Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ (из греч. theos, «бог» и sophia, «мудрость»), совокупность учений, предлагающих объяснение истоков и смысла жизни и глубочайшее познание бога и божественных вещей. В отличие от теологии и философии, теософия претендует на высшее знание Бога и мира, присущее мистике благодаря ее «способности» к непосредственному созерцанию при помощи божественного света. Поэтому теософия есть общее название для всех мистических систем, в особенности же для пантеистических, возвращающихся к неоплатонизму.

Также по теме:
ГНОСТИЦИЗМ
ГНОСТИЦИЗМ

Теософия включает в себя антропогенез и космогенез, рассматривая единство жизни, материальной и духовной, в категориях эволюции, подчиняющейся некоему абсолютному закону. Теософские идеи можно обнаружить в сочинениях философов (например, Платона и Плотина), у христианских гностиков и – в более явной форме – в священной литературе Египта, Китая и Индии. К мистикам принадлежали Яков Беме, Валентин Вейгель, Сведенборг, Христофор Фридрих Этингер, Сен-Мартен, Франц Баадер.

Теософия опирается на следующие принципы.

Также по теме:
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ

1. Постулируется существование Первопричины, которая вечна, не возникает и не умирает; эта Первопричина есть абсолютное и неизменное первоначало, бесконечная реальность, внутри которой всякая ее манифестация обладает бытием.

2. Первородный Источник отражается в тварном универсуме, становясь через это манифестацией Бога, или Логосом.

Также по теме:
ВЕРА
ВЕРА

3. Универсум порождается беспричинной Первопричиной как космическая идеация, из которой возникает сначала диада, т.е. оппозиция духа и материи, а затем триада – дух, материя и отношение между ними (сознание).

4. Внутри манифестированного сознания, хотя и дифференцированно, существуют мириады отдельных сознаний, каждое из которых есть Божественный Сын, или Монада.

5. Космическая задача Монад состоит в том, чтобы развернуть врожденные силы сознательной божественности посредством осознания ограничений и овладения более глубокими слоями материи в трех материальных мирах – минеральном, растительном и животном. Теософия учит, что существует эволюция уровня сознания, параллельная эволюции формы, и что на человеческом уровне Монада может быстрее осуществить свою задачу, так как здесь она встречает разумное сотрудничество.

6. Монада – это бессмертное начало сознания в человеке, и потенциальные силы этого начала постепенно высвобождаются в циклах реинкарнаций.

7. Реинкарнация мыслится как упорядоченная и периодическая смена высшим «Я» человека различных смертных «оболочек», в которых это «Я», пользуясь как инструментами умом, эмоциями и физическим телом, получает возможность для расширения своего опыта и дальнейшего роста.

8. Периодическое возвращение человеческого духа в материальную форму предопределяется кармой – законом действия и ответного действия, обеспечивающим соблюдение принципа высшей справедливости во Вселенной.

9. Использование человеческого опыта состоит в «просвещенном» осознании единства Жизни; это осознание есть духовная мудрость – оно служит основанием этики, которая, в свою очередь, гарантирует, что пробужденные духовные силы будут направлены на поддержание эволюционного процесса, а не на противодействие ему. После достижения этой ступени предназначением человеческого духа становится бесконечное совершенствование собственной божественной природы.

Возрождение древних теософский идей в наше время было связано с учреждением 17 ноября 1875 в Нью-Йорке, по инициативе Е.П.Блаватской, полковника Г.С.Олкотта, У.К.Джаджа и других, Теософского общества. Олкотт стал его первым председателем, а Блаватская – его первым секретарем-референтом. Поначалу немногочисленное, общество сегодня насчитывает 35 тысяч членов в более чем 50 странах мира. Штаб-квартира Теософского общества расположена в Адьяре (шт. Мадрас, Индия). Обществом создана обширная литература, однако главным теософским сочинением продолжает считаться Тайная доктрина Блаватской (закончена в 1888). Позднейшие председатели общества, в частности – Анни Безант, также внесли вклад в литературное наследие Теософского общества. Главные цели общества: 1) создать ядро всемирного братства людей без различия расы, веры, пола, касты или цвета кожи; 2) поощрять исследования в области сравнительного религиоведения, философии и естествознания; 3) изучать непознанные законы природы и скрытые способности человека.

Также по теме:
Религия

Литература:

Блаватская Е.П. Тайная доктрина: Синтез науки, религии и философии, тт. 1–2. М., 1993
Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1994

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Мифология

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет