Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ТОХАРСКИЕ ЯЗЫКИ

ТОХАРСКИЕ ЯЗЫКИ (тохарский A, или восточнотохарский, и тохарский B, или западнотохарский), мертвые языки, образующие особую подгруппу внутри индоевропейской семьи языков. Письменные памятники на этих языках, найденные в оазисах Синьцзяна (Восточного Туркестана) на караванном пути, параллельном р.Тарим, датируются 5–8 вв. н.э. (более точной датировки для большинства из них не существует). Тексты на тохарском A найдены в Турфанском оазисе (Муртук, Сенгим, Туюк, Кочо) и пещерном монастырском комплексе Шорчук (около Карашара), тексты на тохарском B – также в области Кучи (в том числе в пещерах Мингёй-Кызыла).

Также по теме:
ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ

Эти тексты – как на тохарском A, так и на тохарском B языках – представляют собой главным образом переводы и переработки древнеиндийских буддийских сочинений; санскритские оригиналы многих текстов до нас не дошли (или никогда не существовали?), вследствие чего тохарские версии оказываются уникальным источником сведений по истории распространения буддизма в Центральной Азии. На тохарском B сохранилось также значительное число монастырских счетов, медицинские и магические тексты, несколько деловых и любовных писем, караванные пропуска на деревянных табличках, фрагмент любовного стихотворения, а также надписи на стенах и рисунках и пояснительные пометы в тохарских A текстах. На тохарском A имеется также небольшое число учебных письменных упражнений.

Тохарский A в 5–8 вв. н.э. был языком буддийской проповеди и буддийской драмы (последнее обеспечивало сохранение устной традиции) и в качестве бытового разговорного языка, видимо, не использовался.

Также по теме:
САНДХИ
САНДХИ

Тохарские тексты написаны особой разновидностью древнеиндийского письма – так называемым «наклонным брахми» – с добавлением ряда знаков и использованием некоторых специальных приемов для отражения особенностей тохарской фонетики. Тохарское наклонное брахми несомненно оказало значительное влияние на формирование древнетюркского брахми.

Фонологические системы тохарских языков сходны:

согласные   гласные
p t   c k   i         u
m n           e     o  
  s             a      
  l r ly                
w     y                
  ts                    

В тохарском A имелась также фонема ä (верхне-среднего подъема передне-среднего ряда), в тохарском B – дифтонги , , , , , . В обоих языках были слоговые сонанты – , в тохарском A, вероятно, также и .

В тохарском B, где реконструируется разноместное динамическое ударение русского типа, отмечены чередования гласных: a без ударения реализуется как a, a – как ä.

Имена в тохарских языках имели грамматические категории рода, числа и падежа. Родов было три – мужской, женский и «переменный» (слова, относившиеся к переменному роду, требовали согласования по мужскому роду в единственном числе и по женскому – во множественном и двойственном). В тохарском A имелось противопоставление по роду у местоимения «я». В обоих тохарских языках существовали единственное, множественное, двойственное (в тохарском A – лишь как редчайший архаизм) и отличное от него парное число. Падежи делились на «первичные» (номинатив, аккузатив, генитив и – только в тохарском B – вокатив) и «вторичные», образовывавшиеся присоединением падежных показателей к форме аккузатива. При наличии двух или нескольких однородных существительных нормой в обоих тохарских языках было присоединение показателя вторичного падежа только к последнему из них и постановка всех предыдущих в форму аккузатива («групповая флексия»), ср. тох. A sewas «с женой, сыновьями и дочерьми», тох. B reki palsko-sa «телом, речью и мыслью». Прилагательные, как правило, выступали только в формах «первичных» падежей.

Набор вторичных падежей (одинаковы для всех чисел):

  тох. A тох. B   тох. A тох. B
Locativ -ne Perlativ -a -sa
Allativ -ac Instrumental -yo –
Ablativ Causalis –
Comitativ -mpa      

Личные местоимения:

  тох. A тох. B
  Sg Pl Sg Du Pl
1 лицо ä was   *wene wes
2 лицо tu yas tuwe yene yes

В функции местоимений III лица использовались указательные местоимения.

Имелись количественные, порядковые, в тохарском B также дистрибутивные числительные.

В обоих тохарских языках отмечено значительное разнообразие типов склонения, наличие множества фонетических и морфонологических чередований в парадигмах, распространявшихся и на заимствованную (как правило – санскритскую) лексику.

Формы тохарского глагола согласовались с подлежащим по лицу и числу (формы двойственного числа служили для согласования как с двойственным, так и с парным числом). Имелись также энклитические приглагольные местоимения, выражавшие лицо и число дополнения (прямого или косвенного) и даже генитивного определения. Различались два залога (актив и медиопассив), причем весьма велико количество глаголов, имеющих только медиальные формы, четыре наклонения (индикатив, оптатив, конъюнктив и императив), три времени (только в индикативе – презенс, имперфект, претерит).

В обоих тохарских языках имелись следующие неличные формы: инфинитив, герундив I (презентный) и II (конъюнктивный), так называемые активное и медиальное причастия презенса, причастие претерита, нейтральное в залоговом отношении, и образуемый от него абсолютив. Фактически, однако, презентные причастия, как правило, не отражали залоговых различий: «активное» причастие употреблялось в собственно причастной функции, а «медиальное» – скорее как деепричастие одновременного действия. Абсолютив играл роль причастия предшествования. В тохарском B засвидетельствован приватив – отглагольное прилагательное со значением невозможности действия.

Параллельно всем формам основного глагола (личным и неличным) существовали формы каузатива с суффиксами -s- (тох. A) и -sk- (тох. B).

Словообразование было в основном суффиксальным. Продуктивных префиксов не было.

Синтаксический строй – аккузативный, порядок слов – свободный, с тяготением к схеме SOV («подлежащее – дополнение – сказуемое»). В отличие от других древних индоевропейских языков в тохарских языках абсолютно преобладают послелоги, в качестве предлогов функционируют только тох. A – тох. B «с» и тох. A sne – тох. B snai «без».

Тохарская лексика в основном индоевропейского происхождения. Имеется очень большое количество заимствований из санскрита, встречаются иранизмы; интересно, что нет ни одного достоверного случая заимствования глагольных основ. Значительные пласты лексики пока не поддаются этимологизации.

Также по теме:
Народы и ЯзыкиЛингвистика

Литература:

Тохарские языки. М., 1959
Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Этнос, языки, религии. М., 1992
Бурлак С.А. Историческая фонетика тохарских языков. М., 2000

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»
Кто из основоположников детективного жанра отбывал тюремное заключение за воровство?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

История в фактах

Пройти тест

Физика

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет