Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГЗОВСКАЯ, ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

ГЗОВСКАЯ, ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА (1883–1962), русская актриса, режиссер, педагог. Родилась в Москве 10 (22) октября 1883 в семье чиновника московской таможни В.Д.Гзовского. В 1891 поступила в московскую Мариинскую гимназию. В 1899–1902 выступала в спектакле Романтики Э.Ростана. В 1902–1905 училась в театральной школе при Малом театре (класс А.П.Ленского). 1 сентября 1905 была зачислена в Малый театр. Первая роль – Ариэль в Буре У.Шекспира (октябрь 1905).

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

В сезонах 1905/1908, 1909/1910 играла роли: Эрика (Молодежь М.Дрейера), Тея (Праздник жизни Г.Зудермана), Ирэн (Золотое руно С.Пшибышевского), Клерхен (Вечерняя заря Ф.Бейерлейна), Наташа (Над жизнью П.Шкляра), Беатриче (Много шума из ничего У.Шекспира), Кэтти (В старом Гейдельберге В.Мейер-Форстера), Дездемона (Отелло У.Шекспира), Марина Мнишек (Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский А.Островского), мисс Мейбл Чилтерн (Идеальный муж О.Уайльда), Клеопатра (Цезарь и Клеопатра Б.Шоу), Керубино (Безумный день, или женитьба Фигаро П.Бомарше), Путаница (Путаница Ю.Беляева). Играя в Малом театре, Гзовская продолжала брать уроки у Станиславского, занималась с его помощником Н.Г.Александровым.

В июле 1908 Гзовская вышла замуж за В.Нелидова, управляющего труппой Малого театра. В 1908–1909 гастролировала по юго-западным и южным городам России: Вильно, Ковно, Гродно, Белосток, Варшава, Лодзь, Харьков, Киев, Николаев, Одесса, Кисловодск. Играла в Александринском театре (Санкт-Петербург). Репертуар: Среди цветов (Праздник жизни) Г.Зудермана, Конец любви Р.Бракко, Долли Г.Христиернсона, Молодежь М.Дрейера, Перчатка Б.Бьернсона.

Также по теме:
АКТРИСА
АКТРИСА

В сентябре 1910 перешла в труппу Московского художественного театра, где выступала в сезонах 1910–1917. Среди сыгранных ролей: Катерина Ивановна (Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому), Тина (Miserere С.Юшкевича), Офелия (Гамлет У.Шекспира, 1911), Вера Либанова (Где тонко, там и рвется И.Тургенева, 1912), Туанет (Мнимый больной Ж.-Б.Мольера, 1913), Мирандолина (Хозяйка гостиницы К.Гольдони, сезон 1913/1914), Софья (Горе от ума А.Грибоедова, сезон 1913/1914). Лаура (Каменный гость А.Пушкина, 1915). В 1916–1917 репетировала роли Маринки в одноименной пьесе В.Волькенштейна и Изоры в пьесе А.Блока Роза и Крест (МХТ).

В мае-июне 1912 на гастролях в пражском Национальном театре играла в спектаклях: Много шума из ничего У.Шекспира, Нора Г.Ибсена, Саломея О.Уайльда, Живой труп Л.Толстого.

В мае 1917 покинула труппу МХТ и вернулась в Малый театр, где проработала до июня 1919. Исполнила здесь следующие роли: Софья (Горе от ума А.Грибоедова), Саломея (Саломея О.Уайльда»), Лидия Чебоксарова (Бешеные деньги А.Островского).

Роль Софьи, подготовленную со Станиславским, Гзовская выбрала для возвращения в Малый театр. С осени 1919, продолжая выступать в спектакле МХТ Хозяйка гостиницы, преподавала в Шаляпинской студии и в Оперной студии Большого театра, концертировала.

Летом 1920 выступала на фронте с концертной программой. В ноябре 1920 уехала за границу. В 1920–1921 гастролировала по Эстонии, Латвии и Литве со спектаклями Хозяйка гостиницы, Саломея, концертной программой. Повторно приехала в Прибалтику в 1926, 1929 и 1931. В Риге поставила спектакли: Чикаго М.Уоткинса, X.Y.Z. В.Клабунда, Жизнь зовет Г.Граумана, Лжец и монахиня К.Гетца.

В 1922 выступала в Чехословакии. В 1923 гастролировала в Баварии; в 1925 – с концертной программой в Польше, в том же году выступала в мюнхенском «Резиденц-театре».

В берлинском Городском оперном театре Гзовская поставила Пиковую даму П.И.Чайковского (1926).

В 1929 побывала на гастролях в Югославии (репертуар: Живой труп Л.Толстого, Господин Ламбертье Л.Вернейля, концертная программа), затем в Берлине.

В 1932, вернувшись в СССР, работала в концертных организациях Москвы. В ноябре 1934 переехала в Ленинград, где с этого момента и до 1940 работала в лектории и концертных организациях. Осуществилат постановки литературных композиций (совместно с В.Г.Гайдаровым): Анна Каренина по Л.Толстому, Дуэль и смерть поэта, Добролюбов и его время, 1918 год по А.Н.Толстому и др. Качества, избыточные для драматической сцены – пластическая выразительность, чувство жеста, ритма, музыкальная одаренность, раскрывались в концертной деятельности Гзовской. В 1939 была зачислена в труппу Театр им. Ленинского комсомола (Ленинград). Репетировала: Беатриче (Много шума из ничего У.Шекспира), Мамаеву (На всякого мудреца довольно простоты А.Островского). В августе 1941 эвакуировалась в Новосибирск, где приняла активное участие в организации молодежного театра. Постановки Гзовской в Новосибирском молодежном театре: Самодуры К.Гольдони и Домик в Черкизове А.Арбузова (1943). В филармонии осуществила постановку оперы Дж.Верди Травиата (концертное исполнение, 1943). В марте 1943 была зачислена в труппу Ленинградского академического театра им. А.С.Пушкина, играла Старуху в Кремлевских курантах Н.Погодина.

В 1944 вернулась в Ленинград. С этого времени и до конца жизни работала руководителем кружков художественной самодеятельности Дома ученых, Клуба моряков и др.

В сезоне 1952/1953 сыграла миссис Эйнсфордхилл в Пигмалионе Б.Шоу. Последняя роль Гзовской – Арсеньева, бабушка Лермонтова (Лермонтов Б.Лавренева).

В кино дебютировала в заглавной роли в фильме Мара Крамская (1915). Последующие работы: Лена Рокотова (Женщина с кинжалом, режиссер Я.Протазанов), Дочь помещика (Тася, режиссер Я.Протазанов), Наташа (Ураган, режиссер Б.Сушкевич), Панна Мэри (Панна Мэри, режиссер Я.Протазанов) – все 1916. В 1917 снялась в картинах Ч.Сабинского: Шквал (Таня), Ее жертва (Анеля); А.Волкова – Крестный путь, Ее влекло бушующее море (Нелли), И тайну поглотили волны; И смерть им была суждена (роль – танцовщица Лилиас); Не надо крови (режиссер Я.Протазанов, роль – Ольга Перновская); Дженни (Горничная Дженни, режиссер Я.Протазанов), Маруна-Йола (Йола (Ведьмы), режиссер В.Старевич) – все 1918; Сорока-воровка (режиссер А.Санин, 1920), Ольга (Любите жизнь, режиссер Г.Азагаров, 1923, съемки в Мюнхене), Псиша (Псиша, режиссер Ю.Ларин, 1927, съемки в Берлине), Рогозная (Степные песни, режиссер Я.Уринов, 1932–1933). Роли в зарубежных фильмах: Мадам Поммери (Интриги Мадам Поммери, режиссер Вентгаузен, Берлин, 1922); Графиня (Жулик против воли, режиссер Больвари, Мюнхен, 1925).

Умерла Гзовская в Москве 2 июля 1962.

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Ольга Владимировна Гзовская. Пути и перепутья. Портреты. Статьи и воспоминания об О.В. Гзовской. М., 1976

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Ирак

Пройти тест

Эпоха Возрождения

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет