Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

АЛЬВАРЫ

АЛЬВАРЫ (тамил. – «углубленные»), вишнуитские мистики-поэты, творившие в Тамилнаде в 6–11 вв. и следовавшие бхакти-марге («путь преданности»). Истоки религиозной поэзии альваров – Бхагавадгита (где «путь преданности» впервые получает статус высшего служения Божеству), мифология панчаратры (почитавшее верховное вишнуитское божество Васудэву-Наряну в манифестациях-вьюхах и его женскую энергию-шакти), популярный кришнаизм и ранние антологии тамильской поэзии.

Также по теме:
ИНДИЯ
ИНДИЯ

Считается, что альваров было 12. Самыми ранними считаются Пойхей, Пудам (Бхутам), Пей и, вероятно, Тирумажисей (6–7 вв.). К 9 в. относится творчество Тирупаннальвара, Тонадаралипподи, знаменитых Перияльвара и его приемной дочери Антал, создавшей искусную поэму и цикл лирических стихов, в которых она идентифицирует себя в качестве духовной супруги Кришны, развивая мистическую сублимацию эротического чувства (шрингара).

Самым поздним и одновременно выдающимся из альваров считается Наммальвар (9–10 вв.). Согласно легенде, он провел в медитации 16 лет, пока его мысленному взору не предстал Вишну и не отверз поток своей гимнической поэзии, в которой, по мнению некоторых исследователей, сконцентрирован духовный опыт не только вишнуизма, но и других индуистских течений. Наследие альваров было собрано в 9–10 вв. Натхамуни (согласно легенде, весь текст был передан ему самим Наммальваром) в корпус Налайира тиввияппирабандам (Священная коллекция 4000 стихов), включавший 24 произведения, которые распределены по четырем циклам, названным Ведами (претензия на «превосхождение» самой древней и сакральной текстовой традиции Индии).

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В центре поэтического культа альваров – божество Тирумаль (Маль, Майон) – тамильский вариант Вишну-Кришны (восходящий к образу древнего дравидского пастушеского божества, ассоциировавшегося с сезоном дождей). В поэзии альваров воспеваются: 1) его мифические подвиги – из историй о классических инкарнациях Вишну (аватары), прежде всего о Кришне; 2) его воплощения в храмовых статуях (упоминается до 95 святилищ); 3) его пребывание в сердцах почитателей-бхактов. Вместе с тем поэзия альваров – миссионерско-полемическая. Объекты их критики – все соперничавшие с вишнуитами религиозные направления Тамилнада: шиваиты, буддисты, джайны. Опирающийся в значительной мере на наследие альваров шривайшнавизм создал целую «житийную» литературу, в которой они уже сами становятся объектами мифологизации и истолковываются как инкарнации небесных оружий Вишну и где им приписывается множество чудес, а также грандиозную комментаторскую литературу (к их «корпусу») на сильно санскритизированном тамили. К числу поздних альваров относился и Ямуначарья (10–11 вв.), мистические интуиции которого были впоследствии систематизированы в вишишта-адвайте.

Влияние альваров на развитие средневекового индуизма было глубоким и всесторонним. Образ игривого Кришны и другие темы и акценты поэзии альваров определил многие мотивы знаменитой Бхагавата-пураны (10 в.), а через нее и средневекового вишнуизма в целом. Антал и Наммальвару принадлежит значительный вклад в мистическую эротику. Натхамуни стал у истоков «организованной» философии шри-вайшнавов, завершенной Рамануджей. Поэзия альваров, оказавшая значительное влияние как на популярную, так и на эзотерическую вишнуитскую словесность, и в настоящее время сопровождает храмовый культ Южной Индии. Наконец, деятельность альваров способствовала консолидации соперничавшей шиваитской бхакти в поэзии наянаров (6–12 вв.).

Также по теме:
ВИШНУ
ВИШНУ

См. также БХАГАВАДГИТА; БХАКТИ; ИНДУИЗМ; НАЯНАРЫ; ПУРАНЫ; РАМАНУДЖА.

Владимир Шохин

Также по теме:
ФилософияРелигияЛитература

Литература:

Бычихина Л. В., Дубянский А. М. Тамильская литература. Краткий очерк. М., 1987
Древо индуизма. М., 1999

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Неизвестные подробности

Пройти тест

Известные династии

Пройти тест

Африка

Пройти тест

Псевдонимы...

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет