Содержание статьи

    ГИСТРИОН

    ГИСТРИОН (лат. histrio, от этрусского слова ister – актер). За время своего существования значение термина претерпело некоторые изменения.

    Первоначально гистрионами именовались актеры в Древнем Риме (название существовало одновременно с actors/актеры). Гистрионы вербовались из рабов или вольноотпущенников, занимали низкое общественное положение – не имели никаких гражданских прав и могли быть подвергнуты телесному наказанию. Труппу возглавлял хозяин, вышедший из той же среды. Такие труппы можно назвать первыми антрепризами: хозяин труппы договаривался с магистратами об организации театральных представлений, и зачастую сам играл главные роли. В 3 и 2 вв. до н.э. гистрионы играли, как правило, без масок. Они были введены в обиход только в 1 в. до н.э. под воздействием древнегреческого театра. Женские роли исполнялись мужчинами. Представления гистрионов давались на ежегодных государственных праздниках – Римских (сентябрь), Плебейских (ноябрь) и Аполлоновых (июль) играх; Флоралиях – празднествах в честь богини цветов и весны Флоры, а также – во время триумфальных и погребальных игр, выборов высших государственных лиц и т.п. Первоначально гистрионы разыгрывали свои представления на подмостках временных театральных сооружений, которые ломали по окончанию игр. С середины 1 в. в Риме начали строить постоянные театральные здания, однако мобильный, передвижной стиль существования гистрионов дал термину новую жизнь в средневековом театре.

    Гистрионами в эпоху раннего средневековья (9–13 вв.) стали называть бродячих актеров, дающих свои представления в любом месте, где можно было собрать заинтересованную публику. Собственно, кроме странствующих гистрионов существовали и оседлые, состоящие при дворах средневековых властителей, – шуты, паяцы, потешники, а также трубадуры и труверы, исполнявшие баллады и песни. Но все же основная линия развития искусства гистрионов связана с выступлениями на площадях и улицах. (См. также СКОМОРОХИ).

    Мобильный характер представлений и пристрастия народной публики обусловили синтетическую направленность творчества гистрионов: им приходилось быть одновременно и рассказчиками, и музыкантами, и танцорами, и певцами, и акробатами, и дрессировщиками животных, и т.д. Гистрионы объединялись в особые братства, пополнявшиеся актерами-любителями, скорее всего получившими вкус к театру при участии в литургической и полулитургической драме (на ролях чертей или бытовых эпизодических персонажей). Вероятно, участие в той же литургической драме (т.е., приобщение к театрально-зрелищному искусству) способствовало пополнению сообщества т.н. вагантов (от лат. clerici vagantes – странствующие клирики), певцов-сказителей из среды недоучившихся семинаристов или священников-расстриг. Основное творчество вагантов составляли сатирические песни, пародирующие молитвы и литургию, восхваляющие земные радости – любовь, вино, веселье (в частности, знаменитый студенческий гимн Гаудеамус возник из их поэзии). Ваганты преследовались церковью особенно жестоко, и в 13 в. они практически прекратили свою деятельность, частично пополнив собой братства гистрионов. По времени это совпадает с запретом на проведение литургической драмы в помещении церквей и переносе ее на паперть (Указ папы римского Иннокентия III, 1210).

    В разных странах Европы гистрионы носили и разные местные названия (мимы – Италия; хугляры – Испания; шпильманы – Германия; менестрели – Англия; франты – Польша; жонглеры – Франция; и т.д.).

    Татьяна Шабалина

    Литература Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991