Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ГОРБУНОВ, ИВАН ФЕДОРОВИЧ

ГОРБУНОВ, ИВАН ФЕДОРОВИЧ (1831–1895), русский актер, писатель, в творчестве которого соединились обе эти профессии, окончательно утвердив и оформив жанр сценического рассказчика.

Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)

ИВАН ФЕДОРОВИЧ ГОРБУНОВ

Cын мелкого фабричного служащего из крепостных и крепостной крестьянки, родился 10 сентября 1831 в селе Ивантеево (Коптино) Московского уезда Московской губернии. Курса гимназии окончить не удалось и вынужден был подрабатывать репетиторством и перепиской. Судьба свела его с артистом Малого театра П.Садовским, в семье которого он был репетитором по чистописанию. Затем, в 1849, попал в переписчики пьесы к А.Н.Островскому. Под впечатлением от его произведений, написал ряд рассказов и жанровых сцен на бытовую тему (Из московского захолустья, Утро квартального надзирателя, Сцена у пушки, Мастеровой и др). Вскоре становится участником литературных чтений в журнале «Москвитянин», сближается с передовым кругом писателей. Но первый его литературный дебют состоялся в 1855 в «Отечественных Записках». Одновременно мечтает и о сцене; и в этом ему помогает П.Садовский, который в 1854 вывел Горбунова на сцену Малого театра в свой бенефис. По совету друзей поступает в 1855 в Петербургский Александринский театр, где выступал до конца жизни, исполняя в основном бытовые роли второго плана (лучшей из них признана роль Кудряша в пьесе А.Н.Островского Гроза, где проявилось его лирико-комедийное дарование). Наибольшее признание получил в качестве актера-рассказчика, исполнителя своих произведений, а также современных и классических авторов. На волне общественного подъема 1860-х его популярность стремительно росла, получая признание публики новизной открытых им характеров, а также используемых сценических приемов. Театр Горбунова обобщил и синтезировал все лучшее, что предшествовало ему в концертно-разговорном жанре, который до него также использовали артисты - М.Щепкин, П.Садовский, В.Живокини. Это был в полном смысле «театр одного актера», обладающий богатством выразительных средств от мимики и жеста до речевых и интонационных нюансов. Он вдыхал жизнь в десятки сценических персонажей, каждого из них наделяя особой пластикой и красками говора. Одним из главных достоинств его выступлений была та импровизационная свобода, которой он в совершенстве распоряжался. Его герои, как правило, простые люди - крестьяне, солдаты, мастеровые, фабричные рабочие, квартальные и околоточные. Рассказы Горбунова, инсценированные и вдохновенно сыгранные, привлекали мастерством характерной детали, лаконичного штриха, раскрывавшими мир человека из народа. Этот мир раскрывался им, как правило, лирико-комедийными, юмористическими красками. Другим направлением было сатирическое, социально-бытовое. На протяжении многих лет он развивал и совершенствовал типичный образ отставного генерала Дитятина, слабоумного ретрограда пореформенной России, от лица которого произносились импровизированные речи, выступления и тосты на самые важные злободневные и политические темы.

Также по теме:
АКТЕР
АКТЕР

Но общественная ситуация в России менялась, на смену подъему и времени надежд пришли реакция и застой. Он не мог не чувствовать, насколько теряет в звучании, мельчает утвержденный им жанр. Интерес к живым, острым проблемам, сатире уступает место искусству развлекательному, близкому к безобидному анекдоту.

Начиная с 1880-х выступал на сцене театра все реже, сторонясь одновременно и частных выступлений. Посвящает свое время созданию Музея русского театра. Благодаря стараниям Горбунова, в 1888 первый русский театральный музей был открыт. Собранный им фонд послужил основой для будущего театрального музейного дела, продолженного А.А.Бахрушиным.

Также по теме:
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО

В последние годы жизни проявил себя как серьезный исследователь истории русского театра, написав статьи: Первые русские придворные комедианты, Московский театр в 18 и 19 столетиях, Драматические деятели в биографиях, От основания русского театра до нашего времени.

Умер 24 декабря 1895 в Петербурге.

Екатерина Юдина

Также по теме:
ЛитератураТеатр и Кино

Литература:

Кузнецов Е. Иван Федорович Горбунов. М., 1947
Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. Л., 1965

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Физика

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Здоровье и медицина

Пройти тест

Короли

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет