Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КЛИНГЕР, МАКС

КЛИНГЕР, МАКС (Klinger, Max) (1857–1920), немецкий художник, представитель стиля модерн.

Также по теме:
ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

Родился в Лейпциге 18 февраля 1857. Учился в Академии художеств в Карлсруэ (1874–1875); с 1876 посещал классы берлинской академии. В 1879 совершил поездки в Мюнхен и Брюссель, где занимался в мастерской Э.Ваутерса. Был дружен с А.Бёклиным, испытав особенно сильное его влияние в годы пребывания в Риме (1888–1893). Жил в основном в Лейпциге, не считая лет, проведенных в Берлине (1881–1883), Париже (1883–1886) и Риме. В 1892 стал одним из создателей «Общества берлинских художников» и членом мюнхенского Сецессиона.

В раннем живописном творчестве Клингера доминирует романтический историзм (Смерть Цезаря, 1879, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Позднее в его вещах возобладал своеобразный «консервативный» модерн, полный поэтической, порой переусложненной фантазии, но сохраняющий традиционные приметы большой академической картины (Суд Париса, 1886–1887, Новая галерея, Вена; Синий час – с «бёклиновскими» по духу русалками на камнях среди моря, 1886–1890, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; многофигурное Распятие, 1890, там же; огромный триптих Христос на Олимпе, 1897, Галерея австрийской живописи, Вена; триптих Воспоминание о Париже, Новая галерея, Вена).

Гораздо более новаторской явилась его графика – рисунки, офорты и акватинты. Сенсацию произвели уже два ранних цикла (оба – 1878), островыразительная Серия на темы Христа и Фантазии о найденной перчатке; последняя изо-повесть – о юноше, влюбившемся в странную одушевленную перчатку, – стала одним из ярких предварений сюрреализма. С другой стороны, в цикле Драмы (1883) – с изображением событий революции 1848 года и трагедий городского «дна» – наметилась линия будущей социально-экспрессионистской графики. Клингер умел также замечательно интерпретировать музыку, переводя ее в фигуративные, но достаточно ассоциативно-свободные, ритмически продуманные «секвенции» графических листов. Среди значительных серий мастера – Ева и будущее, Амур и Психея (обе – 1880), Парафразы к найденной перчатке (1881), Жизнь (1881–1884), О смерти (1-я часть – 1889; 2-я – 1898–1910), Фантазия Брамса (1890–1894), Шатёр (1915–1917). Возвысив графику на уровень современного романа, мастер обосновал ее выдающуюся роль в книге Живопись и рисунок (1891; русское издание – СПб, 1908). Если живопись, согласно Клингеру, базируется на законах материального мира, то «графитное искусство» (Griffelkunst) призвано выражать свободный полет фантазии.

Клингер внес также самобытный вклад и в скульптуру, пропагандируя полихромию, используя различные породы мрамора, золото, слоновую кость, бронзу, алебастр и раскраску. Для его пластики характерны мифологические ню (Саломея, 1893; Кассандра, 1895, Музей изобразительных искусств, Лейпциг) и героизированные портреты (эпически-масштабный Бетховен, 1902, там же; Фр.Ницше, мрамор, 1904, Эрмитаж, Петербург). Иногда Клингер сам создавал и рамы для своих картин, превращая их в сложные символические рельефы. В последние годы трудился над проектом колоссального монумента Р.Вагнеру, оставшегося неосуществленным.

С 1897 был профессором лейпцигской Академии художеств.

Умер Клингер в Гросс-Йене близ Наумбурга 5 июля 1920. В Лейпциге открыт дом-музей художника.

 Fine Arts Museums of San Francisco, Museum Purchase, Achenbach Foundation for Graphic Arts Endowment Fund, 1981.1.189     МАКС КЛИНГЕР. ПОКИНУТАЯ, из серии «Жизнь», 1884

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

М.Клингер. – В кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 2. М., 1968

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»
Какой музыкальный инструмент не может звучать в закрытом помещении?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест

Ирак

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет