Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

    ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

    • Экономика и Право
    • Психология и Педагогика
    • Социология
    • Философия
    • Религия
    • Народы и Языки
    • Государство и Политика
    • Военное дело
    • Археология
    • История
    • Лингвистика

    ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

    • География
    • Геология
    • Страны мира

    ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

    • Живопись и Графика
    • Скульптура
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Дизайн и Фотография
    • Литература
    • Музыка
    • Театр и Кино
    • Эстрада и Цирк
    • Балет

    НАУКА и ТЕХНИКА

    • Авиация и Космонавтика
    • Астрономия
    • Биология
    • Военная техника
    • Математика
    • Технология и Промышленность
    • Транспорт и Связь
    • Физика
    • Химия
    • Энергетика и Строительство

    ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

    • Медицина
    • Спорт

    ЛИЛИНА, МАРИЯ ПЕТРОВНА

    Показать Содержание статьи
    • ОБЩЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
    • В ЧЕХОВСКОМ РЕПЕРТУАРЕ
    • МАСТЕР СЦЕНИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА
    • МАСТЕР ЭПИЗОДА

    ЛИЛИНА, МАРИЯ ПЕТРОВНА (настоящая фамилия Перевощикова, по мужу – Алексеева) (1866–1943), актриса МХТ. Народная артистка РСФСР (1933). Жена (с 1889) и сподвижница К.С.Станиславского.

    ОБЩЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

    Также по теме:
    ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ
    ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ

    Родилась 21 июня 1866 в Москве. Творческий путь начался в 1888 вместе со спектаклями «Общества литературы и искусства», возглавляемого К.С.Станиславским. Но еще в Московском Екатерининском институте выступала в ученических спектаклях. По окончании института стала там же классной дамой, в связи с ухудшением материального положения семьи. Второе выступление Перевощиковой произошло на любительской сцене в комедии В.Крылова Баловень в 1887. Именно тогда родился ее сценический псевдоним. Начинающая любительница окончательно посвятит себя сцене, покинув стены института.

    Первые роли в «Обществе литературы и искусства» – Клодина в Жорже Дандене Ж.Б.Мольера, Луиза (Коварство и любовь Ф.Шиллера) и др. На сцене Общества она сложилась в самобытную и тонкую актрису с широким диапазоном ролей – от комедийных до драматических. Исполнительская манера Лилиной в тот период отличалась простотой и естественностью, живым чувством, искренностью и юмором. Ей были свойственны такие качества, как острый ум, изящество движений, безупречный вкус и неприятие фальши.

    В ЧЕХОВСКОМ РЕПЕРТУАРЕ

    Также по теме:
    АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО
    АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО

    Ко времени создания Московского Художественного театра в 1898 Лилина была уже актриса с именем. Самым органичным образом она вошла в ансамбль нового театра, осознавая масштаб творческих задач, поставленных перед актерами. Огромную роль в творческом становлении актрисы сыграли роли чеховского репертуара, получившие высокую оценку самого Чехова. Прежде всего, это Маша в Чайке (1898) и Соня в Дяде Ване (1999). Она, по отзывам, играла их «как природный поэт», создавая образы характерные и лиричные одновременно. Внутренний трагизм обеих женских судеб раскрывался актрисой через оптимизм, любовь к жизни, жажде света и счастья. Вершиной в чеховском цикле стала роль Наташи (Три сестры, 1901). Если первые чеховские роли Маши и Сони были ей по-человечески близки, то воинственное мещанство Наташи лежало вне ее душевного круга. Актриса приходит к нему через глубокий опыт жизненных наблюдений, постепенно сживаясь с чуждым ей обликом, органически погружаясь в него. В целом ей удалось создать своеобразную трилогию чеховского женского характера, полюса которого были соединены жизненной правдой. Ее дарование было сразу отмечено и оценено современниками-мастерами МХТа: «Лилина очень конкретная, очень реальная актриса, которой равно чужды и беспредметная лиричность и абстрактный гротеск». Особняком в творчестве актрисы стояла роль Ани (Вишневый сад, 1904), выбранная Лилиной за молодой оптимизм героини, бывшей на 20 лет моложе самой актрисы. Автор и режиссеры назначили ее сразу на четыре роли: Ани, Варвары, Шарлотты и Дуняши. В 1911 она сыграла Варю.

