Содержание статьи
    Также по теме

    БРОДЯЧИЕ АКТЕРЫ

    БРОДЯЧИЕ АКТЕРЫ – одна из древнейших форм мирового народного театра, до сих пор распространенная во всех странах Европы и Востока.

    Искусство бродячих актеров берет свое начало в обрядовых действах и ритуалах. Уже в 5 в. до н.э. были известны греческие представления странствующих актеров-любителей, разыгрывающих бытовые и сатирические сценки. Бродячие актеры под разными именами и названиями (мимы, гистрионы, ваганты, скоморохи, жонглеры, шпильманы, менестрели, масхарабозы, кызыкчи, франты и т.д.) существуют столько же времени, сколько и вся цивилизация. В определенном смысле их можно назвать душой народа: представления кочующих актеров отвечали культурным запросам самых широких масс. Всегда и во все века они представляли собой оппозицию официальной власти – светской или клерикальной, и на протяжении всей истории их существования власть в той или иной форме боролась со странствующими комедиантами, порой – чрезвычайно жестоко. Особенно трагичной судьба странствующих актеров складывалась в средние века: в Европе вагантов отправляли на костер; в России скоморохам вырывали языки, а то и сажали на кол; на востоке применяли не менее изощренные казни. Отношение христианской церкви к скоморохам особенно наглядно выражено в запрете хоронить их в освященной земле наряду с самоубийцами, что считалось в христианстве самым тяжким грехом.

    Однако вольный дух творчества оказался неистребим. Менялись организационные структуры бродячих трупп, множились варианты представлений. Порой странствующие комедианты допускались во дворцы (например, спектакль бродячей труппы в Гамлете У.Шекспира) и даже в религиозные действа (скажем, в полулитургической драме они могли исполнять роли чертей или эпизодических светских персонажей). Гибкость и многообразие форм представлений позволяли бродячим актерам приспосабливаться к любой власти, заставляя ее рано или поздно легализировать творчество актеров.

    Значение бродячих актеров в мировом искусстве трудно переоценить – ведь в их представлениях сформировались практически все виды профессионального творчества. Многие из этих искусств в настоящее время чрезвычайно далеко ушли от своих истоков, изменившись почти до неузнаваемости; однако внимательный взгляд позволяет увидеть их ранние формы в представлениях бродячих трупп.

    Так, странствующие сказители и песнетворцы – от Гомера до средневековых трубадуров и труверов – положили начало не только исполнительскому искусству, но и профессиональной литературе: эпосу, поэзии, драматургии.

    Певцы и аккомпаниаторы заложили основу музыкального искусства. Отсюда пошли самые разнообразные и не схожие между собой жанры, такие, как, бардовская песни и инструментальная музыка.

    В танцевальных номерах бродячих трупп – истоки пластических видов искусства, от изысканного классического балета до грубоватой буффонной пантомимы.

    Из представлений гимнастов, факиров, жонглеров, канатоходцев, дрессировщиков, факиров, эквилибристов вырос цирк, сегодня представляющий неимоверное разнообразие аттракционов.

    Из полотнища, закрепленного на поясе странствующего актера с натянутым на обруч и поднятым над его головой свободным концом, ведет свою родословную все многообразие театра кукол – с куклами перчаточными, пальчиковыми, тростевыми, теневыми, марионетками, куклами-автоматами, и т.д. и т.п.

    Здесь же, в работе бродячих трупп, сформировались театрально-декорационное, бутафорское и даже декоративно-прикладное искусства. Многообразные технологии (от резьбы по дереву до папье-маше, от живописи до постижерного ремесла, и т.д.) отрабатывались в изготовлении костюмов, масок, париков, тех же кукол, предметов, обозначающих места действия.

    Современное эстрадное искусство, построенное на работе гастролеров, по своим организационным принципам практически идентично искусству бродячих актеров, изменилось только техническое оснащение сценических площадок. Особенно ярко эта преемственность видна в концертах юмористов, исполняющих злободневные скетчи, репризы и сценки.

    Пожалуй, из всех современных направлений искусства, только нынешняя общая совокупность «странствующих комедиантов» включает в себя как высокопрофессиональных актеров, так и любителей, порой не обладающих даже основными навыками профессии. Так, несомненными наследниками и хранителями древних традиций бродячих артистов являются те многочисленные музыканты и певцы, которых мы ежедневно видим в подземных переходах, электричках, метро, да и просто на улицах.

    Татьяна Шабалина

    Литература

    Фаминцын А. Скоморохи на Руси. СПб, 1889
    Симонович-Ефимова Н. Записки петрушечника. Л., 1980
    Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984
    КУКАРТ, 1997, № 6