Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БЕЙЛЬ, ПЬЕР

БЕЙЛЬ, ПЬЕР (Bayle, Pierre) (1647–1706), французский мыслитель, историограф и критик религиозных догм. Родился 18 ноября 1647 в Карла-ле-Конт на юге Франции. Кальвинист, как и его отец-пастор, он был обращен в католицизм во время обучения в университете Тулузы (1669), однако спустя год вернулся к своим первоначальным убеждениям. В дальнейшем учился в Женеве, служил домашним учителем, стал профессором философии протестантской Седанской академии (1675–1681). Вынужден был покинуть Францию и поселиться в Роттердаме, когда Людовик XIV закрыл Академию в 1681. Испытал влияние Монтеня и Декарта, как и других представителей «новой» философии. В Голландии Бейль преподавал (был профессором Роттердамского университета до 1693) и много писал, завоевав известность среди ученых и репутацию неустанного борца за свободомыслие и религиозную терпимость, в том числе по отношению к атеистам. Издавал журнал «Новости литературной республики» («Nouvelles de la République des lettres»). Умер Бейль в Роттердаме 28 декабря 1706.

Также по теме:
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Работа Бейля Разные мысли по поводу кометы (Pensées diverses écrites... à l'occasion de la comète.., tt. 1–2, 1682) содержала убедительные аргументы против известного предрассудка, будто кометы предвещают несчастье. В то же время Бейль высказывал смелую мысль, что человеческое поведение обусловлено скорее страстями, чем наличием либо отсутствием религиозных представлений. В работе Что представляет собой в действительности всецело католическая Франция в правление Людовика XIV (Ce que c'est que la France toute catholique sous le régne de Louis XIV, 1686) он протестовал против отмены в 1685 Нантского эдикта о веротерпимости и усиления преследований протестантов во Франции. Работа Философский комментарий к словам Иисуса Христа «убеди прийти» (Commentaire philosophique sur les paroles de Jésus Christ: Contrains – les d'entrer, 1686–1687) является призывом не понимать буквально слова Библии (Лук 14:23), часто используемые для оправдания насильственного обращения еретиков.

Основным и наиболее известным трудом Бейля является его Исторический и критический словарь (Dictionnaire historique et critique, tt. 1–2, 1695–1697, русский перевод – М., 1968). В его задачу входит прежде всего исправление многочисленных ошибок, совершенных его предшественником по составлению словаря, французским католиком и ученым Л.Морери. Однако при этом Словарь Бейля – совершенно новое и оригинальное произведение. Четыре тома большого формата Словаря выдержали девять изданий на французском языке в течение 50 лет, а также появились в двух английских переводах. Намеренно ортодоксальный текст, представляющий собой главным образом биографии, дополнен обширными примечаниями, занимающими почти весь объем работы и изобилующими учеными цитатами из латинских и греческих авторов. Бейль пытался скрыть истинный характер своего труда от цензуры с помощью тонкого юмора, иронии и частых отсылок. Словарь Бейля содержал огромное количество информации и представлял собой образец меткой критики расхожих предрассудков. Некоторая тяжеловесность стиля возмещалась глубоким содержанием книги, сыгравшей значительную роль в истории мысли. Бесстрастный рационализм и тонкую иронию Бейля впоследствии часто использовали Монтескьё, Вольтер, Руссо, Дидро и многие другие писатели во Франции и за ее пределами.

Также по теме:
ПРОТЕСТАНТИЗМ
ПРОТЕСТАНТИЗМ
Также по теме:
ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ
ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ

 Archivio I.G.D.A     ПЬЕР БЕЙЛЬ

Также по теме:
ФилософияРелигия

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Спорт

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет