Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ПАРНАС

ПАРНАС (фр. Parnasse) – литературное объединение, созданное во Франции во второй половине 19 в.

Также по теме:
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ

Название «парнасцы» группа получила по аналогии с альманахом «Современный Парнас», выходившего трижды – в 1866, 1869 и 1876. Основные представители: Шарль-Мари Леконт де Лиль (Charles-Marie Leconte de l'Isle, 1818–1894), Теофиль Готье (Théophile Gautier, 1811–1872), Хозе-Мари Эредиа (José-Maria de Hérédia, 1842–1905), Теодор де Банвиль (Théodore de Banville, 1823–1891). К группе ненадолго примыкали Ш.Бодлер, П.Верлен, С.Малларме, Ф.Коппе.

Первыми произведениями «парнасского» стиля стали поэтические сборники Т.Готье Эмали и камеи (1852) и Ш.М.Леконта де Лиля Античные стихотворения (1852). В предисловии к Античным стихотворениям автор выдвинул новую литературную программу, созданную в противовес романтизму. Взамен контрастов и преувеличенных страстей Леконт де Лиль предлагал ясность и отстраненность изображения, а его объектом вместо собственной души поэта призывал избрать историю древности. Он по-новому определил понятие Прекрасного, говоря, что оно не совпадает с понятием Правды, и утверждая самоценность Красоты и служащего ей искусства. По сути, Леконт де Лиль сформулировал принцип «искусства для искусства», ставший девизом «Парнаса».

Также по теме:
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ

Небольшой трактат о французской поэзии Теодора де Банвиля (1872) продолжил идеи Леконта де Лиля о необходимости оттачивать поэтическое мастерство, чтобы создать ясное, классическое по своей форме произведение.

Характерными чертами парнасцев стали точность и выверенность поэтики вместо вдохновенной небрежности романтиков, заботливое отношение к отделке стиха и внимание к вещи в ее чувственных проявлениях. Любовь к «романтическому пейзажу» сменилась любовью к «искусственной природе» (natura naturata). Живое в их поэзии часто сравнивалось с неживым, материя с материалом (нагота женщины – мрамор, листва – медь, небо – голубая эмаль и т.д.). В отличие от романтика, изображавшего мир в его динамике, парнасец стремился остановить мгновение, придать ему законченность и величие. Таково изображение природы у Леконта де Лиля (Варварские стихотворения, 1862). Главным приемом парнасцев стало развернутое описание, создание «словесной картины». Особенно ярко эта черта проявилась в сборнике Эмали и камеи Теофиля Готье, состоящем из стихотворений-экфразисов (жанр экфразиса возник в эллинистической литературе и представляет собой описание предметов, сотворенных человеком, особенно произведений искусства). Здесь «природная» жизнь полностью заменена артефактами.

Также по теме:
ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ И САЛОНЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ И САЛОНЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Холодный идеал красоты вскоре начал восприниматься как жестокий и недостижимый. Для некоторых поэтов-парнасцев это было симптомом преодоления парнасской поэтики. Стихотворения Окна, Лазурь, Весеннее обновление Стефана Малларме (опубликованные, однако, в «Современном Парнасе») рисуют лазурное небо, смеющееся над поэтом, бессильным достичь Идеала. Противопоставление «Сплина» жизни и «Идеала» стало основой поэтического мира Шарля Бодлера. «Парнасский» период сменился «символистским» и в творчестве Поля Верлена.

К 1880-м мода на поэзию «Парнаса» уступила моде на символизм. Только Трофеи кубинца Х.-М.Эредиа, выйдя с некоторым опозданием (1893), обозначили конец направления.

В России опыт «Парнаса» воспринимался в едином потоке с открытиями символизма, так что часто невозможно отделить эти взаимосвязанные влияния. Наиболее явно экспериментировал с парнасской поэтикой символист Валерий Брюсов (см., например, разделы Криптомерии в сборнике Chefs d'oeuvre и Любимцы веков в Tertia vigilia). В полной мере поэтические достижения «Парнаса» восприняли русские акмеисты.

Татьяна Михайлова

Также по теме:
Литература

Литература:

Леконт де Лиль. Из четырех книг. М., 1960
Martino P. Parnasse et symbolism. 1850–1900. P., 1970
Обломиевский Д.Д. Поэты-парнасцы. – В кн.: Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973
Эредиа Ж.-М. де. Трофеи. М., 1973
Великовский С.И. Хладнокровные мастера. – В кн.: Великовский С.И. В скрещенье лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987
Косиков Г.К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и камей». – В кн.: Готье Т. Эмали и камеи. М., 1989
Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма. – В кн.: Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995

 

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Наше кино

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Новый Год и Рождество

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет