактически были предоставлены самим себе.
Земля в Алжире 16–17 вв., как правило, находилась во владении всего племени, никто не имел личных наделов, но в Кабилии и других местах расселения берберов уже стали появляться первые деревни. Осуществлялся значительный по объему экспорт пшеницы, а также изюма, фиников, ткацких изделий, табака, кожи и пчелиного воска. Изделия алжирских ремесленников поступали на местный рынок. Ввоз дешевых промышленных товаров, начавшийся после захвата Алжира Францией, привел к почти полному упадку местного ремесленного производства. В период турецкого правления европейский импорт состоял главным образом из предметов роскоши. Французским предпринимателям принадлежала концессия на добычу кораллов и некоторые другие виды промыслов.
Деи заключали договоры с иностранными державами и принимали посольства и консульства. Чеканилась собственная алжирская монета, при правителе функционировал совет, состоявший из министра по делам внешней политики и флота (Увакиль аль-Харифк), военного министра (ага) и министра, отвечавшего за государственную казну и внутренние дела (хазнаджи).
Французское правление.
Высадка французских войск в Алжире в 1830 ознаменовала возобновление французской экспансии в Северной Африке, прерванной в конце периода правления Наполеона. Агрессия разворачивалась на фоне обострения давних конфликтов из-за задержки Францией платежей за приобретенное в начале 19 в. алжирское зерно. Ситуация усугублялась тем обстоятельством, что во время публичной аудиенции 29 апреля 1827 разъяренный дей слегка ударил нагло державшегося французского консула Деваля опахалом. Этот инцидент послужил поводом для дальнейшей эскалации конфликта между странами. Французское правительство Карла X опасалось потери торговых факторий в Ла-Кале, Аннабе и Колло и намеревалось укрепить свои позиции с помощью военной силы. Ликвидация власти дея была представлена внешнему миру как желание положить конец пиратству алжирских моряков, что не могло не вызвать положительной реакции со стороны европейских держав. 14 июня 1830 французские войска под командованием генерала де Бурмона высадились в местечке Сиди-Фарруш в 21 км к западу от Алжира и быстро разгромили армию дея. 5 июля дей объявил о капитуляции.
Французские войска постепенно заняли все прибрежные районы вблизи Алжира, Беджаии, Аннабы, Мостаганема, Арзева и Орана, во внутренних областях страны образовалось независимое племенное государство во главе с эмиром Абд аль-Кадиром, которое развернуло ожесточенное сопротивление французской оккупации. В 1834 статус нового владения был признан по договору Демишеля, а позднее, в мае 1837, уточнен в соответствии с договором, подписанном в Тафне. Тем не менее, когда в том же 1837 французы захватили Константину и стало ясно, что они намереваются установить контроль над центральными и восточными районами страны, противоборство государства Абд аль-Кадира и французской колониальной армии вспыхнуло с новой силой.
Французское правительство одобрило план захвата территории всего Алжира, и на протяжении следующих семи лет французские войска под командованием генерала Бюжо вели вооруженные действия против отрядов Абд аль-Кадира. В 1844 Абд аль-Кадир обратился за помощью к султану Марокко Мулай Абд-ар-Рахману, и марроканские войска двинулись к границе с Алжиром. В августе 1844 в битве у р.Исли вблизи г.Уджды марроканцы потерпели сокрушительное поражение от французов. 10 сентября султан Марокко был принужден подписать Танжерский договор, по которому обязывался не оказывать поддержку Абд аль-Кадиру. В 1847 эмир был вынужден сдаться, но потребовался еще не один поход французских войск, чтобы завоевать Кабилию и районы крайнего юга, где в период 1849–1850 были уничтожены два оазиса – Зааджа и Нара.
В 1848 Алжир был объявлен французской территорией, три его провинции превратились в департаменты во главе с префектами, осуществлявшими административные функции. В 1858–1860 Алжир находился под прямым управлением министра по делам колоний в Париже, затем был передан в ведение военной администрации. В 1870 алжирские мусульмане были объявлены французскими «подданными», но не получили политических прав. В том же году было восстановлено гражданское управление, и в период 1881–1896 отдельные административные службы курировались соответствующими министерствами из Парижа. После 1896 была восстановлена должность генерал-губернатора.
Национальное движение.
Алжирское национальное движение зародилось в период после окончания Первой мировой войны. Первая политическая партия в Алжире была создана в 1923 Мессали Хаджем. Национально-революционное движение «Североафриканская звезда» ставило своей целью борьбу за улучшение условий труда рабочих во всей Северной Африке. Затем оно стало называться Партией алжирского народа, а несколько позже было переименовано в Движение за торжество демократических свобод (МТЛД).
Фархат Аббас, фармацевт из Сетифа, на первых порах выступал за полную ассимиляцию мусульман и распространение на них прав в области образования и политических прав в целом, которыми до тех пор пользовались в стране лишь европейцы. Этому политическому деятелю принадлежит инициатива создания партии, известной под названием Демократический союз Алжирского манифеста (УДМА). В 1956 Фархат Аббас вступил в ряды Фронта национального освобождения (ФНО), а позже стал первым премьер-министром временного правительства Алжирской Республики (ВПАР).
Третьим политическим объединением, ставившим цели национального освобождения, была Ассоциация алжирских улемов-реформаторов, созданная ок. 1935, во главе которой стоял шейх Абд аль-Хамид Бен Бадис. Объединение выступало за очищение ислама и освобождение его от административной зависимости от французских властей, ратовало за создание школ с преподаванием только на арабском языке.
Во время Второй мировой войны в результате призывов союзнических войск к самоопределению, разгрома Франции, подъема арабского национализма в целом, присутствия на территории страны английских и американских войск накал национальных чувств усилился. В мае 1945 все эти факторы, а также голод и нищета военного времени, спровоцировали стихийные народные выступления в Сетифе, в ходе которых были убиты 88 французов. В ответ последовали репрессии со стороны властей, в результате которых французскими солдатами и европейскими поселенцами были убиты 8 тыс. алжирских мусульман.
В 1947 французское правительство, отказавшись обсуждать предложения Ферхата Аббаса относительно федерации, навязало Алжиру Органический статут, в соответствии с которым Алжир объявлялся группой департаментов с собственным гражданством и финансовой автономией. Статут предусматривал создание Алжирского собрания в количестве 120 членов, при этом в нем должны были участвовать представители европейцев и мусульман; предоставление полного французского гражданства 30 тыс. мусульман, отвечающим определенным образовательным и гражданским требованиям, а также удовлетворение многих серьезных претензий мусульманской общины.
В 1954 в руководимом Мессали Хаджем МТЛД произошел раскол на три фракции. Одна из них во главе с Мессали выступала за отказ от любого сотрудничества с Францией, вторая была готова сотрудничать с французами в муниципальных и других органах, третья призывала к вооруженной борьбе и созданию нового союза. В ночь на 1 ноября 1954 в районе Батны и более чем в 30 населенных пунктах в департаменте Константина члены третьей группировки реализовали идею вооруженного сопротивления, начав с нападений на полицейские посты, почтовые отделения и т.п. К весне 1956 движение вовлекло в свои ряды почти всех политических лидеров Алжира, кроме Мессали Хаджа, а также немалую часть молодежи, что обеспечило ему широкую поддержку среди населения. Под контролем восставших находились обширные сельские районы, население создавало особые фонды для поддержки борцов за свободу.
13 мая 1958 военная верхушка французской армии в Алжире совместно с европейскими поселенцами подняла мятеж, опасаясь, что новый премьер-министр пойдет на переговоры с ФНО. Их объединенные усилия привели к ликвидации Четвертой республики и возвращению к власти генерала Шарля де Голля.
В 1959 Париж сделал новые шаги в своей алжирской политике: лидерам национального движения было предложено определиться по вопросу о возможном статусе страны. Речь шла либо об интеграции с Францией, либо об автономии, либо об отделении; в последнем случае предусматривалось сохранение французского контроля над пустыней Сахарой и разделение остальной части Алжира по этническому принципу.
Тем временем ФНО при поддержке правительств Марокко и Туниса образовал в эмиграции временное правительство Алжирской Республики (ВПАР). Новое правительство поддержало принцип самоопределения и заявило о готовности обсудить условия прекращения огня при условии, что будут выработаны соответствующие гарантии для подлинно свободного народного волеизъявления.
В 1954–1961 Алжир был отрезан как от Марокко, так и от Туниса двойным рядом проволочных заграждений вдоль каждой границы с запретной зоной между рядами, тщательно контролируемой французскими сторожевыми нарядами. Линия средиземноморского побережья патрулировалась французскими военными кораблями, а территория Сахары контролировалась с воздуха. Около 150 тыс. мусульман служило во вспомогательных частях французской армии и в отрядах сельской самообороны.
К началу 1960 в ходе боевых действий было убито по крайней мере 100 тыс. бойцов алжирского сопротивления и ок. 10 тыс. французских военнослужащих. В лагерях беженцев на территории Марокко и Туниса находилось 150 тыс. алжирцев, приблизительно 1,1 млн. человек лишились крова.
Лишь с середины 1961 стали появляться надежды на мирное решение алжирского вопроса. Ряд взаимных уступок в ходе состоявшихся 18 марта 1962 во французском городе Эвиан-ле-Бене переговоров между ФНО и Францией привел к прекращению военных действий. Эвианские соглашения предусматривали создание временного исполнительного органа, состоящего из алжирцев и французов и верховного комиссара Франции, проведение референдума по вопросу о самоопределении Алжира, выборы правительства страны и вывод в течение трех лет французских войск; сохранение французского гражданства для уроженцев Франции, которые в течение трех лет будут иметь двойное гражданство и пропорциональное представительство во всех алжирских законодательных органах; участие Алжира в зоне франка, преференции в торговле с Францией при условии, что они не будут ограничивать независимость Алжира, и совместное, под суверенитетом Алжира, использование пустыни Сахары; право Франции на аренду военных баз сроком на 15 лет и проведение ядерных испытаний в Сахаре сроком на 5 лет.
Период независимого развития.
Эвианские соглашения положили конец ожесточенной вооруженной борьбе, продолжавшейся на протяжении семи с половиной лет. После их подписания Секретная военная организация (ОАС), созданная экстремистски настроенными поселенцами и недовольными военнослужащими, предприняла последнюю попытку сорвать предоставление независимости Алжиру, но потерпела неудачу. В ходе состоявшегося 1 июля 1962 референдума по вопросу о самоопределении 91% алжирцев высказались за независимость. 3 июля 1962 Алжир стал независимым государством.
Власть от французской администрации перешла к временному исполнительному органу во главе с Абд ар-Рахманом Фаресом. На момент получения независимости премьер-министром ВПАР являлся Юсеф бен Хедда. Ни одно из этих правительств не обладало достаточной властью для контроля над ситуацией в стране. Властные полномочия Бен Хедды оспаривались более радикальным крылом ФНО во главе с Ахмедом Бен Беллой, на стороне которого выступил полковник Хуари Бумедьен. Между тем в течение 1962 850 тыс. европейских поселенцев покинули Алжир. После отъезда европейских поселенцев значительные земельные массивы остались бесхозными, и в начале 1963 ок. 2 млн. га перешло к крестьянам, которые стали создавать комитеты по управлению землей.
Бен Белла быстро добился контроля над партией, армией и массовыми рабочими и студенческими организациями. На состоявшемся в сентябре заседании Национального народного собрания Фархат Аббас был избран его президентом, а Бен Белла – премьер-министром правительства. Министром обороны стал Хуари Бумедьен. В 1963 была принята новая конституция, в соответствии с которой Алжир стал президентской республикой. В сентябре 1963 Бен Белла был избран первым президентом страны.
Перед новым правительством стояло много проблем. В 1963 произошел вооруженный конфликт на алжиро-марокканской границе, вспыхнул мятеж в Кабилии. В августе 1963 придерживавшийся либеральных убеждений Фархат Аббас заявил, что новая конституция недемократична и подал в отставку с поста президента Национального собрания. В апреле 1964 состоялся съезд правящей партии, который подтвердил полномочия Бена Беллы. В том же году в Кабилии снова произошел мятеж. По приказу президента армия подавила эти выступления и арестовала ряд руководителей оппозиции, но усиливавшаяся тяга Бен Беллы к установлению режима личной власти и его попытки поставить армию под собственный контроль оттолкнули от него многих из бывших сторонников. В ходе бескровного переворота в июне 1965, который возглавил Бумедьен, Бен Белла был смещен со всех занимаемых постов. В соответствии с указанием нового президента Бумедьена был создан Революционный совет, состоявший из высших офицеров алжирской армии.
Алжир по-прежнему существовал за счет ежегодных субсидий Франции и помощи других стран, включая займы СССР и КНР и поставки продовольствия из США. После получения независимости продолжал функционировать лишь один сектор экономики – нефтедобыча в районе Сахары. В соответствии с соглашением, достигнутым в 1965 между Алжиром и Францией, Алжиру были гарантированы более высокие поступления от экспорта нефти и газа, а также предоставление ему финансовой помощи в размере 400 млн. долл. для реализации планов развития в ближайшие пять лет. В стране нарастали требования национализировать частные нефтяные компании, принадлежавшие главным образом французскому капиталу.
В 1969 Алжир стал членом Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и сыграл важную роль в четырехкратном повышении цен на нефть в 1973–1974 и установлении эмбарго на продажу нефти Израилю.
В 1970-е годы резко увеличились государственные поступления Алжира от продажи нефти и природного газа. Режим Бумедьена предпринимал шаги в сторону реформирования сельского хозяйства, развития промышленного производства и решения проблемы безработицы. Тем не менее экономика страны оставалась в сильной зависимости от нефтегазового сектора. На съезде ФНО преемником Бумедьена (ум. 1978) на постах президента и генерального секретаря партии был избран исполняющий обязанности министра обороны Шадли Бенджедид. В 1979 с целью уменьшения концентрации власти в руках президента были внесены поправки в конституцию.
В 1980–1981 Алжир способствовал проведению переговоров об освобождении 52 американских заложников, захваченных Ираном в ноябре 1979. В 1986 произошел положительный сдвиг в отношениях с Ливией, а в 1988 закончился долгий спор с Марокко по вопросу о Западной Сахаре. До тех пор Алжир оказывал поддержку партизанам, выступавшим против присоединения к Марокко этой бывшей испанской колонии. Улучшение отношений между соседними государствами создало условия для провозглашения Союза Арабского Магриба, организации, которая служит укреплению политических и экономических связей североафриканских государств (Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса).
В 1980-х алжирская экономика стала переживать серьезные трудности. Падение цен на нефть и газ, экспорт которых давал 98% валютных поступлений, привело к социально-экономическим и финансовым потрясениям. Резкое ухудшение положения широких слоев населения вызвало массовые антиправительственные выступления. В октябре 1985 вспыхнули волнения в центре Кабилии Тизи-Узу, где прошла мощная забастовка, организованная Координационным комитетом лицеистов, студентов и трудящихся. В октябре 1988 войска расстреляли демонстрацию протеста против повышения цен в столице; погибли более 500 человек.
Алжирские власти попытались решить экономические проблемы с помощью международных финансовых институтов, широкой приватизации предприятий государственного сектора и сельского хозяйства. Но эти меры вызывали еще большее ухудшение положения бедных слоев населения.
Правительство Алжира вынуждено было пойти на проведение многопартийных выборов. Растущее общественное недовольство пошло на пользу радикальным силам исламского фундаментализма. В июне 1990 ИФС выиграл выборы в местные органы власти в 32 из 48 провинций страны. Страну захлестнула волна столкновений, что побудило президента Бенджедида ввести в июне 1991 чрезвычайное положение, которое действовало до конца сентября; за этот период 55 человек погибли, 326 были ранены, около 3 тысяч арестованы, включая ряд лидеров ИФС.
В декабре 1991 ИФС победил на первом туре парламентских выборов. После этого военное командование заставило президента Бенджедида уйти в отставку, отменило результаты первого тура выборов и проведение второго. Временное руководство Алжира возглавил Мохаммед Будиаф. ИФС ответил на переворот массовыми протестами, в ходе которых около 40 человек были убиты. 9 февраля 1992 правительство ввело чрезвычайное положение, а 4 марта объявило о роспуске и запрете ИФС. Около 7 тысяч исламистов были арестованы. Власти распустили местные органы власти, в которых преобладали исламисты. Однако к июню более двух с половиной тысяч интернированных вновь вышли на свободу. Но лидеры ИФС Абасси Мадани и Али Бельхадж были обвинены в государственной измене и приговорены к 12 годам заключения каждый. Власти ужесточили цензуру печати.
Ушедшие в подполье исламские радикалы развернули вооруженную повстанческую борьбу с армией и силами безопасности. В ходе противоборства обе стороны прибегали к массовому нарушению прав человека, расправам с гражданским населением, убийствам и казням нелояльных. За последующие годы в результате гражданской войны погибли от 100 до 200 тысяч алжирцев.
29 июня 1992 глава государства Будиаф пал жертвой покушения, его сменил бывший дипломат Али Кафи. В попытке справиться с волной исламистского насилия Кафи ввел в действие специальные законы о борьбе с терроризмом, расширил полномочия полиции и ввел комендантский час. Суды выносили смертные приговоры членам и сторонникам ИФС (214 с февраля 1992 по февраль 1993). Но покушения продолжались: в августе 1993 фундаменталисты убили сторонника непримиримого противостояния, бывшего премьер-министра Касби Мербаха. Они расправлялись также с представителями светской интеллигенции, женщинами, журналистами, иностранцами.
В январе 1994 пост президента Алжира занял генерал Ламин Зеруаль, пообещавший искать политическое решение конфликта с исламистами. В рамках курса на «национальное примирение» власти освободили около 900 фундаменталистов и пригласили оппозиционные партии ФНО, Фронт социалистических сил и Объединение за культуру и демократию принять участие в образованном в мае 1994 Национальном переходном совете. Правительство выпустило на свободу двух лидеров ИФС, что было предварительным условием исламистов для ведения переговоров между властью и оппозицией. В августе – сентябре 1994 алжирскому руководству удалось возобновить «национальный диалог» о прекращении гражданской войны с пятью легальными оппозиционными партиями. Однако переговоры с ИФС в октябре провалились, поскольку генералы отвергли его требование об объявлении всеобщей амнистии и предоставлении ему постов министров обороны и внутренних дел. Напротив, ИФС договорился с ФНО и Фронтом социалистических сил в январе 1995 о совместной Программе политического и мирного решения алжирского кризиса. Оппозиция потребовала проведения общенациональной конференции всех «представительных» политических сил и восстановления демократии. Правительство отвергло эти предложения. Неудачей закончились и новые переговоры между представителями властей и ИФС в апреле – июле 1995.
Несмотря на новую волну террора, генерал Зеруаль пошел на проведение президентских выборов в ноябре 1995, рассматривая их успех как доказательство прочности своих позиций и стабильности власти. Несмотря на угрозы ИФС, в выборах, по официальным данным, приняло участие более 72% населения. Зеруаль был избран президентом, собрав 61% голосов и далеко опередив своих соперников – умеренного исламиста шейха Махфуда Нахнаха из Движения за исламское общество «Хамас» (25,6%), представителя берберского Общества за культуру и демократию Саида Саади (9,6%) и кандидата небольшой либеральной Партии алжирского обновления Нуреддина Букруша (3,8%). Вступая на президентский пост, Зеруаль освободил несколько сотен заключенных исламистов.
В январе 1996 было сформировано правительство с участием членов «Хамас» и Партии алжирского обновления, а также бывшего видного члена ИФС. ФНО и Фронт социалистических сил также заявили о том, что покидают лагерь оппозиции. Все это позволило президенту Зеруалю укрепить свои позиции и объявить в марте 1996 о возобновлении «национального диалога». Конференция по национальному примирению началась в августе того же года, но без участия ИФС и берберских партий ФСС и ОКД. Однако, несмотря на объявленный ими бойкот, население страны в ноябре 1996 проголосовало за предложенный президентом проект новой конституции.
В январе 1997 конференция алжирских оппозиционных партий, которая проходила в испанской столице, вновь призвала к мирному решению конфликта, а ИФС объявил о полном отказе от террористической стратегии (радикальные исламистские группировки отвергли это объявление). Но Зеруалю удалось интегрировать большинство партий оппозиции в новую политическую систему и добиться изоляции ИФС. Берберские партии и умеренные исламисты приняли участие в парламентских выборах в июне 1997, после чего премьер-министр Ахмед Уяхья сформировал новое правительство с участием президентской партии НДО, ФНО и Движения общества мира. Кабинет заявил о своем намерении провести экономические реформы, включая приватизацию государственных предприятий. Уяхья, занимавший пост главы правительства в 1995–1998, добился снижения инфляции и возобновления экономического роста, однако это было достигнуто ценой закрытия большого числа предприятий, увеличения безработицы до 30% и ужесточения социальной напряженности. Оппозиция и профсоюзы обвинили премьера в уничтожении половины рабочих мест в государственной промышленности. Между 1991 и 1999 покупательная способность алжирцев сократилась на 60%
В июле 1997 власти освободили одного из лидеров ИФС Абделькадера Хашани; председатель ИФС Аббаси Мадани был переведен под домашний арест. Но вооруженные столкновения с силами радикальных фундаменталистов продолжались.
Успехи Зеруаля оказались неустойчивыми. В 1998 в алжирском военно-политическом руководстве усилились разногласия. Военные требовали от президента отказаться от уступок, прекратить переговоры с ИФС и перейти к решительному уничтожению исламистов. Осенью 1998 Зеруаль объявил о том, что он досрочно уходит в отставку. На президентских выборах в январе 1999 кандидатом от правящего лагеря (ФНО и фракции НДО) выступал бывший министр иностранных дел Абдельазиз Бутефлика. Оппозиция выдвинула собственных кандидатов, но все они накануне выборов сняли свои кандидатуры, обвинив власти в подготовке фальсификации. Тем не менее, избрание Бутефлики состоялось, несмотря на протесты оппозиционных партий и организаций; выступления их сторонников были разогнаны. Новый президент пообещал продолжать процесс национального примирения, провел через парламент закон об амнистии, который предусматривал смягчение наказания для 2300 фундаменталистов, а также помиловал около 5 тысяч исламистов. Он пообещал даже разрешить реорганизацию ИФС. В июне радикальная Исламская армия спасения заявила о прекращении боевых действий и самораспустилась. Общее положение в стране заметно улучшилось. Но другая организация – Вооруженная исламская группа ответила на это «интенсификацией священной войны»; ее член убил лидера умеренного крыла ИФС Хашани. В итоге Бутефлика вынужден был снова уступить давлению военного руководства, и с декабря 1999 армия активизировали свои действия против фундаменталистов. Несмотря на то, что в июне 2000 президент объявил о военной победе над терроризмом, эта декларация все еще далека от реальности.
Бутефлика сумел на некоторое время добиться консолидации своего режима. В новое правительство, сформированное в декабре 1999 (премьер-министр – Ахмед Бенбитур, с августа 2000 – Али Бенфлис), вошли представители семи парламентских партий (за исключением ФСС).
Алжир в 21 веке
Тяжелое социальное положение в стране вызвало в 2001 острый кризис, который особенно сильно сказался в области Кабилия. Поводом для новой волны протестов стала расправа жандармов над берберскими школьниками в апреле 2001, после чего по всему региону прокатились массовые демонстрации учащейся и безработной молодежи, которая громила полицейские участки и официальные учреждения, разбирала товары из универмагов. При подавлении этих выступлений было убито не менее 100 человек («черная весна»). С тех пор в Кабилии идет непрекращающаяся кампания всеобщего гражданского неповиновения: жители блокируют полицейские участки, бойкотируют власти и создают собственные структуры самоуправления – общие собрания родовых общин («аарш») и их территориальные ассоциации (вплоть до Координационного комитета «аарш», округов и общин). Участники протестов требуют наказания виновных в расправах над демонстрантами, вывода военно-полицейских сил из области, равноправия берберского языка и культуры, гарантий социально-экономических и политических прав, преодоления коррупции и выплаты пособия по безработице в размере 50% заработной платы. Движение заявляет о своей полной независимости от всех политических партий, отвергает исламизм и отказывается от переговоров с властями, пока те не примут пакет его требований. «Аарш» отрицают, что их выступления носят чисто региональный, берберский характер и стремятся распространить их на всю страну (летом 2001 в столице страны происходили аналогичные массовые демонстрации, в которых, по разным подсчетам, приняли участи от 500 тысяч до 2 миллионов человек). Однако оплотом движения остается Кабилия, где в 2002 «аарш» добились почти полного бойкота выборов в Национальное собрание Алжира.
Абдельазиз Бутефлика был переизбран на второй срок в 2004 и с подавляющим большинством голосов получил президентство на третий срок в 2009, после того, как в 2008 правительство внесло соответствующие поправки в конституцию.
Проблемы, с которыми по-прежнему сталкивался Бутефлика, в том числе массовая безработица, нехватка жилья, нехватка электрических и водных ресурсов, неэффективности и коррумпированность правительства, продолжающаяся деятельность экстремистских боевиков в конце 2010– начале 2011 вызвали в стране социальный взрыв. Январь 2011 в Алжире начался с массовых выступлений населения ряда городов страны, протестовавших против происшедшего после наступления нового года подъема цен на ряд продовольственных товаров первой необходимости. Пик этих выступлений пришелся на 7 января, однако властям и спецслужбам удалось не выпустить ситуацию из под контроля. Президент А.Бутефлика пошел на уступки демонстрантов, заявив, что режим чрезвычайного положения, действующий в Алжире на протяжении 19 лет, будет снят в ближайшем будущем и пообещал, что алжирское правительство примет новые меры по созданию рабочих мест и расширению свободы печати и информации. Однако режим чрезвычайного положения действует в стране по настоящее время. Эта мера оправдывается событиями 16 января 2013, когда более сотни заложников, рабочих и специалистов, работающих на месторождении природного газа недалеко от Ин-Амена, были захвачены группой исламистов. Не менее 38 заложников погибли.
17 апреля 2014 А.Бутефлика большинством голосов был избран президентом на очередной срок.
Ланда Р.Г. История алжирской революции. 1954–1962. М., 1983
Малашенко А.В. Официальная идеология современного Алжира. М., 1983
История Алжира в новое и новейшее время. М., 1992
Алжир: Справочник. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Ирак»