    МАСТЕР СЦЕНИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

    В пору своей художественной зрелости Лилина в основном выступает в русском классическом репертуаре, как мастер психологического и жанрового портрета. Женские образы Лилиной удалось представить в Горе от ума А.С.Грибоедова, когда она за десять лет (1906–1915) сыграла три роли: служанки Лизы, отличающейся крестьянской хваткой, сметливостью и лукавством, графини-внучки и Хлестовой, уже с преобладанием сатирических красок.

    Также по теме:
    ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
    ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

    С 1911-1913, со времени зарождения и освоения театром системы Станиславского, к которой Лилина отнеслась с большим пониманием и ответственностью, были сыграны значительные роли: Каренина в Живом трупе Л.Н.Толстого, Дарья Ивановна в Провинциалке И.С.Тургенева, Марья Тимофеевна в Николае Ставрогине (по роману Бесы Ф.М.Достоевского). Все перечисленные роли были сыграны в дуэте с К.С.Станиславским, которого Лилина считала своим учителем, а он ее лучшей своей ученицей. Партнеры ловили «подводное течение» друг друга, играя не словами, а по глубокому внутреннему содержанию, взаимно дополняя и обогащая свои роли тончайшими оттенками.

    МАСТЕР ЭПИЗОДА

    Начиная со второй половины 1915 до 1925 жизнь МХТ шла с большими осложнениями, чему виной была война, трудный послереволюционный период, когда часть труппы оказалась отрезанной на три года фронтами гражданской войны, наконец, гастрольная поездка в Америку (1922-1924).

    Начиная с сезона 1927/1928 Лилина работает только над ролями эпизодического плана. Социальную углубленность приобретают некоторые прежние ее роли, такие как старуха Хлестова. После перерыва, связанного с болезнью Станиславского, она выходит на сцену в 1931 в роли полковницы Карпухиной (Дядюшкин сон Ф.М.Достоевского). Она исполнит эту роль в остросатирической манере. Одна из последних ролей Лилиной (сыграв ее в последний раз, в 1942, актриса покинет сцену) станет роль матери Вронского в спектакле Анна Каренина.

    С 1935 преподает актерское мастерство в последней Оперно-драматической студии Станиславского, претворяя на практике новые педагогические приемы великого режиссера. Она берет к постановке со студийцами чеховский Вишневый сад, который по замыслу актрисы приближался к Чехову, т.е. должен был прозвучать как комедия. Несмотря на незавершенность этого труда, спектакль был высоко оценен Станиславским. Работа Лилиной в Студии была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.

    Станиславский посвятил ей свою книгу Работа актера над собой.

    Умерла Лилина 24 августа 1943 в Москве.

    Екатерина Юдина

    Также по теме:
    Театр и Кино
    
    Литература:

    Мастера МХАТ. М – Л., 1939
    Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Собр.соч. в 8 томах, т.1. М., 1954
    М.П.Лилина. Очерк жизни и творчества.М.1960.
    Волков Н.Д. Театральные портреты. М.1969.

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
    В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
    Пройти тест
    Разделы энциклопедии
    -A +A
    Проверь свои знания!
    Ответь на вопросы викторины

    Здоровье и медицина

    Пройти тест

    Ирак

    Пройти тест

    Новый Год и Рождество

    Пройти тест

    Астрономия

    Пройти тест
    Ещё тесты
    • Тесты
    • Правила
    • Авторы
    • О проекте
    • Контакты
    © 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет