ЧЕРНОГОРИЯ
ЧЕРНОГОРИЯ, государство, расположенное в юго-восточной Европе, на адриатическом побережье Балканского полуострова. Образовано первоначально 27 апреля 1992 как Союзная Республика Югославия (СРЮ), включающее республики Сербия и Черногория бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). 4 февраля 2003 СРЮ была преобразована в союз Сербия и Черногория. После референдума о национальной независимости 21 мая 2006, прошедшего в Черногории, 3 июня 2006 Черногория официально провозгласила себя самостоятельным государством.
Площадь республики Черногория 13 812 кв. км. Черногория расположена на Динарском нагорье и имеет выход к Адриатическому морю; граничит с Албанией на юго-востоке, Сербией на северо-востоке и востоке, Хорватией и Боснией и Герцеговиной на северо-западе. В Черногории выделяют три региона: плодородные низменности вдоль побережья Адриатического моря, в котловине оз.Шкодер и прилежащих участков долин рек Зета и Морача на юго-западе; горный западный район (Старая Черногория), к западу от р.Зета; горы на севере и востоке (известны как Брда), используемые под пастбища и в лесохозяйственных целях. Столица республики – Подгорица (быв. Титоград, 1945–1992). До 1945 столицей был город Цетине. Государственный язык – сербский.
В Черногории проживают 657,394 тыс. человек (июль 2011 оценка). В составе населения преобладают черногорцы (61,7%), другие наиболее многочисленные национальные группы: босанцы (боснийцы-мусульмане, или мусульмане как этническая общность, 13%), сербы (9,3%), албанцы (6,5%). Большинство черногорцев и сербов традиционно принадлежат к сербской православной церкви, а значительная часть босанцев и албанцев исповедуют ислам. Небольшие общины хорватов, сербов и албанцев исповедуют католицизм. См. также ЮГОСЛАВИЯ.
Государственное устройство.
Президент избирается прямым голосованием на пятилетний срок (с правом избрания на второй срок); последние выборы проводились в апреле 2008 (следующие состоятся в 2013), кандидатура премьер-министра предлагается президентом и утверждается Скупщиной (высшим органом законодательной власти страны).
Согласно конституции Югославии 1946, Черногория вошла в число шести федеративных республик. Коммунистическое руководство Черногории после 44 лет правления было смещено в январе 1989 под давлением демонстраций, организованных просербской оппозицией. В результате важнейшие посты в республике заняли новые политические силы, продемонстрировавшие лояльность Милошевичу. К 1990 оппозиционные политические партии были легализованы, но либо оставались маргинальными, либо не могли избавиться от коммунистического наследия.
1 марта 1992 черногорцы приняли участие в референдуме о вхождении Черногории в новое государство Югославию. Несмотря на бойкот со стороны босанцев и албанцев, в референдуме приняло участие 66% всего электората, а 96% из них проголосовало за это предложение. Тем не менее даже после провозглашения в апреле 1992 Союзной Республики Югославии в Черногории развивались собственные политические институты, и их роль в новом государстве возрастала с каждым годом.
12 октября 1992 была принята конституция Черногории, согласно которой высшим органом законодательной власти является Скупщина, состоящая из 77 депутатов. Президент Черногории избирается на пятилетний срок прямым тайным голосованием на основе всеобщего равного избирательного права.
Экономика и социальная структура.
До 19 в. основными движущими силами развития общества в Черногории и Брде были кровная месть, партизанская война, распад и слияние родов. Вплоть до Берлинского конгресса 1878, по решениям которого Черногории передавалось несколько небольших населенных пунктов, в том числе Подгорица, в стране не было городов. Государство занялось прокладкой дорог, пригодных для проезда конных экипажей; организовало почтовую, телеграфную и телефонную связь; стояло на защите принципов частной собственности; контролировало систему народного образования. Эти меры способствовали росту немногочисленного владевшего собственностью среднего класса (потерявшего, однако, свою власть после 1900, когда итальянские предприниматели получили право на монопольное развитие системы водного и железнодорожного транспорта и табачной промышленности). Многие черногорцы были вынуждены эмигрировать в Западную Европу и Америку.
Вплоть до конца 20 в. основным источником средств к существованию примерно 80% населения Черногории оставались земледелие и скотоводство. Из-за неблагоприятных природных условий (горный рельеф, низкое плодородие почв) и отсталой агротехники в регионе производится не более 2/3 потребляемого продовольствия.
Черногория специализируется главным образом на выращивании кукурузы, рыболовстве и сыроварении. Табак остается главной товарной культурой, хотя в более плодородных долинах выращивается также хлопок. Ведущие отрасли промышленности – деревообработка, судостроение, производство строительных материалов и переработка табака. Кроме того, в Черногории большое внимание уделяется развитию туризма, электрификации, строительству железных и автомобильных дорог. В связи с падением курса динара правительство Черногории в 1999 ввело в качестве параллельного платежного средства немецкую марку, с 13 ноября 2000 было запрещено хождение югославского динара, и марка осталась единственной денежной единицей республики. С 1 января 2002 имеет хождение евро.
Экономика Черногории является переходной к рыночной системе, но государственный сектор остается большим. Экономика в значительной мере опирается на туризм и экспорт драгоценных металлов.
Глиноземно-алюминиевый комбинат в г.Подгорица является единственным крупным источником пополнения ВВП Черногории и крупнейшим экспортером, но со времен экономического кризиса 2008 комбинат работает с ежедневным убытком в 200 тыс. евро.
Роспуск рыхлого политического союза между Сербией и Черногорией в 2006 привел к отдельному членству в нескольких международных финансовых институтах, таких как Европейский Банк Реконструкции и Развития. В январе 2007 Черногория присоединилась к МВФ и Всемирному банку. Черногория стала 156-й членом Всемирной Торговой Организации в декабре 2011.
В 2012 Черногория начала переговоры о вступлении в ЕС. Для того, чтобы отвечать условиям, установленным Советом Европы, Черногория должна предпринимать дальнейшие шаги по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, безработицей и региональными различиями в решении важнейших политических и экономических проблем.
Мировой финансовый кризис оказал сильное негативное воздействие на экономику, в связи с продолжающимся кредитным кризисом, спадом в секторе недвижимости и падению экспорта алюминия. В 2011 рост реального ВВП составила 1,8%, что является самым высоким в течение трех лет.
История.
Древнейшими жителями Черногории были иллирийцы; позже греческие колонисты основали города на морском побережье, и вся территория была постепенно включена в состав Римской (позднее Византийской) империи. Славяне поселились здесь в 7 в.
Славянские жупаны, или вожди племен средневековой Черногории (Дукли) находились под сюзеренитетом Византии вплоть до второй половины 10 в., когда они признали власть собственного князя, который оставался вассалом Византии до 1040-х годов. В 1077 посланцы папы Григория VII сделали князя королем нового государства, названного Зетой. После повторной попытки подчинения Византии Зета признавала власть династии Неманичей из Сербии до 1356, когда после смерти Душана Неманя ею стали править феодальные землевладельцы Балшичи (до 1421). В 1439 Зета стала протекторатом Венеции под властью местных землевладельцев Черноевичей и получила название Црна Гора, или Монтенегро (в переводе с венецианского диалекта итальянского языка – Черная Гора).
В 1499 турки завоевали владения Черноевича и подчинили всю территорию Черногории, за исключением некоторых городов Которской бухты, оставшихся под управлением венецианцев.
В борьбе против власти турок-османов возродилась исчезнувшая племенная структура. Опасаясь полного уничтожения в результате войн, из-за болезней и голода, обитавшие в горах племена радушно встретили изгнанников-христиан из соседних сербских земель, выступили против турок во время войны 1593–1606 между Габсбургской и Османской империями, отказались платить дань и феодальные налоги и практически добились независимости.
Между тем единственной силой, способной сохранять мир между кланами, стал православный митрополит в Цетине. Митрополит Данило Петрович Негош (правил в 1696–1735) использовал свое право отлучения от церкви для объединения племенных родов и создал церковную и политическую власть, которая наследовалась династией Петровичей (Негошей, с правом перехода власти от дяди к племяннику). Петр I Петрович Негош (годы правления 1782–1830) присоединил в 1796 Брду и ввел кодекс законов. Петр II Петрович Негош (годы правления 1830–1851) – автор эпических поэм Горный венец и Луч микрокосма – открыл первые светские начальные школы, создал национальную гвардию и Правительственный сенат старейшин племен. Отказавшись от духовного сана, Данило II (годы правления 1851–1860) стал первым светским правителем страны и вел себя как самодержец. После убийства Данилы наследником стал его племянник Николай I (1860–1918). В 1910 Николай I получил от Народной скупщины (парламента) титул короля, и Черногория стала королевством.
В результате балканских войн 1912–1913 Черногория расширила свою территорию. В годы Первой мировой войны она вместе с Сербией воевала против Австро-Венгрии (это не помешало Сербии предпринять действия для свержения с трона Николая I). После продолжительной оккупации Австрией Черногория была освобождена осенью 1918. Вскоре здесь прошли выборы в Великую народную скупщину Черногории. Хотя часть населения предпочитала автономию, Великая скупщина в Подгорице приняла программу безусловного вхождения в Королевство сербов, хорватов и словенцев. См. также ВОЙНА.
Черногорцы, остававшиеся лояльными свергнутой с трона в 1918 династии Петровичей (в народе их называли «зелеными»), в 1919 подняли восстание против сербской армии и ее черногорских сторонников (называвшихся «белыми»). Несмотря на его подавление, мятежная традиция «зеленых» сохранилась внутри Черногорской федералистской партии, а позже и в коммунистическом движении. Во время Второй мировой войны итальянцы (а после 1943 – немцы) оккупировали Черногорию и предприняли попытку учредить здесь политический режим государства-сателлита. Однако сильное сопротивление коммунистов помешало реализации подобных планов. В ноябре 1943 при их ведущем участии было создано Краевое антифашистское вече народного освобождения, которое в июле 1944 превратилось в Антифашистскую скупщину, а в апреле 1945 – в Народную скупщину Черногории. В 1945 Черногория вошла в состав Югославии. 31 декабря 1946 была принята конституция Народной Республики Черногории.
Несмотря на разрыв отношений между Сталиным и Тито в 1948, многие черногорцы, традиционно благожелательно относившиеся к русским, не могли скрывать своих симпатий к СССР. Это привело к волне репрессий и восстанию, а затем и к расколу коммунистической партии республики. В 1954 репрессиям подвергся один из руководителей СКЮ, лидер черногорских коммунистов Милован Джилас. В конце 1960-х годов в Черногории вновь развернулись споры между сторонниками автономии и приверженцами просербской ориентации. В 1989, после отставки титоистского руководства, к власти пришли представители более молодого поколения во главе с Момиром Булатовичем, лояльным Милошевичу.
Оппозиция пробелградской политике возникала или на этнической почве (главным образом в среде мусульман), или на базе Союза реформаторских сил – национально ориентированной партии, выступавшей за либеральные реформы, которая на первых многопартийных выборах в республиканскую Скупщину Черногории (тогда еще составной части СФРЮ) в декабре 1990 получила лишь 7 из 125 мест. Победу одержал Союз коммунистов Черногории (СКЧ) во главе с М.Булатовичем, поддержанный более 56% избирателей (83 места). От всех оппозиционных партий в Скупщину вошли 42 депутата. Сам Булатович дистанцировался от сербских инициатив.
В начале 1990-х годов будущее участие Черногории в новой Союзной Республике Югославии зависело от развития событий в Сербии, лидеры которой столкнулись с международной изоляцией. 22 сентября 1992 Генеральная ассамблея ООН проголосовала за исключение Сербии и Черногории из состава ООН (их членство было восстановлено лишь в 2001).
На выборах 1992 Демократическая партия социалистов Черногории (ДПСЧ, до 1992 – СКЧ) получила 43,8% голосов электората, а на выборах 1994 – 39,2%. Председателем Президиума Черногории стал лидер этой партии – М.Булатович.
В июле 1997 произошел раскол правящей ДПСЧ: одну из ее частей, которая стала называться Социалистической народной партией Черногории (СНПЧ), возглавил М.Булатович, премьер-министр союзного правительства (с 1998), а вторую, сохранившую прежнее название, – М.Джуканович, премьер-министр Черногории, выступивший против кандидатуры С.Милошевича на пост президента СРЮ. Тем самым отчетливо определился курс на бóльшую самостоятельность Черногории в экономической и политической жизни, расширение связей с Западом, а также на пересмотр конституционных и правовых основ федерации. Одной из причин разногласий двух республик, образовавших СРЮ, явилось стремление политической элиты Черногории избежать негативных последствий экономических санкций в отношении Югославии и ее международной изоляции. В это время в Черногории ускорились темпы приватизации и структурные преобразования в промышленности. Оппозиционное движение начало открыто пропагандировать идею процветания Черногории в случае ее выхода из Югославии. В 1999, после событий в Косове и бомбардировок территории Югославии, оппозиционные идеи укрепились.
Осенью 1997 в Черногории состоялись очередные президентские выборы. После первого тура выборов 5 октября 1997 М.Булатович опережал своего соперника на 2,3 тыс. голосов. Во втором туре, состоявшемся 19 октября, победу одержал Мило Джуканович (р. 1962) с 50,8% голосами против 49,2%. Югославские власти, а также М.Булатович, который в 1998 стал премьер-министром югославского союзного правительства, отказались признать победу М.Джукановича, который победил главным образом благодаря поддержке албанского и мусульманского национального меньшинства (ок. 20% населения Черногории). Фактически за него проголосовало примерно 30% этнических черногорцев.
Избранный осенью 1997 президентом Черногории 35-летний Миломир Джуканович выступал за единство Югославии, но за равноправное положение Черногории в составе федерации, реализацию программы демократических реформ.
На состоявшихся в мае 1998 досрочных выборах в Скупщину Черногории большинство голосов получила коалиция «За лучшую жизнь» (в ее состав вошли ДПСЧ, СДПЧ, НП) – 48,87% голосов (42 депутатских места), а ее кандидат собрал больше половины голосов; второе место на выборах заняла Социалистическая народная партия Черногории (СНПЧ) М.Булатовича – 35,61% голосов (29 мест). Либеральный союз Черногории получил поддержку 6,21% избирателей (5 депутатских мандатов), Демократический союз Черногории – 1,56% (1 мандат), Демократический союз албанцев – 1,1% (1 мандат). 17 июля 1998 было сформировано правительство республики из представителей ДПСЧ, НП, СДПЧ и Демократического союза албанцев (ДСА). Главой правительства стал Филип Вуянович (ДПСЧ), бывший министр внутренних дел Черногории.
Обострившиеся во второй половине 1998 и начале 1999 межэтнические конфликты в Югославии не вызвали роста дезинтеграционных процессов в стране, а начавшаяся весной 1999 агрессия НАТО затронула и Черногорию. От бомбардировок пострадали аэродром в Подгорице и другие объекты.
5 августа 1999 правительство Республики Черногории опубликовало Платформу новых отношений с Республикой Сербией, призывавшую к пересмотру статуса Черногории и избирательного законодательства. Конституционный суд СРЮ признал такой пересмотр неправомочным.
Черногория в 21 веке
24 сентября 2000 состоялись очередные выборы в федеральный парламент СРЮ. Милошевич сократил представительство Черногории в верхней палате союзного парламента, а выборы президента предложил проводить на основе всеобщего голосования. Поэтому в выборах участвовали только оппозиционные политические партии: СНПЧ и Сербская народная партия (СНП). Они получили все мандаты в союзной Скупщине, отведенные по конституции для Черногории, а заместитель председателя СНП Зоран Жижич стал федеральным премьер-министром, несмотря на протесты Джукановича и черногорского правительства, утверждавших, что СНП не может на законных основаниях представлять Черногорию в федеральных институтах.
В ходе парламентских выборов в апреле 2001 повышенную активность проявила созданная в ноябре 2000 специальная группа из трех партий правящей коалиции «За лучшую жизнь» (ДПСЧ, СДПЧ, а также проюгославская НП) по пересмотру основ сербо-черногорских отношений. НП вышла из коалиции в знак протеста против требования признать независимость Черногории на фоне предложения В.Коштуницы о «функциональной федерации» Сербии и Черногории, высказанного 11 января 2001. Ситуация осложнилась тем, что в феврале 2001 М.Булатович вынужден был покинуть свой пост в СНПЧ.
В результате в выборах в парламент Черногории приняли участие две коалиции: «Победа для Черногории» (ДПСЧ и СДПЧ), поддерживающая требование полной независимости Черногории от СРЮ, и ее антагонист, коалиция «Вместе за Югославию» (СНПЧ, Сербская народная партия и Народная партия). Первая получила 42% голосов (36 депутатских мандатов из 77), вторая – 40,9% (33 мандата), а самостоятельно участвовавший в выборах Либеральный союз Черногории (ЛСЧ) – 7,8% (6 мандатов). Представители албанских национальных партий, для которых предусмотрена специальная квота, имеют в парламенте 2 места. Партии, выступающие против раскола СРЮ, объявили незаконным требование о проведении референдума по вопросу о независимости Черногории. 4 июня 2001, после длительных переговоров было подписано соглашение между коалицией «Победа для Черногории» и Либеральным союзом Черногории и сформировано правительство, возглавляемое сохранившим свой пост Ф.Вуяновичем.
Избрание Коштуницы президентом СРЮ не изменило позиции Джукановича, защищавшего идею проведения референдума о независимости Черногории (согласно опросам, в декабре 1999 ее поддержали бы 55% избирателей, в середине 2001 – 36%). Однако выход Черногории из состава СРЮ не устраивает западноевропейские круги из-за опасности возникновения дополнительного очага конфликта на Балканах. Албанское меньшинство Черногории поддерживает Джукановича и вынашивает идею собственной автономии на землях, вошедших в Черногорию по решению Берлинского конгресса 1878.
Перспектива выхода Черногории из состава СРЮ осложняется тесным взаимодействием экономик двух республик. 500 тыс. выходцев из Черногории проживают в Сербии (при населении самой Черногории в 642,5 тыс. человек). В то же время экономика Черногории меньше пострадала от международных санкций и раньше наладила связи с Западом.
После подписания 14 марта 2002 руководителями Сербии, Черногории и СРЮ договора о создании государства Сербия и Черногория вопрос о полной независимости Черногории откладывается по крайней мере на три года. В октябре 2002 в Черногории состоялись досрочные выборы в Скупщину. Победу на них одержала коалиция «Демократический список за европейскую Черногорию», в которую вошли ДСПЧ, Социал-демократическая и Гражданская партии. Этот блок во главе с М.Джукановичем получил 48% голосов и 39 мест в Скупщине. Оппозиционный союз «Вместе за перемены» (Социалистическая народная, Сербская народная и Народная партия Черногории) собрал более 38% голосов и 30 мест».
Пост президента Черногории с 2002 являлось вакантным, так как на президентские выборы не пришло необходимое число избирателей. Пост и.о. президента это время занимал Филип Вуянович (Демократическая партия социалистов Черногории). Главой правительства Черногории с 2003 являлся лидер ДСПЧ Миломир (Мило) Джуканович.
В мае 2006 в Черногории, на основе Конституционной хартии Сербии и Черногории, был проведен референдум о независимости. Голосование за разрывом связей с Сербией превысила 55% – порог, установленный ЕС и позволяющей Черногории официально заявить о своей независимости 3 июня 2006.
На выборах в апреле 2008 на президентский пост претендовали четыре кандидата: избранный в мае 2005 действующий президент, кандидат от Демократической партии социалистов Филип Вуянович, председатель черногорской оппозиционной партии «Социалистическая народная партия» Срджан Милич, лидер еще одной оппозиционной партии «Сербский список» Андрия Мандич и руководитель «Движения за перемены» Небойша Медоевич.
Вуянович набрал более 52% голосов, значительно опередив других претендентов на пост президента Черногории.
7 апреля 2013 состоялись президентские выборы, в кторых основными соперниками были действующий президент Филип Вуянович и Миодраг Лекич, возглавивший Демократический фронт, широкую оппозицию.
Выдвижению претендентов предшествовал Конституционный суд, который подтвердил законность выдвижения Вуяновича. Вуянович избирался два раза. Согласно конституции, нельзя избираться на пост президента более двух раз. Но, в связи с тем, что Вуянович избирался на пост президента союзного государства Сербии и Черногории, которое впоследствии прекратило свое существование, а на второй срок он стал президентом независимой Черногории.
Вуянович получил 52,21% голосов избирателей, Лекич 48,79% голосов. Президентом Черногории стал Вуянович.
История Югославии, т. 1–2. М., 1963
Достян И.С. Россия и балканский вопрос: Из истории русско-балканских политических связей в первой трети XIX в. М., 1972
Ильина Г.Я. Развитие югославского романа в 20–30-е годы ХХ века. М., 1985
Социалистическая Федеративная Республика Югославия. М., 1985
Грачев В.П. Балканские владения Османской империи на рубеже XVII–XIX вв.: внутреннее положение, предпосылки национальных освобождений. М., 1990
Раннефеодальные государства и народности. (Южные и западные славяне, VI–XII вв.). М., 1991
Национальное возрождение балканских народов в первой половине XIX века и Россия, ч. 1–2. М., 1992
Черногорско-русские отношения. 1711–1918, т. 1. Подгорица, 1992
Современная история Югославии в документах, т. 1–2. М., 1992–1993
Хитрова Н.И. Россия и Черногория. Русско-черногорские отношения и общественно-политическое развитие Черногории в 1878–1908 гг., вып. 1–2. М., 1993
К истории югославизма и его неудачи. М., 1997
На путях к Югославии: за и против. Очерки истории национальных идеологий югославских народов. Конец ХVIII – начало ХХ вв. М., 1997
XVIII век: Славянские и балканские народы и Россия. М., 1998
Аншаков Ю.П. Становление Черногорского государства и Россия (1798–1856 гг.). М., 1998
Гуськова Е. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. М., 1998
Гуськова Е. Урегулирование на Балканах: от Бриони до Дейтона (мирные планы 1991–1995 гг.). М., 1998
Международные организации и кризис на Балканах. Документы, т. 1–3. М., 2000
Страны Центрально-Восточной Европы и европейской части постсоветского пространства в 1999 году. М., 2000
История югославского кризиса (1990–2000). М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Ирак»