Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КУПРЕЯНОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

КУПРЕЯНОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1894–1933), русский художник, мастер графики, представитель модерна и «тихого искусства».

Также по теме:
ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА
ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА

Родился в городке Влоцлавск (Варшавская губерния; ныне Влоцлавек, Польша) 4 (16) июля 1894 в семье чиновника. Приехав в Петербург, брал уроки у А.П.Остроумовой-Лебедевой (1912–1917). Посещал также мастерские Д.Н.Кардовского (1912–1914) и К.С.Петрова-Водкина (1914–1916). С 1922 жил в Москве. Был членом объединений ОСТ и «Четыре искусства».

Сотрудничал в журналах «Безбожник», «Крокодил», «Пионер» и др., выступал как книжный иллюстратор. Получил известность прежде всего как станковист, создавший целый ряд шедевров русской графики 20 в. Обращался к различным техникам. Среди его ранних работ выделяются обобщенные по форме ксилографии, сперва близкие по стилю к лубку или гравюре французского фовизма и кубизма (Король Гвидон, 1915–1916; варианты Битюга, 1917–1918; Броневики, 1918; Трое за столом. Пейзаж с радугой, 1918–1919), затем более ретроспективно-романтичные (Крейсер «Аврора», 1922). Со временем на первый план в его творчестве выщли перовые рисунки тушью и акварели – в русле ОСТовского лирического экспрессионизма (серии: Железнодорожные пути, 1927, Третьяковская галерея; Стада, 1926–1929; Путина, 1930–1931; все работы – там же и в других собраниях). Сумел органично соединить соцзаказ, конкретные впечатления от творческих командировок (на Кавказ, Среднюю Азию и др.) с изысканным артистизмом и внутренней одухотворенностью «тихого искусства». Особое место среди его наследия занимает Дневник художника. Опубликованный посмертно, в 1937, он факсимильно воспроизводит рукописный текст (с легкими и виртуозными набросками), представляющий собой и репортаж со «строек социализма», и непринужденно-поэтическое самовыражение.

Плодотворно работал как педагог – в Высшем институте фотографии и фототехники (с 1921) и Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас, 1922–1933).

Умер Купреянов, утонув в р.Уча под Москвой 29 июля 1933.

Также по теме:
Живопись и Графика

Литература:

Н.Н.Купреянов. Литературно-художественное наследие. Статьи и воспоминания. Автобиография… (каталог). М., 1973

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Знаменитые речи

Пройти тест

Короли

Пройти тест

Физика

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет