Содержание статьи
    Также по теме

    АКТРИСА

    АКТРИСА, профессиональная исполнительница ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и кино.

    На протяжении ранней истории театрального искусства профессиональными актерами (протагонистами, скоморохами, гистрионами, вагантами, жонглерами, шпильманами, менестрелями, масхарабозами, кызыкчи, франтами и т.д.) становились только мужчины. В истории античного театра можно назвать единственное исключение – греческие театры 5–3 вв. до н.э. мим (от греч. mim240z – подражатель, подражание), в представлениях которого принимали участие женщины.

    Постепенное проникновение женщин-актрис в театр началось в Европе в эпоху средневековья, когда театр, переживший период гонений и запретов во времена становления христианства, начал свое возрождение – сначала в формах церковных представлений (литургическая и полулитургическая драма, мистерия, миракль, моралите), где в инсценировках отдельных евангельских эпизодов присутствовали и женские роли. Однако этот процесс был очень и очень небыстрым. Так, еще в эпоху Возрождения (16–17 вв.), в пуританской Англии, в шекспировском театре женские роли традиционно исполняли мужчины (правда, в других европейских странах к этому времени женщины уже занимали на сценических площадках заметное место – например, в комедии дель арте). В некоторых традиционных театрах Востока (например, японские театры Но и Кабуки) до сих пор труппы состоят исключительно из мужчин (на исполнении женских ролей в этих театрах специализируются актеры отдельных амплуа – оннагата, или ояма).

    Запрет на участие женщин в театральных представлениях обусловлен причинами социально-нравственными, строго регламентирующими подчиненную и «домашнюю» функцию женщины. Так, чрезвычайно интересно, что общепризнанной основоположницей искусства Кабуки является женщина – актриса О-Куни, возглавлявшая в начале 17 в. женскую труппу, владевшую искусством песни и танца. Однако в 1629, по соображениям охраны общественной нравственности, женские труппы – называвшиеся онна-Кабуки – были официально запрещены.

    Собственно, практически до начала 20 в. в общественном сознании актеры в принципе имели весьма невысокий статус, в определенном смысле являясь социальными изгоями. В отношении же женщин-актрис социальные нормы были существенно более строгими. Общественное признание профессиональных заслуг женщины-актрисы отнюдь не означало признание ее достойного общественного статуса. К 19 в. профессиональный статус актрисы уже не переводил ее автоматически в положение «дамы полусвета», ее могли принимать в обществе, однако, как правило, не вводили официально в высокопоставленные семьи. Так, брак графа Н.П.Шереметева со своей крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой в 1801 был исключительным отступлением от общественных норм, и содержался в тайне. Гораздо более традиционно проходил широко известный роман последнего русского монарха Николая II (еще в его бытность наследником престола) с блистательной балериной Матильдой Кшесинской: эта связь была изначально обречена в силу социального неравенства, стократ усугублявшегося профессией Кшесинской.

    Таким образом, история проникновения женщин-актрис на сцену неотделима не только от общей истории мирового театрального искусства, но и от социальной истории цивилизации, в частности – от развития течения феминизма.

    Татьяна Шабалина

    Литература

    Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991